Судебный акт
Об оспаривании решения призывной комиссии
Документ от 08.09.2020, опубликован на сайте 30.09.2020 под номером 89905, 2-я гражданская, об оспарвиании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бирюкова О.В.                                                               Дело № 33а-3091/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 8 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Военного прокурора Ульяновского гарнизона на решение Ленинского районного суда от 9 июня 2020 года по делу №2а-1406/2020, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Военного прокурора Ульяновского гарнизона, действующего в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Призывной комиссии  Ульяновской области,  ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» об оспаривании решения в части освобождения от военного призыва гражданина  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Мильченко А.Д. – адвоката Саликовой И.Н., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Военный прокурор Ульяновского гарнизона, действуя в интересах Министерства обороны Российской Федерации, обратился в суд с иском к Призывной комиссии Ульяновской области, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» об оспаривании решения в части освобождения от военного призыва гражданина, возложении обязанности по постановке на учет и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Требования мотивированы тем, что 09.07.2019 призывной комиссией Ульяновской области принято решение об освобождении Мильченко А.Д., 16.09.1995 года рождения, от призыва на военную службу по состоянию здоровья, по результатам медицинского заключения ему присвоена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе. Проведенной военной прокуратурой проверкой установлено, что решение призывной комиссии Ульяновской области об освобождении Мильченко А.Д. от призыва на военную службу является незаконным и подлежит отмене, так как выставленный диагноз не соответствует действительности. По заключению специалиста филиала №*** ФГКУ «111 главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» от 13.12.2019 состояние здоровья                 Мильченко А.Д. с учетом имеющегося у него заболевания позволяет установить ему категорию годности к военной службе «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Прокурор просил признать решение призывной комиссии Ульяновской области от 09.07.2019 (протокол от 09.07.2019 №***) в части освобождения Мильченко А.Д. от призыва на военную службу незаконным и отменить. Обязать военный комиссариат Железнодорожного и Ленинского районов г.Ульяновска поставить Мильченко А.Д. на учет граждан, подлежащих призыву на военную службу и провести мероприятия, связанные с его призывом на военную службу.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», в качестве заинтересованного лица – Военный комиссар Ульяновской области – Брыкин Петр Евгеньевич.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении военный прокурор Ульяновского гарнизона не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

Утверждает, что медицинские заключения филиала №4 ФГКУ «428 Военный госпиталь» Минобороны России от 16.06.2019 и 04.07.2019  подготовлены без фактического наличия рентгеновских снимков, поскольку в личном деле Мильченко А.Д. имелся рентгеновский снимок от более поздней даты - 05.07.2020. Кроме того, МРТ Мильченко А.Д. до 19.11.2019 не проводилась, в связи с чем соответствующие результаты МРТ не могли быть представлены врачу К*** А.В. при проведении им 04.07.2019 медицинского обследования Мильченко А.Д.

Указывает, что судом не дана оценка действиям должностных лиц ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» и филиала №4 ФГКУ «428 Военный госпиталь» Минобороны России в ходе осуществления призывных мероприятий по Мильченко А.Д., а именно принятия решения при отсутствии необходимых медицинских документов. Заключение специалиста филиала ***!% ФГКУ «111 главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» от 13.12.2019 №*** необоснованно не принято судом во внимание. Также не соглашается с выводом суда относительно пропуска сроков исковой давности.

В возражениях  на апелляционное представление Мильченко А.Д. просит решение суда оставить без изменения, а представление – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции военный прокурор Ульяновского гарнизона,   представитель ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Военный комиссар Ульяновской области, а также Мильченко А.Д. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия  приходит к следующему.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Исходя из положений ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно п.п. 1-4 ст.5.1 Закона № 53-ФЗ граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).

Согласно п. 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

Граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (пп. «а» п. 1              ст. 23, п. 1 ст. 52 Федерального закона № 53-ФЗ).

В силу п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

Таким образом, федеральным законодательством на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мильченко А.Д., *** года рождения,  с 21.02.2012 состоит на воинском учете в военном комиссариате Железнодорожного и Ленинского районов г.Ульяновска Ульяновской области.

В ходе проведения призыва на военную службу  в апреле-июле 2019 года - 13.06.2019 врачом-хирургом П***., являющимся членом призывной комиссии Ульяновской области, установлена необходимость направления Мильченко А.Д. на дополнительное медицинское обследование для установления наличия либо отсутствия у него заболевания «***», в связи с чем ему было выдано соответствующее направление в специализированное медицинское учреждение – филиал №4 ФГКУ «428 Военный госпиталь» Минобороны России.

Мильченко А.Д. прошел дополнительное обследование в специализированном медицинском учреждении – филиале №4 ФГКУ «428 Военный госпиталь» Минобороны России, по результатам которого в военный комиссариат представлено медицинское заключение, согласно которому Мильченко А.Д. поставлен диагноз: «***».

На основании представленных в медицинских заключениях филиала №4 ФГКУ «428 Военный госпиталь» Минобороны России №40 и №52 данных врачом-хирургом П*** И.К. оформлен лист медицинского освидетельствования Мильченко А.Д. от 09.07.2019, в котором на основании             ст. 66 «в»  Расписания болезней П*** И.К. выставлена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе, при которой          Мильченко А.Д. подлежит освобождению от призыва на военную службу  и зачислению в запас.

09.07.2019 на основании данного листа медицинского освидетельствования и медицинского заключения филиала №4 ФГКУ «428 Военный госпиталь» Минобороны России №40 и №52 призывной комиссией Ульяновской области в соответствии с подпунктом «а» п.1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принято решение об освобождении Мильченко А.Д. от прохождения военной службы и зачислении его в запас.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что процедура принятия решения призывной комиссией Ульяновской области  в отношении Мильченко А.Д. соблюдена, военным комиссаром осуществлен надлежащий  контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу, военным комиссариатом осуществлен надлежащий контроль за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, в связи с чем в удовлетворении административного иска военному прокурору отказал.

Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Административным истцом не были представлены доказательства незаконности действий (бездействия) ответчиков, а также доказательства того, что  в связи с вынесением оспариваемого решения допущены нарушения прав, свобод и законных интересов Министерства обороны, в интересах которого прокурора обратился в суд.

Доводы апелляционного представления о том, что медицинское заключение о состоянии здоровья Мильченко А.Д. было дано без фактического наличия рентгеновских снимков, материалами дела не подтверждаются.

Так, согласно материалам дела, 13.06.2019 Мильченко А.Д. была проведена компьютерная томограмма (методика, основанная на сканировании объекта с помощью рентгеновского излучения), на основании результатов которой поставлен соответствующий диагноз. Результаты исследования были представлены для медицинского освидетельствования призывника.

Впоследствии правильность выставленного Мильченко  А.Д. диагноза была подтверждена результатами исследований, проведенных ГБУЗ НИИСП                    им. Н.В.Склифосовского (т.1 л.д.184).

Вопреки доводам апелляционного представления срок, предусмотренный ст.219 КАС РФ и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, прокурором пропущен. Ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлялось. Каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения с иском в суд прокурором не представлено, равно как не представлено доказательств невозможности получения заключения специалиста филиала №3 ФГКУ «111 главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз»  в срок до 09.10.2019.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда от 9 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционное представление Военного прокурора Ульяновского гарнизона – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи