Судебный акт
Компенсация за ТСР
Документ от 29.09.2020, опубликован на сайте 06.10.2020 под номером 90166, 2-я гражданская, о возложении обязанности выплатить компенсацию средств, затраченных на приобретение ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-3594/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  29 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Данилова Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2107/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах Семерхановой  Лилии Таибовны  к  Государственному учреждению  Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ  о признании незаконными бездействий,  о  взыскании расходов на  приобретение технического средства реабилитации удовлетворить частично .

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Семерхановой  Лилии Таибовны  расходы на приобретение технических средств реабилитации по  индивидуальной программе реабилитации *** №*** в размере 12 786 руб. 11 коп. 

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., Семерхановой З.Х., полагавших  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска действуя в интересах Семерхановой  Лилии Таибовны обратился в суд с иском  к  Государственному учреждению  Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ УРО ФСС РФ) о признании незаконным бездействие,  о  взыскании расходов на  приобретение технического средства реабилитации.

В обоснование своих требований указал, что Семерханова Л.Т. является ***. 23.12.2016 учреждением медико-социальной  экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» ей оформлена индивидуальная программа реабилитации *** №***/2016, согласно которой истица подлежит обеспечению: *** (3 штуки в день), *** (2 штуки в год).

Опекун С*** З.Х. обращалась в уполномоченный орган с заявлением о компенсации денежных средств за самостоятельно приобретённые *** в количестве 720 штук на сумму 12 960 руб., *** в количестве 2 штук в размере 3631 руб. Ответчиком произведена частично компенсация за 60 штук *** в размере 1004 руб. 40 коп., за *** в количестве 1 штуки в размере 1737 руб. 71 коп.

С 01.01.2019 полномочия по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации переданы ответчику.

Просил суд обязать  Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить Семерхановой Л.Т. компенсацию средств, затраченных на приобретение *** (3 штуки в день) в размере 11 880 руб., ***  в размере 1800 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены: Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ  просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что размер компенсации за технические средства (изделия) определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Последней по времени осуществления закупкой ТСР считается последняя завершенная процедура осуществления закупки ТСР (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку ТСР, обязательства по которому на дату подачи инвалидом заявления о возмещении расходов по приобретению ТСР исполнены сторонами контракта в полном объеме). Семерханова Л.Т. зарегистрирована на обеспечение ТСР в соответствии с индивидуальной программой реабилитации 23.12.2016. Количество компенсированных Фондом *** обусловлено окончанием срока действия её индивидуальной программы реабилитации – 14.11.2019, на момент подачи заявки новая программа реабилитации заявителем представлена не была, соответственно Семерхановой Л.Т. была выплачена денежная компенсация за самостоятельно приобретенные *** в количестве 60 штук сроком пользования с 16.10.2019 (дата приобретения ТСР) по 14.11.2019 (срок окончания действия индивидуальной программы реабилитации) – на 20 дней. После предоставления 12.12.2019 С*** З.Х новой программы реабилитации №1286 от 16.73/2019 и подачи ею заявки на обеспечение Семерхановой Л.Т. *** г ей были выписаны направления на получение *** и в дальнейшем ею получены *** в количестве 660 шт. Таким образом, она была обеспечена *** на срок до 26.07.2020 включительно. Обращает внимание, что согласно новой программе реабилитации характеристики *** изменились с объема *** не менее 1000 г на 1400 г, при этом требование прокурора об обязании регионального отделения выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенные *** не менее 1000 г в количестве 660 штук необоснованно. Ссылаясь на п.3 Порядка обеспечения инвалидов технически­ми средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протеза­ми (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным По­становлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240, указывает, что одновременное обеспечение инвалидов ТСР в натуре и компенсация денежных средств за самостоятельно приобретенные аналогичные технические средства реабилитации за один и тот же период не предусмотрено.

Считает, что региональное отделение обоснованно отказало в выплате компенсации за два ***, самостоятельно приобретенные заявителем и назначило выплату только за одну единицу ТСР, поскольку срок пользования приобретенного изделия исчисляется с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы. Согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 №85н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования *** составляет не менее 6 месяцев. Поскольку С*** З.Х. приобрела *** 16.10.2019, то право на последующее получение денежных средств (компенсацию) возникло у неё 16.04.2020.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Семерханова Л.Т., ***.2001 года рождения, является ***.

23.12.2016 учреждением медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Семерхановой Л.Т. была утверждена индивидуальная программа реабилитации *** №2326.14.73/2016.

Согласно данной программе Семерханова Л.Т. подлежала обеспечению: *** (3 шт. в день), *** в количестве 2 шт. в год.

В связи с  достижением  Семерхановой  Л.Т. совершеннолетия, ей разработана новая индивидуальная программа реабилитации *** №1996.14.73/2019/И1.

Согласно данной программе реабилитации Семерханова  Л.Т. подлежит обеспечению в том числе: *** в количестве 1 штуки  в период  с 06.11.2019 года по 05.11.2020 года.

В период действия индивидуальной программы реабилитации *** №2326.14.73/2016 Семерханова  Л.Т.  не была обеспечена *** (2 штуки).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

С*** З.Х. – матерью Семерхановой Л.Т. ***2019 на основании направления было  получено 756 шт. *** В связи с тем, что *** оказались некачественными  она вернула 720 штук и вместо них приобрела такое же количество за счет собственных средств.

Указанное подтверждено актом сдачи-приемки товара № 9898 от 16.09.2019. Данный акт обозревался в судебном заседании.

Кроме того, С*** З.Х. было приобретено два *** на общую сумму 3631 руб.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Опекун С*** З.Х. обращалась в ГУ УРО ФСС РФ с заявлением о компенсации денежных средств за самостоятельно приобретённые *** в количестве 720 штук на сумму 12 960 рублей, *** в количестве 2 штук в размере 3631 рубль. Товарный и кассовый  чеки были  переданы  ответчику вместе с заявлением, что им не оспаривалось.

Ответчиком произведена частично компенсация за 60 штук *** (*** в размере 1004, 40 руб., за *** в количестве 1 штуки в размере 1737, 71 руб.

Таким образом, компенсация расходов на приобретение ТСР по заявлению Семерхановой З.Х. произведена не в полном объеме.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд обоснованно исходил из следующего.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Согласно представленных ответчиком документов, на момент приобретения истицей *** и ***   и  подачи соответствующего заявления, цена закупки данного указанных видов ТСР по последним завершенным государственным контрактам была ниже, в связи с чем Семерхановой Л.Т. подлежат возмещении расходы по ценам,  указанным  в контрактах. Стоимость ***  составляла  16,74 руб.,   Семерханова  Л.Т. не обеспечена 660  ***,   таким образом компенсация  составляет 11048,40 руб., стоимость *** фактически  1800 руб., а в рамках  последнего   контракта  его стоимость определена  как 1737,71 руб., таким образом, компенсация за приобретение ***  составляет 1737,71 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно взыскал с ГУ УРО ФСС РФ в пользу Семерхановой Л.Т. компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации- *** в количестве 660 шт. и *** в общей сумме 12786,11  руб.

Довода апелляционной жалобы в части того, что в рамках ранее действовавшей программы реабилитации  №2326.14.73/2016 от 23.12.2016 истица была полностью обеспечена ***, а потому исковые требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР удовлетворению не подлежат, не подтверждены представленными доказательствами.

Как указывалось выше, С*** З.Х. для дочери Семерхановой Л.Т.  в 2019 году были получены *** в количестве 756   шт, из которых 720 шт. она вернула, поскольку они были некачественные и приобрела другие за счет собственных средств. Данные обстоятельства подтверждены представленными в суд апелляционной инстанции актами  сдачи приемки товара от 16.09.2020 (обозревались в судебном заседании).  При обращении к ответчику за компенсацией ей были выплачены средства только за 60 шт ***

При таких обстоятельствах вывод суда в части того, что истица имеет право на компенсацию за 660 шт. самостоятельно приобретенных *** является правомерным.

Корсетами полужесткой фиксации по ранее действовавшей программе истица не обеспечивалась. Ранее действовавшей ИПР было предусмотрено обеспечение Семерхановой Л.Т. ***   в количестве 2 шт в год, истицей данное ТСР было приобретено в рамках указанной программы  реабилитации. Соответственно приобретение   двух   корсетов   одновременно не может умалять право истицы  на   выплату  компенсации  за оба  ***,  поскольку  фактически   приобретение их было связано с  отсутствием  обеспечения  техническими средствами реабилитации со стороны  ответчика.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, судом им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии  оснований не имеется. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: