Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 06.10.2020 под номером 90186, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                       Дело № 33-171/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      14 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора  Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3949/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Резяпова Роберта Гаязовича -  удовлетворить.

Признать незаконными бездействия  Министерства  здравоохранения  Ульяновской области по необеспечению Резяпова Роберта Гаязовича  бесплатно лекарственным  препаратом    ***  по  рецептам  серии  *** от 29.08.2018 года,  серии  *** от 14.12.2018 года.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области   обеспечить        Резяпова Роберта Гаязовича  бесплатно лекарственным  препаратом    ***  по  рецептам  серии  *** от 29.08.2018 года,  серии  *** от 14.12.2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского  района города Ульяновска, действуя в интересах Резяпова Р.Г., обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Требования обосновал тем, что прокуратурой  проведена проверка по обращению Резяпова  Р.Г. о нарушении его  прав на предоставление льготного обеспечения  лекарственными   препаратами, которой было выявлено, что Резяпов  Р.Г. состоит на учете в ГУЗ  «Городская поликлиника №4»  с диагнозом ***, по медицинским показаниям ему выписаны рецепты от 29.08.2018,  14.12.2018, 29.07.2019  на получение бесплатно лекарственного препарата ***. Согласно информации ОАО «УльяновскФармация»   по данным рецептам  Резяпов  Р.Г. указанным  лекарственным   препаратом     до настоящего времени не обеспечен.

Уточнив исковые требования, прокурор просил  обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить    Резяпова  Р.Г.   лекарственным  препаратом *** по рецептам от  29.08.2018 и  14.12.2018.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Указывает, что Резяпов Р.Г. не был обеспечен лекарственным препаратом *** по рецептам от 29.08.2018 и 14.12.2018 по причине  не исполнения условий контракта АО «УльяновскФармация». Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает на наличие срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, по истечению которого Министерство не имеет возможность выдать истцу лекарственные препараты. Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Так же отмечает, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Более того указывает на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами за прошлый год по причине завершения 2018 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

 

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Резяпов Р.Г., 1956 года рождения, состоит на диспансерном  учете в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозом: ***, получает  терапию    ***. 

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В указанный перечень входят и лица, страдающие заболеванием «сахарный диабет».

В соответствии с п.1  Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства  Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными  средствами и изделиями  медицинского назначения» на территории Ульяновской области» исполнительным  органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями бесплатно  и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у  Резяпова Р.Г.  заболеванием он нуждается в приеме препарата *** 2 раза в день, на получение которого ему выписывались рецепты серии  *** от 29.08.2018,  серии  *** от 14.12.2018.

Однако по указанным рецептам истец  данным лекарственным препаратом обеспечен не был.

Данный факт  ответчик не оспаривал и доказательств обратному суду  не предоставил.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что Резяпов Р.Г.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами  по назначению врача, суд правомерно возложил на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истца  лекарственным препаратом *** по рецептам серии  *** от 29.08.2018,  серии  *** от 14.12.2018.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения  не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Резяпова Р.Г. необходимым ему лекарственным препаратом, тем более, что Министерство обязанность по закупке *** выполнило, невыдача же указанного препарата  истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Резяпову Р.Г.  бесплатно лекарственного препарата  по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственным препаратом только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарственных препаратов  впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить Резяпова Р.Г.  медицинскими препаратами  только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истец постоянно нуждается в приеме *** препаратов, соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен ими сверх установленной нормы, не имеется.

Не является юридически значимым и не ставит под сомнение правильность принятого судом решения довод апелляционной жалобы в части того, что финансовый 2018 год закончился и обеспечить истца по  рецептам  датированным 2018 годом, т.е. за прошедший год у ответчика не имеется возможности, поскольку это не освобождает ответчика от обязательств по обеспечению льготной категории граждан бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: