Судебный акт
Право на получение удостоверения инвалида о праве на льготы
Документ от 28.06.2007, опубликован на сайте 26.07.2007 под номером 8979, Президиум гражданский, об оспаривании действий военного комиссара, Отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд I инстанции

 

Судья Рыбалко В.И.                                                               Дело № 44-Г-***

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    28 июня 2007 года

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председателя Лысяковой Н.П.

и членов президиума Шамова А.В., Тураевой Л.П., Смолкиной Л.М., Жаднова Ю.М., Ермохиной Т.Н.

по докладу судьи областного суда Ермохиной Т.Н.,

рассмотрев дело по надзорной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 марта 2005 года по иску Н*** к  Военному комиссариату Ульяновской области об оспаривании действий военного комиссара области,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Н*** обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области об оспаривании действий военного комиссара области, указывая на то, что является инвалидом II группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на соответствующие льготы, что подтверждается удостоверением установленного образца.

Полагает, что также имеет право на льготы, предусмотренные  частью 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», однако ответчик отказывается выдать ему соответствующее удостоверение.

 

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03.03.2005 года указанные требования истца удовлетворены.

 

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

 

В надзорной жалобе  Военный комиссариат Ульяновской области просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права.

 

Определением  судьи Верховного Суда РФ Гуляевой Г.А. дело передано для рассмотрения по существу в президиум Ульяновского областного суда.

 

Проверив материалы дела,  выслушав объяснения Н***, президиум находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

 

Судом установлено, что Н***, являясь военнослужащим, был направлен в 1987 году на Чернобыльскую АЭС для участия в ликвидации последствий катастрофы.

В 1996 году он признан инвалидом III группы, в сентябре 2001 года истцу установлена II группа; причиной инвалидности является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 4).

 

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами военной службы являются и военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Данная норма называет в качестве субъектов, которым устанавливается звание «Ветеран военной службы», военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.

 

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года  № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы.

 

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123.

Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в пункте 41 раздела VII вышеназванного Положения.

 

Так, в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы, то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта «г» этого же пункта, причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

 

Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003 года № 17.

Как следует из пункта 7 вышеназванного разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».

 

Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктами 9-12 Разъяснения от 15 апреля 2003 года № 17 с иными формулировками, например, «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».

 

Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.

 

В силу пункта 3 ст. 14 ФЗ РФ от 12 января 1995 года «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, т.е. при наличии формулировки инвалидности «военная травма».

С учетом этого суд не определил, распространяются ли данные льготы на граждан, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная катастрофой на ЧАЭС.

Кроме того, не было принято во внимание, что «Удостоверение инвалида о праве на льготы» было установлено Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным  постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года №  209.

Согласно п. 27 льготы инвалидов Отечественной войны, предусмотренные вышеназванным Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «Удостоверение инвалида о праве на льготы».

Однако на момент принятия данного нормативного акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала.

 

При таких обстоятельствах  признать законным принятое по делу решение нельзя.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390, 391 ГПК РФ, президиум

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 марта 2005 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председатель                                                                                    Н.П. Лысякова