Судебный акт
Назначение пенсии работнику летно-испытательного состава гражданской авиации
Документ от 10.07.2007, опубликован на сайте 26.07.2007 под номером 8999, 2-я гражданская, о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов службы в специальный стаж, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Скобенко Е.М.                                                                                            дело № 33 - *** - 07

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ      

 

10 июля 2007 года                                                              г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей:  Шлейкиной О.В., Лисовой Л.С.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение)  в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области  на  решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 04 июня   2007 года, по которому  суд решил:

Исковые требования Б*** А*** Г*** удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска  №*** от 06.02.2006 года об отказе Б*** А*** Г*** в назначении пенсии за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска  засчитать Б*** А*** Г*** в специальный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, как работнику летно-испытательного состава периоды службы в должностях летно-испытательного состава Вооруженных сил РФ: с 13.12.1977 года по 28.12.1984 года, с 07.08.1985 года по 03.04.1998 года и назначить пенсию с 01.11.2005 года.

В удовлетворении исковых требований  о выплате пенсии за выслугу лет Б*** А*** Г***  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Шлейкиной О.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Б*** А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) (УПФ РФ) в Заволжском районе города Ульяновска о включении ему периодов службы в Вооруженных Силах в специальный трудовой стаж для назначения пенсии как работнику летно-испытательного состава гражданской авиации.

Свои требования мотивировал тем, что ответчиком необоснованно не засчитан в его специальный стаж, приходящийся на летно-испытательную работу в качестве штурмана испытателя гражданской авиации в  ЗАО «А***», период службы в Вооруженных Силах СССР  с 13.12.1977 года по 28.12.1984 года в качестве штурмана и с 07 августа1985 года по 03 апреля 1998 года в качестве штурмана - испытателя.  Его специальный стаж в Вооруженных Силах СССР, а также в ЗАО «А***» составляет более 25 лет. Данного стажа ему достаточно для назначения пенсии в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава.

Также он дополнительно просил признать незаконным решение комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска  № *** от 06.02.2006 года об отказе ему в назначении пенсии за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации с учетом его службы в ВВС СССР, назначить и выплачивать данную пенсию с 01.11.2005 года.

Суд, рассмотрев требования истца, постановил  выше приведенное решение.

С данным решением не соглашается    Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В жалобе указывается, что  суд не учел того обстоятельства, что  назначение пенсии данной категории граждан приведет к тому, что пенсия будет назначаться гражданам, не обеспеченных страховыми платежами. Также  в Определении Конституционного суда РФ указывается на то, что федеральному законодателю должен быть предоставлен разумный срок для установления соответствующего правового механизма. Считает, что в Определении Конституционного Суда РФ прямо указано, что пересмотру в установленном порядке с учетом данного определения подлежат только дела граждан, обратившихся с жалобами в Конституционный Суд РФ. На остальных данное определение распространяется с даты вступления его в законную силу, и пенсия Б*** А.Г. не может быть назначена ранее 02.11.2006 года.

 

Проверив материалы дела,  обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав доводы истца Б*** А.Г., судебная коллегия  приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил  юридически значимые обстоятельства  по делу, полно исследовал представленные сторонами доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что истец  01.11.2005 года  обратился  в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска (далее по тексту ГУ УПФР) с заявлением о переводе его с пенсии по выслуге лет  Министерства Обороны РФ на пенсию за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе в соответствии с  ст.31 п.3 Закона РФ  «О трудовых пенсиях» и Положением  «О порядке назначения, выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 года № 384 (в дальнейшем Положение).

Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в Заволжском районе города Ульяновска от 06.02.2006  года в назначении такой пенсии  Б*** А.Г. было отказано по мотиву отсутствия у него необходимого стажа в летно-испытательном составе гражданской авиации, засчитана ему в льготный стаж только работа в качестве штурмана-испытателя в ЗАО «А***». В данный специальный стаж ему не была включена военная служба в должности летно-испытательного состава.

Материалами дела установлено, что специальный стаж Б*** А.Г. в  должности штурмана-испытателя в гражданской авиации составляет в льготном исчислении 9 лет 8 месяцев 20дней, т.е менее 25 лет.

В данный специальный стаж ему не были включены периоды его службы в Вооруженных Силах РФ с 13.12.1977 года по 28.12.1984 год – служба в должности штурмана летного состава МО РФ, с 07.08.1985 года по 03.04.1998 год служба в должности штурмана-испытателя, то есть военная служба в должностях  летно-испытательного состава.

Согласно п.3 ст. 31 Федерального закона № 173 ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия   летно-испытательному составу устанавливается  с сохранением норм и условий, предусмотренных нормативно-правовыми актами, действующими до дня вступления в силу названного Закона.

Пенсии за выслугу лет в соответствии со статьями 79 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ"  и  Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384,  назначаются работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают.

В силу данного Положения пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава назначаются независимо от возраста при выслуге в должностях, дающих право на пенсию, у мужчин не менее 25 лет и у женщин не менее 20 лет.

Работникам летно-испытательного состава, оставившим летную работу по состоянию здоровья (болезни), пенсии за выслугу лет назначаются: мужчинам при наличии выслуги не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: летчики (пилоты) - испытатели, штурманы - испытатели, бортинженеры - испытатели, ведущие инженеры - испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа, бортмеханики - испытатели, бортэлектрики - испытатели, бортрадисты - испытатели, бортоператоры - испытатели, парашютисты – испытатели.

Согласно п. 5 указанного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается: время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации; время обучения в высших и средних учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в должностях летного состава (летчикам - испытателям, штурманам - испытателям независимо от этого условия), - по фактической продолжительности, а в Школе летчиков - испытателей (Центре подготовки летного состава) имени А.В. Федотова - в двойном размере при условии участия в испытательных полетах.

Определением Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 563-О  по  жалобам граждан Барсукова Б.Ю., Богдана С.Л.,  и других на нарушение их конституционных прав положением  пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что положения пункта 3 статьи 31  по своему конституционно-правовому смыслу  не позволяют вводить различия в оценке приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав работников летно-испытательного состава в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приводящие к неравенству в установлении и выплате им трудовых пенсий, и не допускают возможность исключения из специального  стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

До введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава осуществлялось в соответствии с нормами Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которые предусматривали назначение пенсии в связи с работой в летно-испытательном составе мужчинам - при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - не менее 20 и 15 лет соответственно (статья 79) в размере от 55 до 75 процентов заработка без применения ограничения пенсии максимальным пределом (статья 84) и устанавливали условие ее выплаты - оставление работы (службы), с учетом которой она назначена (статья 87).

Порядок льготного пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, предусматривающий назначение им повышенных размеров пенсий за выслугу лет в связи с длительной профессиональной деятельностью в чрезвычайных условиях, опасных для жизни и здоровья, был конкретизирован Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, принятым во исполнение статьи 83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым Правительство Российской Федерации наделялось полномочием по утверждению списков соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях - и правил исчисления выслуги и назначения пенсий.

В отличие от утратившего силу с 1 января 2002 года Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с той же даты, непосредственно не определяет специальные условия пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава, однако пунктом 3 его статьи 31 сохранены действовавшие до 1 января 2002 года льготные условия и нормы назначения им пенсий, предусмотренные нормативными правовыми актами, а также предписано применять их при оценке пенсионных прав соответствующих лиц согласно нормам данного Федерального закона.

Тем самым работники летно-испытательного состава, относящиеся к одной возрастной категории (не достигшие общеустановленного пенсионного возраста) и приобретшие право на пенсионное обеспечение за выслугу лет на единых условиях, при реализации своих пенсионных прав оказались поставленными в неравное положение. Однако заложенный в нормативных положениях пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" смысл не предполагает последствием применения закрепленного ими правового регулирования установление в какой-либо форме неравенства в пенсионном обеспечении указанных лиц, а сами эти нормативные положения, сохраняющие установленные ранее действовавшим законодательством условия и нормы, гарантирующие указанным лицам повышенный уровень пенсионного обеспечения, не направлены на какое бы то ни было ущемление их конституционного права на социальное обеспечение.

Следовательно, независимо от времени обращения за назначением пенсии работников летно-испытательного состава - до или после 1 января 2002 года - оценка их пенсионных прав в соответствии с нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должна осуществляться на одинаковых основаниях, с учетом условий и норм установления пенсий данной категории граждан, предусмотренных действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами. Иное не имеет надлежащего правового обоснования и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не существовало каких-либо правовых препятствий для включения в стаж, дающий работнику летно-испытательного состава гражданской авиации право на пенсию за выслугу лет, периодов службы в летном составе Вооруженных Сил. Следовательно, оспариваемые заявителями законоположения, которыми сохраняются условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные Положением о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, не могут рассматриваться как допускающие возможность исключать из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, время военной службы в должностях летного состава. Иное истолкование пункта 3 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не согласуется с аутентичной волей законодателя и нарушает конституционный принцип равенства при реализации права граждан на пенсионное обеспечение, закрепленное в статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, вступая тем самым в противоречие и со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в специальный стаж  Б*** А.Г. должны быть включены периоды его работы в летном и  летно-испытательном составе Вооруженных Сил, является верным. 

Доводы кассационной жалобы о том, что суд не учел того обстоятельства, что в настоящее время нет правового механизма назначения пенсии гражданам, не обеспеченным страховыми платежами, не является основанием к отмене решения суда, поскольку суд правильно исходил из  требований закона и Определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 года.

Более того, судебная коллегия полагает вывод суда о том, что исковые требования истца о выплате ему пенсии на момент рассмотрения дела в суде не могут быть удовлетворены по мотиву, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ соответствующих средств, что при включении в специальный стаж времени военной службы  приведет к назначению данной категории граждан пенсий с учетом  периодов, необеспеченных страховыми платежами, и в размерах, не соотносящихся с суммами страховых взносов  на индивидуальных лицевых счетах, а также по мотиву, что такими выплатами затрагивается расходная часть сформированного на 2007 год  бюджета Пенсионного фонда РФ, неисполнение которого может привести к недопустимому нарушению прав получателей трудовых пенсий, подлежат исключению из мотивировочной части решения суда, поскольку данные обстоятельства не относятся к личному праву истца на получение им пенсии.

Спорная пенсия, по мнению судебной коллегии,  истцу не может быть выплачена с 01.11.2005 года, поскольку Б*** А.Г.  с указанного периода и по настоящее время работает в ЗАО «А***» в качестве штурмана – испытателя, то есть в должности, с учетом которой она назначена (статья 87 Закона РФ от 20.11.1991 года «О государственных пенсиях в РФ»).

Суд пришел к правильному выводу о  необходимости  пересмотра данного дела в порядке, указанном в Определении Конституционного суда для граждан, обратившихся в Конституционный Суд.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

В соответствии со ст.79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации, не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Согласно статье 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12). В случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 ноября 2006 года  не содержит положений, устанавливающих порядок вступления его в силу, а поэтому конституционно-правовое истолкование правовых норм,  данное Конституционным Судом РФ, как это вытекает из ч. 2 ст. 74  Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», во взаимосвязи со ст. 3,6,36,79,85,86,87,96 и 100, является общеобязательным. 

Правовая позиция, выраженная в определении Конституционного Суда РФ от 06.11.2006 г., имеет общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться и применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав, свобод и неравенства граждан перед законом.

В силу изложенного доводы кассационной жалобы  о возможности пересмотра гражданских дел только в отношении граждан, обратившихся в Конституционный Суд,  не могут служить основанием к отмене решения суда.

Суд, в соответствии с собранными по делу доказательствами, а также в соответствии с нормами закона,  правильно установил юридически значимые обстоятельства, дал им правильную оценку.

Доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка.

В силу изложенного, решение суда соответствует нормам материального и процессуального закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:  

 

Решение Заволжского районного суда  города Ульяновска  от 04 июня 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ ГУ  в Заволжском районе - без удовлетворения.

 

Исключить из мотивировочной части решения суда вывод о том,  что исковые требования истца о выплате ему пенсии  на момент рассмотрения дела в суде не могут быть удовлетворены по мотиву, что действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ соответствующих средств, что при включении в специальный стаж времени военной службы приведет к назначению данной категории граждан пенсий с учетом  периодов, необеспеченных страховыми платежами, и в размерах, не соотносящихся с суммами страховых взносов  на индивидуальных лицевых счетах, а также по мотиву, что такими выплатами затрагивается расходная часть сформированного на 2007 год  бюджета Пенсионного фонда РФ, неисполнение которого может привести к недопустимому нарушению прав получателей трудовых пенсий.

 

Председательствующий:

 

Судьи: