Судья Челбаева Е.С. Дело
№ ***-Г-***
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
12 июля 2007 года
Президиум
Ульяновского областного суда в составе:
председателя Лысяковой Н.П.
и членов президиума
Парфенова А.А., Тураевой Л.П., Жаднова Ю.М., Ермохиной Т.Н., Шамова А.В.
с участием прокурора
области Полякова И.В.
по докладу судьи
областного суда Горячевой С.В.,
рассмотрев дело по надзорным жалобам ООО «***» и Совета депутатов МО «город Барыш» на решение Барышского
городского суда Ульяновской области от
03 октября 2006 года по иску прокурора Барышского района в интересах С*** А.М., С*** Н.Е. и неопределенного
круга лиц - жителей муниципального образования «город Барыш» к ООО «***» в лице обособленного подразделения «Барыш-РКЦ»
о возложении обязанности по перерасчету платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Барышского
района обратился в суд с иском в интересах С*** А.М., С*** Н.Е. и
неопределенного круга лиц - жителей МО «город Барыш» к ООО «***» в лице обособленного подразделения «Барыш-РКЦ»
о возложении обязанности по перерасчету платы за пользование жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги.
В обоснование
требований указал, что решением Совета депутатов г.Барыша «О плате за
содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для населения
г.Барыша на 2006 год» № 20\108 от 12.12.2005 г. утверждены размеры платы за пользование
жилым помещением, содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги для
населения. Установленный размер платы за пользование жилым помещением,
содержание и ремонт жилого помещения,
коммунальные услуги значительно превышает тарифы, действовавшие в 2005
году, и противоречит предельным индексам, предусмотренным федеральным законодательством. Рост размера платы граждан за жилое помещение
в период с 01.01.2006 г. по 06.05.2006 г. в среднем составил 161,2 %, рост
платы за коммунальные услуги – 140,8 %.
Между тем индекс роста размера платы для граждан за жилое
помещение и коммунальные услуги установлен федеральным законодательством в пределах 119 %.
Просил обязать ООО «***»
в лице ОП «Барыш РКЦ» произвести за период с 01 января 2006 года по 06 мая 2006
года перерасчет платы за жилое помещение (платы за наем, платы за содержание и
ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение,
отопление) в счет будущих платежей С***вым и неопределенному кругу лиц –
жителям МО «город Барыш», исходя из предельного максимального индекса изменения
размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги – 119%.
Решением Барышского
городского суда Ульяновской области от 03
октября 2006 года исковые требования прокурора
Барышского района удовлетворены.
ООО «***» в лице ОП
«Барыш РКЦ» обязан произвести в счет будущих платежей перерасчет неправомерно
начисленной в период с 01 января 2006 года по 06 мая 2006 года и полученной от С***вых
А.М. и Н.Е. и неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования «город
Барыш» платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за
содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги (холодное
водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение) и платы за услуги
центрального отопления, исходя из предельного максимального индекса изменения
размера платы граждан за жилое помещение, коммунальные услуги и отопление,
установленного действовавшим в тот период федеральным законодательством.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорных жалобах ООО «***» и Совет депутатов просят отменить
состоявшееся по делу решение суда как постановленное с существенным нарушением
норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы
общество указало, что в оспариваемый период на территории г.Барыша действовало
и в настоящее время действует нормативный акт - решение Совета депутатов №
20\108 от 12.12.2005 г., которым установлен размер платы за жилое помещение и предоставляемые
коммунальные услуги. Других действующих нормативных актов об установлении платы
по видам жилищных и коммунальных услуг на территории МО «город Барыш» в
оспариваемый период не имелось и в настоящее время не имеется. ООО «***» осуществляет
расчет и прием платежей у населения, но не устанавливает тарифы и размеры
платы. Решение суда является неисполнимым, так как, обязывая общество
произвести перерасчет платы за пользование жилым помещением (плата за наем),
платы за содержание и ремонт жилого помещения, платы за коммунальные услуги
(холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение) и платы за
услуги центрального отопления исходя из предельного максимального индекса
изменения размера платы граждан за жилое помещение, коммунальные услуги и
отопление, установленного действовавшим в период с 01 января 2006 года по 06
мая 2006 года федеральным законодательством, суд не определил, по каким тарифам
производить такой перерасчет. Своим решением суд фактически наделил
хозяйствующий субъект ООО «***»
полномочиями по установлению тарифов, размера платы.
Аналогичные доводы
изложены в надзорной жалобе третьего
лица Совета депутатов МО «город Барыш».
Судьей областного
суда Горячевой С.В. вынесено определение о передаче дела в президиум областного
суда для рассмотрения по существу.
Проверив материалы
дела, выслушав объяснения генерального директора ООО «***» Ч***, президиум
находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями
для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются
существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В соответствии с п. 1 ч. 2, ч.3 ст. 4
Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса» в редакции Федерального закона от 26.12.
2005 года №184-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен
(тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно
устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Федеральный
орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе
установить только индексы максимально возможного изменения установленных
тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок
к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными
федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и
надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям.
В соответствии с п. 1, п.2 ст. 5 названного закона
представительные органы муниципальных образований устанавливают надбавки к
ценам (тарифам) для потребителей.
Органы местного самоуправления устанавливают
тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к
тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с
предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской
Федерации для соответствующего муниципального образования, осуществляют расчет
цен (тарифов) для потребителей.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29
декабря 2005 года №853-э/4 предельный индекс изменения размера платы граждан за
жилое помещение и предельный индекс размера платы граждан за коммунальные
услуги на 2006 год установлен в размере 119% ( действовал до 07.05.2006 года).
Решением Комитета по регулированию цен и
тарифов Ульяновской области от 27.01.2006 года №3 утверждены на 2006 год предельные
индексы изменения платы граждан по муниципальным образованиям - для муниципального образования «город Барыш» за
жилое помещение - 161,2% (с 22.03.- 129,9%), за коммунальные услуги - 140,8% (с
22.03.- 129,9%).
Из дела следует, что решением Совета депутатов
г.Барыша № 20\108 от 12.12.2005 г. утверждены размеры платы за содержание и
ремонт жилого помещения, и коммунальные услуги для населения г.Барыша на 2006 год.
В приложениях №№ 1 - 4 к указанному решению
установлены размеры платы за наем жилого помещения, за содержание и ремонт
жилого помещения, за коммунальные услуги, за услуги централизованного
отопления. Кроме того, решением указанного органа № 20\107 от 12.12.2005 года
установлены тарифы на водоснабжение, водоотведение и вывоз твердых бытовых
отходов для потребителей МУП «Барышводоканал».
Решением Совета депутатов г. Барыша от
10.05.2006 года №29/169 «О внесении изменений в решение Совета депутатов г. Барыша
от 12.12.2005 года №20/108» уменьшен размер платы граждан за содержание и
ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений (приложение №2 и размер
платы за услуги централизованного отопления для населения (приложение №4). Измененная
плата распространяется на правоотношения, возникшие с 07.05.2006 года.
ООО «***» осуществляло
расчет и прием платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги с 01.01.2006 года
по 06.05.2006 года в размерах, установленных названными решениями Совета
депутатов, и перечисляло денежные суммы организациям - поставщикам коммунальных
услуг и получателям платы за жилье.
Рассматривая дело,
суд сделал вывод, что размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
установленный решением Совета депутатов г. Барыша от 12.12.2005 года на период
с 01.01. по 06.05.2006 года, не соответствовал установленному федеральным
законодательством предельному максимальному индексу изменения размера платы за
жилое помещение и коммунальные услуги - 119%, превышал его, а потому плата, произведенная гражданами, должна быть
пересчитана исходя из установленного федеральным законодательством предельного
индекса.
Однако, делая вывод
о пересчете платы исходя из установленного федеральным законодательством в
указанный период предельного максимального индекса и возлагая на ООО «***» в
лице ОП «Барыш РКЦ» обязанность по перерасчету платежей жителям муниципального образования «город
Барыш» исходя из такого индекса, суд не учел, что предельный индекс
ограничивает рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и
сумме коммунальных услуг, но не определяет размер платы по каждому виду
жилищных и коммунальных услуг. А ООО «***» правом определять размеры платы по
видам жилищных и коммунальных услуг не наделён.
Тем самым, удовлетворяя требования прокурора
и обязывая ООО «***» как хозяйствующий субъект произвести перерасчет платежей исходя
лишь из предельного максимального индекса
на 2006 год, суд постановил неисполнимое
решение.
Таким образом, решение суда не может быть
признано законным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом
рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного уточнить исковые требования
прокурора, определить характер возникших
правоотношений и их субъектный состав, и с учетом установленного вынести
законное судебное постановление.
На основании
изложенного и руководствуясь ст. 390, ст. 391 ГПК РФ, президиум
П О С Т А Н О В И Л
:
Решение Барышского городского суда от 03.10.2006 года отменить и дело
направить на новое рассмотрение в тот же
суд.
Председатель
Н.П. Лысякова