Судебный акт
Единовременная выплата ко Дню Победы
Документ от 22.09.2020, опубликован на сайте 06.10.2020 под номером 90113, 2-я гражданская, О признании незаконным отказ в выплате единовременной денежной суммы ко Дню Победы в ВОВ, обязании назначит выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                                       Дело № 33-3407/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-325/20 по  апелляционному представлению прокурора Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года, по которому постановлено:

 

иск прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах  Парамоновой Анны Александровны к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ   в  г. Барыше Ульяновской области (межрайонное) о признании незаконным отказ в выплате единовременной денежной выплаты,   возложении обязанности назначить единовременную денежную выплату  – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., поддержавшей  доводы апелляционного представления, полагавшей решение суда, подлежащим отмене, представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в городе Барыше Ульяновской области (межрайонное) Москвичевой С.А., возражавшей против доводов апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах Парамоновой А.А., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в  г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в выплате единовременной денежной выплаты, возложении обязанности назначить единовременную денежную выплату.

Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Барышского района 13.05.2020 поступило обращение Парамоновой А.А. о неправомерном отказе в предоставлении единовременной выплаты ко Дню Победы в размере 75 000 руб. В ходе проверочных мероприятий установлено, что П*** Б.И., 1930 года рождения, являлся ветераном – участником ВОВ, что подтверждается удостоверением от 23.06.2000 и справкой Барышского военного комиссариата от 10.06.2008 № 405, согласно которой он проходил военную службу в военной части № *** в период с 1950 по 1951 год.

***.2003 П*** Б.И. умер. Согласно информации ответчика от 14.05.2020  П*** Б.И. приравнен к категории участников ВОВ, соответственно его жена – Парамонова А.А. является вдовой участника ВОВ. Статус истицы подтверждается удостоверением от ***.2019  № ***, выданным Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Указ Президента Российской Федерации № 100 от 7 февраля 2020 года «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» предусматривает возможность осуществления выплат в размере 75 000 руб., в том числе вдовам участников ВОВ, без каких-либо дополнительных требований и условий.

Таким образом, прокурор просил суд обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в  г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) назначить и выплатить Парамоновой А.А. единовременную выплату в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в размере 75 000 руб.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования  по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционном  представлении прокурор Барышского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в  г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) назначить Парамоновой А.А. указанную единовременную выплату в размере 75 000 руб. В обоснование представления ссылается на ст.2, ч.3 ст.3, ст.4 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», пп. «а» ч.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.2020 №100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», положения, содержащиеся в Правилах осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2020 №241.

Указывает, что Парамонова А.А. ранее являлась получателем единовременных выплат ко Дню Победы, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации.

Дело рассмотрено в отсутствие  неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления,   судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что истица Парамонова  А.А. является вдовой П*** Б.И.

П*** Б.И., 1930 года рождения, относился к категории ветеранов- участников ВОВ, что подтверждено удостоверением серии *** ветерана-участника ВОВ от ***.2000.

Согласно справке военного комиссариата г. Барыша, Барышского и Кузоватовского районов Ульяновской области № 405 от 10.06.2008  и сообщению военного комиссариата г.Барыша, Барышского и Кузоватовского районов Ульяновской области  от 17.06.2020  П*** Б.И. проходил военную службу в составе действующей армии в войсковой части *** с 1950 года по 1951 год, ему выдавалось удостоверение серии *** от ***.1991.

***.2003  П*** Б.И. умер.

Парамоновой А.А. Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области 27.08.2019 выдано удостоверение серии *** члена семьи умершего инвалида войны, участника ВОВ и ветерана боевых действий.

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Парамонова А.А., полагавшая что имеет право на данную выплату, обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Барыше Ульяновской  области с заявлением о предоставлении ей единовременной выплаты ко Дню Победы в размере 75 000 руб., установленной названным Указом Президента Российской Федерации.

Письмом ГУ УПФ РФ в г. Барыше Ульяновской области  от 21 апреля 2020 года Парамоновой А.А. сообщено об отсутствии у нее права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 со ссылкой на то, что П*** Б.И. не являлся непосредственно участником событий на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В письме указано, что право на получение единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года  N 100 имеют граждане, относящиеся к инвалидам Великой Отечественной войны, а также к ее участникам из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", которые при этом имели непосредственное отношение к соответствующим событиям, происходившим (произошедшим) в период Великой Отечественной войны (период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.).

Данный отказ Парамонова А.А. обжаловала в  прокуратуру Барышского района Ульяновской области. Проверив заявление Парамоновой А.А., прокурор обратился в ее интересах с настоящим иском.

Разрешив настоящий спор по существу, суд верно определив юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам и верно применив закон , подлежащий применению, обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором в интересах Парамоновой А.А. исковых требований.  

Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

Статьей 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).

В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.

Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.

Из материалов дела следует, что Парамонова А.А. имеет удостоверение вдовы ветерана - участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".

Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконным отказа ГУ – УПФ РФ в г. Барыше Ульяновской области в осуществлении единовременной денежной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", прокурор, действуя в интересах Парамоновой А.А.  в исковом заявлении ссылался на то, что умерший муж истицы – П*** Б.И.  как участник боевых действий в  1950-1951 годах  отнесен к категории военнослужащих, поименованных в подпункте "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.

В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены в том числе боевые действия в 1950-1951 годах.

Однако эти боевые действия не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.

При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и N 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года № 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны, ветеранами Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовам (вдовцам) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам (вдовцам) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны   в апреле-мае  2020 года произведена единовременная выплата в размере 75 000 руб.

Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года N 100 определен круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.

Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 февраля 2020 года  N 100, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном Указе.

Поскольку период участия П*** Б.И. в боевых действиях в период с 1950 по 1951 годы не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, суд обоснованно пришел к выводу о том, что реализация права Парамоновой А.А. на получение меры социальной поддержки по обеспечению единовременной выплатой за счет средств федерального бюджета не может осуществляться в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации, отказав в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с принятым решением и основаны на неверном толковании и применении норм материального права, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

Ссылка в апелляционном представлении на то, что ранее Парамонова А.А. как вдова ветерана ВОВ являлась получателем единовременных выплаты ко Дню Победы правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Барышского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Барышский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: