Судебный акт
Обеспечение инвалида ТСР
Документ от 08.09.2020, опубликован на сайте 23.09.2020 под номером 89873, 2-я гражданская, об обеспечении креслом-стулом с санитарным оснащением активного типа, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                         Дело № 33-3187/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   8 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1881/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2020 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Сидорову Зою Борисовну техническим средством реабилитации – *** в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от 10.09.2012 г. № 1139.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О.,  возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах Сидоровой З.Б., обратился в суд с иском к Государственному учреждению Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ – УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации.

В обоснование исковых требований указал, что Сидорова З.Б., ***1948 года рождения, является ***. Согласно индивидуальной программе реабилитации *** от ***09.2012  № *** Сидорова З.Б. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе, в ***. Вместе с тем, в 2019 году Сидорова З.Б. указанными техническими средствами реабилитации была не обеспечена.

Прокурор просил суд обязать ГУ - УРО ФСС РФ обеспечить Сидорову З.Б. *** в количестве *** и *** в количестве *** согласно индивидуальной программе реабилитации *** от ***09.2012  № ***

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

 

Рассмотрев по существу заявленные требования,  суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель ГУ – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, считает его незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на Федеральный Закон от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила  обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.04.2008 №240. Отмечает, что выдача направления на получение (изготовление) ТСР может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Законом №44- ФЗ и заключения территориальным отделением ФСС РФ контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. Поясняет, что для обеспечения ТСР инвалида Сидоровой З.Б. ответчику необходимо заключить контракт с поставщиком, который будет определен после проведение всех процедур по закупкам в соответствии с Законом №44 –ФЗ, в том числе аукциона, конкурса, запроса котировок, предложений и т.д. Просит учесть, что после определения поставщика в соответствии с требованиями и подписания контракта на поставку ТСР, региональным отделением планируется выдача направления Сидоровой З.Б. на необходимое ТСР. Сроки проведения закупки с 11.06.2020 по 31.07.2020. Кроме того в случае острой необходимости истица  имеет право воспользоваться равнозначным способом обеспечения, рекомендованным в ИПРА средством реабилитации посредством самостоятельного его приобретения, с последующей компенсаций понесенных расходов согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.01.2011 №57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, Сидорова З.Б., ***1948 года рождения, является инвалидом ***.

Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно  индивидуальной программы реабилитации (ИПР) от 10.09.2012 № 1139 истица нуждается в предоставлении  за счет средств федерального бюджета ***

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).

Как установлено судом, указанными в исковом заявлении техническим средством реабилитации – *** Сидорова З.Б. в установленном законом порядке не обеспечена, что сторонами не оспаривалось.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Сидоровой З.Б., обязав ответчика обеспечить последнюю ***

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  ГУ УРО ФСС РФ  прав  истицы не нарушало,  предпринимает все необходимые меры по обеспечению Сидоровой З.Б. спорным ТСР, работа по заключению государственного контракта для поставки  ***, которым истица не обеспечена, ведется, определены сроки проведения  закупки с 11.06.2020 по 31.07.2020, не ставят под сомнение правильность принятого судом решения и не являются основанием к его отмене.

Поскольку в течение длительного времени, более года,  Сидорова З.Б. не обеспечена ***,  суд правомерно пришел к выводу о нарушении прав ***. Для восстановления данного права суд обязал ответчика предоставить истице спорное ТСР. При этом, оспариваемое решение суда не препятствует ответчику обеспечить Сидорову З.Б.  данным ТСР в установленном законом порядке.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что Сидорова З.Б. могла самостоятельно приобрести ***, обратившись к ответчику с заявлением о выплате компенсации, однако данным правом не воспользовалась, не ставят под сомнение правильность принятого судом решения.

Так, необеспечение уполномоченным органом *** ТСР не обязывает последнего приобретать необходимое ему техническое средство реабилитации за свой счет и соответственно не лишает его права на обеспечение ТСР в натуральной форме.     

Отказав в удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска в части возложения на ответчика обязанности обеспечить  Сидорову З.Б. *** в количестве 180 штук и ***  в количестве 62 штук за 2019 год, суд обоснованно исходил из следующего.

Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм, гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.

При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации такими как *** и т.д.  в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду своевременно  уполномоченным органом по какой-либо причине.

В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

Сидорова З.Б. либо ее представитель с заявлением о выплате  компенсации за самостоятельно приобретенные ***  к ответчику не обращались.

Решение суда в данной части не оспаривается.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи