Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения суда
Документ от 09.09.2020, опубликован на сайте 22.09.2020 под номером 89799, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-250/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

9 сентября 2020 года                                                                         г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ломовцевой Валентины Петровны к администрации г.Ульяновска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Ломовцева В.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска по гражданскому делу № 2-5613/2016 от 25 октября 2016 года удовлетворены ее исковые требования к администрации города Ульяновска о понуждении к проведению капитального ремонта многоквартирного дома по ***.

9 февраля 2017 года по данному решению суда было возбуждено исполнительное производство. На момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено.

В связи с  этим Ломовцева В.П. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере     250 000 руб., расходы по госпошлине - 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.

Суд привлек к участию  в деле в качестве соответчика муниципальное образование «город Ульяновск» в лице финансового управления администрации г.Ульяновска, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска, в качестве заинтересованного лица Управление федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебное заседание административный истец Ломовцева В.П. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель истца Тришин В.А. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. 

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве на иск представитель администрации г.Ульяновска  указал на то, что администрация г.Ульяновска не уклоняется от исполнения решения суда. Администрация г.Ульяновска является казенным учреждением и не может за счет собственных внутренних резервов  самостоятельно  выполнить работы, определенные в судебном решении. Все денежные средства имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета, утвержденной решением Ульяновской Городской думы от 27 ноября 2019 года № 119 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». По состоянию на 2020 год  на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов  по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находится 460 исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о понуждении администрации произвести капитальный ремонт многоквартирных домов и жилых помещений, общая потребность в денежных средствах на исполнение которых составляет 1,4 млрд. руб. Для выполнения работ необходимо заключение муниципальных контрактов, что требует значительных временных затрат. Администрация города предпринимает меры к исполнению судебного решения, но выделяемых из бюджета города денежных средств недостаточно для проведения капитального ремонта дома истца. Проведение работ по капитальному ремонту межпанельных швов по фасаду дома *** было включено в предварительный адресный перечень по капитальному ремонту жилищного фонда на 2020 год. Однако в связи с распространением коронавирусной инфекции указанные бюджетные ассигнования частично были перераспределены на неотложные нужды в целях противодействия распространению указанной инфекции. В целях исполнения решения суда администрация г.Ульяновска ежеквартально  обращается в Ульяновскую Городскую Думу с предложением рассмотрения возможности выделения дополнительного финансирования на исполнение судебных решений. В настоящее время исполнить в полном объеме решение суда невозможно без соответствующих изменений в бюджет. Выделенных из бюджета МО «город Ульяновск» денежных средств недостаточно для исполнения решения суда.

Кроме того указывает на то, что капитальный ремонт кровли выполнен собственниками помещений в многоквартирном доме в 2019 году.

Производство работ по капитальному ремонту отмостки по всему периметру дома, межпанельных швов по фасаду дома, замене оконных блоков с 1 по 5 этаж в подъезде *** будет  рассмотрено при формировании бюджета на 2021 год и на плановый период  2022 и 2023 годов.

Взыскание компенсации нарушает имущественные права администрации г.Ульяновска.

Аналогичные доводы изложены в письменном отзыве Финансового управления Администрации г.Ульяновска.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело  № 2-5613/2016 Засвияжского районного суда г.Ульяновска,  и исполнительное производство № 4537/17/73017-ИП, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25 октября 2016 года по делу № 2-5613/2016 были частично удовлетворены исковые требования         Ломовцевой В.П. – на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность провести капитальный ремонт в доме ***, а именно: ремонт кровли  с заменой металлических сводов, восстановление кирпичной кладки ДВК, установкой зонтов над ДВК, отмостки по всему периметру дома, межпанельных швов по фасаду дома, произвести замену оконных блоков с 1 по 5 этажи в подъезде № 3.

Указанное решение суда вступило в законную силу 17 января 2017 года.

27 января 2017 года по данному решению суда был выдан исполнительный лист. Серии ФС  № 017351749, который предъявлен в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, где 9 февраля 2017 года было возбуждено исполнительное производство.

Администрация г.Ульяновска обращался в суд по вопросу предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Определением Засвияжского районного уда г.Ульяновска от 15 июня 2017 года в удовлетворении заявления было отказано.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 октября 2016 года администрацией г.Ульяновска не исполнено. С настоящим административным исковым заявлением Ломовцева В.П. обратилась в суд 23 июля 2020 года,  т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Длительность неисполнения решения с момент возбуждения исполнительного производства – 9 февраля 2017 года по день принятия решения по настоящему делу составляет 3 года 7 месяцев.

То обстоятельство, что в период с сентября по ноябрь 2019 года за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме по *** был произведен ремонт кровли, не является препятствием для рассмотрения настоящего иска.

Ремонт кровли был произведен ООО «Мегаполис ЭЛ» за счет средств собственником помещений в многоквартирном жилом доме, а не администрацией г.Ульяновска.

Кроме того, остальные работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, указанные в решении суда, администрацией г.Ульяновска до настоящего времени не произведены.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные администрацией г.Ульяновска обстоятельства в обоснование доводов о невозможности своевременного исполнения решения суда свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решений суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Ломовцева В.П. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Ломовцевой В.П. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., которая подлежит  взысканию в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

административные исковые требования Ломовцевой  Валентины Петровны удовлетворить частично.

Присудить Ломовцевой Валентине Петровне  компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере ***

Взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Финансового управления администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в пользу Ломовцевой Валентины Петровны компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере *** в счет возмещения судебных расходов 300 рублей с перечислением денежных средств на расчетный счет Ломовцевой Валентины Петровны, открытый в Ульяновском отделении № 8588 ПАО Сбербанк, кор/счет банка 30101810000000000602, БИК банка 047308602, счет получателя ***.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Ломовцевой Валентине Петровне отказать.

Решение подлежит исполнению Финансовым управлением администрации города Ульяновска за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.