Судебный акт
Об установлении факта трудовых отношений
Документ от 08.09.2020, опубликован на сайте 25.09.2020 под номером 89932, 2-я гражданская, о признании гражданско-правового договора трудовым, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                           Дело № 33-3122/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    8 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1-159/2020 по апелляционной жалобе Чубуковой Светланы Ивановны на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 5 июня 2020 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Чубуковой Светланы Ивановны к акционерному обществу «НАСКО» в лице в лице конкурсного управляющего - ГК «Агентство по страхованию вкладов» о признании гражданско-правовых договоров трудовыми оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Чубуковой С.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чубукова С.И. обратилась в суд иском к акционерному обществу «НАСКО» (далее - АО «НАСКО», страховая компания) в лице в лице конкурсного управляющего – государственной корпорации (далее – ГК) «Агентство по страхованию вкладов» о признании гражданско-правовых договоров трудовыми. В обоснование иска указала, что 22 июня 2015 года между ней и АО «НАСКО»  был заключен агентский договор. 1 ноября 2018 года между ней и АО «НАСКО» был заключен договор на оказание услуг. По условиям данных договоров она оказывала АО «НАСКО» такие услуги, как: первичный ввод информации о заключенных договорах страхования, консультации при наступлении страхового события, выезд к страхователю, курьерские услуги, ксерокопирование первичных документов, осмотр транспортных средств. Полагала, что между ней и страховой компанией сложились трудовые отношения, поскольку она с момента оформления названных договоров подчинялась правилам внутреннего распорядка,  соблюдала режим рабочего времени, в отношении неё велся учет рабочего времени, она находилась в подчинении у работников АО «НАСКО», получала заработную плату в одно и то же время. Просила признать гражданско-правовые договоры от 22 июня 2015 года и от 1 ноября 2018 года трудовыми и обязать ответчика оформить с ней трудовой договор с даты начала работы.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Чубукова С.И. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске. Настаивает на том, что между ней и АО «НАСКО» сложились отношения, которые регулируются трудовым законодательством. Не соглашается с выводом суда об отсутствии между сторонами трудовых отношений, а также о пропуске ею срока исковой давности, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Обращает внимание, что суд не определил момент, с которого следует исчислять такой срок, а также дату, когда она получила письмо АО «НАСКО» о расторжении договоров.

В возражениях на жалобу конкурсный управляющий АО «НАСКО» в лице государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 июня 2015 года между Чубуковой С.И.  (агент) и АО «НАСКО» (заказчик) был заключен агентский договор.

По условиям данного договора Чубукова С.И.  (агент)  за вознаграждение обязалась  совершать для АО «НАСКО» (заказчик) юридические действия по заключению договоров страхования, обеспечению перечисления страховых взносов и  премий, обеспечению сохранности страховых полисов, предоставлению отчетов по страховой деятельности.

Срок действия договора был определен до 23 июня 2016 года.

1 ноября 2018 года между Чубуковой С.И. (исполнитель) и АО «НАСКО» (заказчик) был заключен договор на оказание услуг.

По условиям данного договора Чубукова С.И. (исполнитель) за вознаграждение обязалась  оказывать АО «НАСКО» (заказчик) следующий комплекс услуг: первичный ввод информации о заключенных договорах страхования, консультация при наступлении страхового события, выезд к страхователю, курьерские услуги, ксерокопирование первичных документов, осмотр транспортных средств.

Чубукова С.И., настаивая на том, что фактически между ней и АО «НАСКО» сложились трудовые отношения, обратилась в суд с настоящим иском.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статья 16 называет основания возникновения трудовых отношений.

Так, в соответствии с указанной нормой закона, трудовые отношения, по общему правилу, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате в том числе признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно ст. 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном частями первой - третьей данной статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей.

Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» указано, что в целях надлежащей защиты прав и законных интересов работника при разрешении споров по заявлениям работников, работающих у работодателей - физических лиц (являющихся индивидуальными предпринимателями и не являющихся индивидуальными предпринимателями) и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, судам следует устанавливать наличие либо отсутствие трудовых отношений между ними. При этом суды должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции (абзацы первый, второй пункта 17 названного постановления Пленума).

К характерным признакам трудовых отношений в соответствии со статьями 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату (абзац третий пункта 17 постановления Пленума от 29 мая 2018 года № 15).

О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения (абзац четвертый пункта 17 постановления Пленума от 29 мая 2018 года № 15).

К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация № 198 о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организацией труда 15 июня 2006 года) (абзац пятый пункта 17 постановления Пленума от 29 мая 2018 года № 15).

Установив, что Чубукова С.И. получала от страховой компании вознаграждение за оказанные услуги исходя из определённого процента от страховой премии, график и режим работы для нее не устанавливался, больничные и отпуска ей не предоставлялись, у неё не было рабочего места в офисе страховой компании, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания заключенных между Чубуковой С.И. и АО «НАСКО» договоров гражданско-правового характера трудовыми.

Доводы апелляционной жалобы об обратном были предметом исследования и проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы жалобы о необоснованном применении судом срока исковой давности не могут быть приняты во внимание, поскольку в удовлетворении исковых требований Чубуковой С.И. отказано по результатам рассмотрения требований по существу, а не только по мотиву пропуска ею срока обращения в суд за разрешением спора.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 5 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чубуковой Светланы Ивановны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи