Судебный акт
Обязать оформить в общую долевую собственность жилой дом
Документ от 01.09.2020, опубликован на сайте 07.09.2020 под номером 89763, 2-я гражданская, о возложении обязанности оформить в общую долевую собственность на всех членов семьи жилое помещение, расположенное по адресу, указанному в разрешении на строительство № RU73-0801-001-2016: 433041, Ульяновская область, Инзенский район, пос. Неклюдовский, ул. Заводская, д.19, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лукьянова О.В.                                                      Дело № 33-3061/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   1 сентября  2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-80/2020 по апелляционной жалобе представителя Беспаловой Надежды Викторовны - Рамазанова Олега Рашитовича на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 8 июня 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области к Беспаловой Надежде Викторовне о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты направленной на улучшение жилищных условий, удовлетворить.

Обязать Беспалову Надежду Викторовну оформить жилое помещение, расположенное по адресу: У*** о***, И*** р***, п. Н***, у***. З***, д. ***, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты направленной на улучшение жилищных условий.

Взыскать с Беспаловой Надежды Викторовны в доход бюджета муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (Минсельхоз Ульяновской области) обратилось в суд с исковыми требованиями к Беспаловой Н.В. о возложении обязанности оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты направленной на улучшение жилищных условий.

Иск мотивирован тем, что постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2017-2017 годы и на период до 2020 года», одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. В целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой, между Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области и Администрацией муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области заключено Соглашение от 26.04.2017 № *** о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2016 год.

19.04.2016 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой, Беспаловой Н.В. с составом семьи 4 человека выдано свидетельство № *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 907 200 рублей, из них за счет бюджета Российской Федерации в размере 444 398 рублей, бюджета Ульяновской области – 458 266 рублей, бюджета муниципального образования «Инзенский район Ульяновской области – 4536 рублей.

10.09.2019, 12.11.2019 Министерством в адрес Беспаловой Н.В. направлены требования о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счет социальной выплаты на улучшение жилищных условий, в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в Администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке.

До настоящего времени документы, подтверждающие регистрацию права общей долевой собственности всех членов семьи Беспаловой Н.В. на вновь возведенный жилой дом Беспаловой Н.В. не представлены, тем самым последней нарушены условия, предусмотренные пунктом 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» и пунктом 30 Типового положения, согласно которому жилое оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленных нормативно правовым актом субъекта РФ.

Просили обязать Беспалову Н.В. оформить жилое помещение, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность  всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты направленной на улучшение жилищных условий.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Беспалов Николай Викторович.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Беспаловой Н.В. - Рамазанов О.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что на момент написания заявления ответчик не мог дать обязательства выполнять условие, определенное п. 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 №196-П, поскольку данный пункт был внесен значительно позднее. Отмечает, что на момент принятия условий программа не ограничивала во времени оформление  дома в обще долевую собственность, что подтверждается моментом подписания заявления, в период, когда сроки были не установлены. Выражает не согласие со ссылкой суда на то, что согласно ч. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев, либо существа обязательства. По мнению автора жалобы, такой срок как 7 дней, так и 30 дней не является разумным для исполнения данного обязательства. Считает, что судом не было принято во внимание, что для оформления дома требуется выполнить действия, а именно, определение координат здания (срок 2-3 месяца), изготовление технического плана здания (срок 3-4 месяца), изготовление технического паспорта (срок 1 месяц), получение акта ввода в эксплуатацию (срок 1-2 месяца), регистрация здания на застройщика (срок 20 календарных дней), проведение сделки по распределению долей (срок 5 календарных дней), регистрация сделки по распределению долей (срок 20 календарных дней). Просит учесть, что ввиду действий третьих лиц ответчику, в силу сложившихся обстоятельств, на оформление необходимо минимум 8 месяцев и 15 календарных дней. Настаивает, что Беспалова Н.В., не сможет оформить дом до конца 2020, но в силу принятых судебных решений будет вынуждена нести расходы связные с исполнительным производством за действия (бездействие) третьих лиц.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени  судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 27.05.2014 Беспалова Н.В. обратилась в Администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области с заявлением о включении ее и членов ее семьи: сына Б*** Н*** В***, *** года рождения, и дочери Б*** В*** А***, *** года рождения, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», жилищные условия она планировала улучшить путем строительства жилого дома в пос. Н*** Г*** г*** п***.

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» была утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений, целями которой являлись в том числе: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Одной из основных задач этой федеральной целевой программы было  удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (приложение N 3 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), был установлен порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

Постановлением Администрации муниципального образования «Глотовское городское поселение» Инзенского района Ульяновской области № *** от 22.05.2014 семья Беспаловой Н.В. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Из заявления Беспаловой Н.В. в адрес Администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от 06.10.2015 следует, что она просит включить в состав семьи для получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий родившуюся  *** дочь Б*** М*** В***.

22.01.2016 Беспаловой Н.В. выдано разрешение на строительство № ***-***-*** из которого следует, наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией – индивидуальный жилой дом общей площадью 100 кв.м., общая площадь застройки 120 кв.м., адрес объекта: ***, У*** о***, И*** р***, п***. Н***, у***. З***, д. ***.

30.01.2018 Беспаловой Н.В. выдано новое разрешение на строительство № ***-***-***-***, из которого следует, наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией – индивидуальный жилой дом общей площадью 100 кв.м., общая площадь застройки 120 кв.м., адрес объекта: ***, У*** о***, И*** р***, п***. Н***, у***. З***, д. ***.

19.04.2016 Беспаловой Н.В. было выдано свидетельство № *** на предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, с численным составом семьи четыре человека, в том числе детей Беспаловой Н.В.:  сына Б*** Н.В., дочерей Б*** В.А., Б*** М.В., в размере 907 200 рублей, в том числе: из средств федерального бюджета – 444 398 рублей, из средств бюджета субъекта РФ – 458 266 рублей, из средств местного бюджета – 4536 рублей.

Платежными поручениями от 20.06.2016 № ***, от 05.07.2016 № *** от 30.05.2016 подтверждается факт перечисления Беспаловой Н.В. денежных средств в сумме 907 200 рублей.

Согласно статье 29 Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 4  к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года») жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2.3 постановления Правительства Ульянвоской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Пунктом 11 раздела  II Типового Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим  в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного Федеральной целевой  программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» установлено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством  по форме, предусмотренной  приложением № 5 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства российской федерации от 15.07.2013 № 598, которое не является ценной бумагой. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Подавая заявление на включение   в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе  молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», Беспалова Н.В. указала, что с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ознакомлена и обязуется их выполнять.

Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности  ответчицей было получено 19.04.2016.

Исходя из вышеизложенного,  Беспалова Н.В. обязана была  построить и оформить жилое помещение, расположенное по адресу, указанному в разрешении на строительство, в общую долевую собственность на всех членов семьи  в июне 2017 года, однако этого не сделала, что ответчицей и не оспаривается.

10.09.2019, 12.11.2019 Министерством в адрес Беспаловой Н.В. в досудебном порядке направлялись требования о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилое помещение, построенное за счет социальной выплаты на улучшение жилищных условий, в течение 30 календарных дней с момента получения настоящего требования, в Администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области, либо вернуть социальную выплату в добровольном порядке.

Данные требования Беспаловой Н.В. также не исполнены.

В соответствии с представленным техническим паспортом от 01.03.2018  на земельном участке по адресу И*** р***, п. Н***, у***. За***, д. ***  возведен жилой дом (незавершенное строительство, степень готовности 0 78%), отсутствуют сведения о регистрации.

Из представленных документов (копий договоров, квитанций) следует, что в настоящее время   ответчицей   заключены договоры  с БТИ на  подготовку осмотра для последующего получения акта ввода  в эксплуатацию дома и его регистрации.

Таким образом, дав  верную правовую оценку представленным доказательствам, суд, руководствуясь ст.ст. 131 (ч.1), 219, 309, 310 ГК РФ, обоснованно  удовлетворил заявленные исковые требования, обязав Беспалову Н.В.  оформить жилое помещение, расположенное по адресу: У*** о***, И*** р***, п. Н***, ул. З***, д. ***, построенное на средства социальной выплаты, в общую долевую собственность на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты направленной на улучшение жилищных условий.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что на момент подачи заявления (27.05.2014) Беспалова Н.В. не могла дать выполнять условие, определенное в п.2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П, поскольку  данный пункт был внесен значительно позже – 12.08.2015, не ставят под сомнение правильность принятого судом решения.

Так, предоставление  социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья  носит строго целевой характер, что накладывает на получателя такой выплаты обязанность по предоставлению в орган, выдавший соответствующее свидетельство на получение выплаты, документов, подтверждающих целевое использование денежных средств.

Ответчица получила свидетельство о предоставлении выплаты на строительство жилья в апреле 2016 года, т.е. после вступления  в силу   постановления Правительства Ульяновской области  № 380-П от 04.08.2015, которым был установлен срок для оформления  жилого помещения в общую собственность всех членов  семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Соответственно, получив свидетельство, Беспалова Н.В. приняла на себя обязательство по выполнению условий участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», действующих на тот момент, в том числе и в части соблюдения  срока оформления в собственность вновь построенного на предоставленные средства жилого дома.

При этом, само по себе не соблюдение установленных сроков, в том числе и по уважительным причинам,  каких-либо негативных последствий для ответчицы не влечет и не освобождает ее от обязанности оформить в обще долевую собственность вновь построенный жилой дом.

Не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора и доводы апелляционной жалобы в части того, что  несовременное оформление в собственность жилого дома по адресу И*** р***, п. Н***, ул. З***,  *** явилось результатом  ненадлежащего оформления  Администрацией МО «Глотовское городское  поселение» предоставленного ответчице под строительство земельного участка, поскольку  данное обстоятельство также не освобождает ответчицу от исполнения взятого на себя обязательства.

Из представленных суду документов следует, что на момент рассмотрения дела препятствия для оформления жилого дома в общую долевую собственность, на которые представитель ответчик ссылается в своих возражениях, устранены: договор аренды земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости 04.03.2020. Доказательств наличия иных препятствий для оформления жилого помещения в собственность, ответчиком суду не представлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

В остальной части доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, а потому не являются основанием к отмене решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционного представления и апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 8 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Беспаловой Надежды Викторовны - Рамазанова Олега Рашитовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный  суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: