Судебный акт
О приведении городских дорог в надлежащее состояние
Документ от 08.09.2020, опубликован на сайте 30.09.2020 под номером 89909, 2-я гражданская, о возложении обязанности установить дублирующие дороные знаки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова И.И.                                                                  Дело № 33а-3197/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 8 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А.,  Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июня 2020 года по делу №2а-1254/2020, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска:

- установить в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и п.4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у наземного пешеходного перехода на участке улично-дорожной сети в районе дома №13 по ул.Спасской в г.Ульяновске (на пересечении с ул.Дворцовой),

- установить в соответствии с п.5.1.6. ГОСТ Р 52289-2004 дублирующие дорожные знаки 5.19.1  «Пешеходный переход» Приложения №2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, над проезжей частью дороги с двумя полосами движения в одном направлении в Ленинском районе г.Ульяновска в районе расположения СНТ «Черемушки» и СНТ «Вишневый сад» по пр.Нариманова.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора                    Данилова Е.В., полагавшего  решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с  административным иском к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения требований безопасности дорожного движения, выявленных в рамках прокурорской проверки, а именно требований ГОСТ Р 52289-2004 и Приложения № 2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено МБУ «Правый берег», УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Указывает, что в условиях недостаточности бюджетных средств планирование финансирования проведения ремонта автомобильных дорог местного значения МО «город Ульяновск» осуществляется исходя из общего состояния автомобильных дорог на территории города, с учетом категорий автомобильных дорог, на основе баланса интересов местного сообщества в целом и групп собственников отдельных жилых домов. Производство работ по установке пешеходных ограждений перильного типа у наземного пешеходного перехода на участке улично-дорожной сети в районе дома №13 по улице Спасской города Ульяновска, дублирующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью дороги с двумя полосами движения в одном направлении в Ленинском районе г. Ульяновска в районе расположения СНТ «Черемушки» и СНТ «Вишневый сад» по проспекту Нариманова                          г. Ульяновска в рамках Программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» не предусмотрено. Выделение дополнительных денежных средств из областного бюджета Ульяновской области на указанные цели не запланировано.

Утверждают, что при выделении дополнительного финансирования данные работы планируется выполнить в дорожно-строительный сезон 2020-2021 годов.

В заседания суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, за исключением представителя административного истца – прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений п.п. 1 и 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, возложена обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из приведенных выше норм материального права, на лиц, ответственных за содержание дорог и дорожных сооружений, возложена обязанность не только своевременно устранять недостатки и неисправности дорог и дорожных сооружений, но и постоянно содержать их в безопасном для движения состоянии.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 34 названного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (муниципального образования), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности выявлены недостатки улично-дорожной сети, а именно требований ГОСТ Р 52289-2004 и Приложения № 2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 в части отсутствия горизонтальной дорожной разметки «пешеходный переход», отсутствия дублирующих знаков и отсутствия ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у наземных пешеходных переходов.

Поскольку в нарушение  ГОСТ Р 52289-2004 (на момент обращения в суд с иском) и ГОСТ Р 52289-2019 (на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции), а также ГОСТ Р 52766-2007 у наземного пешеходного перехода на участке улично-дорожной сети в районе дома №13 по ул.Спасской в г.Ульяновске (на пересечении с ул.Дворцовой) отсутствовали ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, над проезжей частью дороги с двумя полосами движения в одном направлении в Ленинском районе г.Ульяновска в районе расположения СНТ «Черемушки» и СНТ «Вишневый сад» по пр.Нариманова отсутствовали дублирующие дорожные знаки 5.19.1  «Пешеходный переход» Приложения №2 Правил дорожного движения, то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска прокурора в указанной части.

Ввиду того, что административный ответчик на дату рассмотрения дела в суде устранил оставшиеся нарушения, то в удовлетворении остальной части иска прокурора было отказано.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Довод апелляционной жалобы о недостаточном финансировании дорожной деятельности и об отсутствии денежных средств в бюджете для выполнения данных обязанностей, не являются основанием к отмене правильного решения суда, поскольку отсутствие у административного ответчика финансовых средств на осуществление мероприятий по содержанию дорог в соответствии с действующим законодательством не может являться основанием для освобождения его от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

 

Тот факт, что ремонт дорог осуществляется в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в настоящее время разработана и утверждена муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в МО «город Ульяновск», в рамках которой планируется выполнить мероприятия по установке дублирующих дорожных знаков 5.19 «Пешеходный переход» и установить пешеходные ограждения, не опровергает выводов суда, к которым он пришел в ходе рассмотрения дела, отмены решения не влечет.

Как видно из материалов дела,  на момент вынесения оспариваемого решения не все необходимые дублирующие знаки и пешеходные ограждения были установлены.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи: