Судебный акт
Приговор изменен в части гражданского иска
Документ от 26.08.2020, опубликован на сайте 04.09.2020 под номером 89721, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 264 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сайгин Н.В.

 Дело № 22-1642/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

26 августа 2020 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Старостина Д.С.,

с участием прокурора Поляковой И.А.,

защитника – адвоката Лукишиной О.В.,

осужденной Никишиной А.А.,

потерпевших К*** Т.М., И*** Э.В.,

представителя потерпевших – адвоката Анюровой Н.Н.,

при секретаре Брызгаловой В.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя – помощника прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Ходыревой  А.В. и апелляционной  жалобе осужденной Никишиной А.А. на приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 июля 2020 года, которым  

 

НИКИШИНА Анна Александровна,

*** несудимая,

 

осуждена по ч. 1  ст. 264 УК РФ к наказанию в виде ограничения свободы на срок 1 год 6 месяцев с лишением в соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 1 год.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ Никишиной А.А. установлены ограничения: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 23 часов до 5 часов следующих суток, не выезжать за пределы территории Ульяновской области, не изменять место жительства или пребывания, место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и с возложением на нее обязанности являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, один раз в месяц для регистрации.

Приговором постановлено:

- меру пресечения Никишиной А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу;

- взыскать с Никишиной А.А. компенсацию морального вреда в пользу К*** Т.М.. – 500000 рублей, Коршуновой Н.В. – 500000 рублей, И*** Э.В. – 200000 рублей.

 

В приговоре решены вопросы, связанные с вещественными доказательствами.

 

Доложив содержание приговора суда, доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражений, заслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

УСТАНОВИЛ:

 

Никишина А.А. осуждена за нарушение лицом, управляющим  автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. 

 

Преступление совершено *** января 2020 года *** г. Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель Ходырева А.В. считает приговор незаконным и несправедливым, поскольку назначенное наказание (как указано в тексте представления – лишение свободы), не соответствует его целям, степени и характеру общественной опасности преступления, данным о личности осужденной.

Полагает, что в нарушение требований ст. 307 УПК РФ в приговоре недостаточно мотивированы выводы в части квалификации преступного деяния.

Обращает внимание, что суд, приимая решение об удовлетворении гражданского иска потерпевшей К*** Т.М., вышел за пределы исковых требований, поскольку потерпевшая заявила о взыскании компенсации морального вреда в размере 400000 рублей.

В связи с этим просит об отмене приговора суда.

 

В апелляционной жалобе осужденная Никишина А.А. выражает несогласие с приговором в части решения по гражданским искам потерпевших, мотивируя тем, что сумма компенсации морального вреда является завышенной, судом не учитывалось ее материальное положение.

Кроме того, суд вышел за пределы заявленных потерпевшей К*** Т.М. исковых требований, поскольку она в судебном заседании просила о взыскании компенсации морального вреда в сумме 400000 рублей. 

В связи с этим просит об изменении приговора, снижении размера компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу потерпевших К*** Т.М. и К*** Н.В. до 200000 рублей каждой, а в пользу потерпевшего И*** Э.В. – до 100000 рублей

В возражениях потерпевшая К*** Т.М. считает приговор суда законным и обоснованным, а доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы – несостоятельными. Указывает, что размер компенсации морального вреда определен с учетом материального положения осужденной, характера совершенного ею преступления, его последствий, степени причиненных потерпевшим физических и нравственных страданий, а также продолжающимся лечением. Просит отказать в удовлетворении апелляционного представления и апелляционной жалобы, приговор суда оставить без изменения.

 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- прокурор Полякова И.А. поддержала доводы апелляционного представления в части решения относительного взыскания компенсации морального вреда потерпевшей К*** Т.М., поскольку, как следует из аудиозаписи судебного заседания, она заявила требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 400000 рублей. В связи с этим прокурор просила об изменении приговора в этой части, возражая против удовлетворения других доводов апелляционной жалобы.

- осужденная Никишина А.А. и адвокат Лукишина О.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, а также доводы апелляционного представления в части неверного разрешения судом гражданского иска потерпевшей К*** Т.М.  Просили о внесении в приговор соответствующих изменений, снижении размера компенсации морального вреда, а также о смягчении наказания путем исключения из приговора дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, указывая, что транспортное средство осужденной необходимо для осуществления трудовой деятельности;

- потерпевшая К*** Т.М. возражала против доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, просила приговор оставить без изменения;

- потерпевший И*** Э.В. и представитель потерпевших – адвокат Анюрова Н.Н. в целом возражали против доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы, но при этом просили об отмене приговора в части взыскания компенсации морального вреда в пользу потерпевшего И*** Э.В. с признанием за ним права на обращение с иском в порядке гражданского судопроизводства, мотивируя тем, что размер компенсации, с учетом причиненных телесных повреждений и характера проводимого лечения, является заниженным.

 

Проверив материалы дела, заслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции находит приговор суда подлежащим изменения в части решения по гражданскому иску потерпевшей К*** Т.М.

В остальном же приговор является законным, обоснованным и справедливым.

 

Приговор в отношении Никишиной А.А. постановлен в соответствии с главой 40 УПК РФ без проведения судебного разбирательства.

 

Ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке осужденной заявлено добровольно и после консультации с защитником, что она подтвердила в условиях открытого судебного разбирательства.

 

Суд убедился в том, что Никишина А.А. осознает характер и последствия заявленного ею ходатайства. Каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении органами предварительного следствия и судом прав осужденной, в том числе и права на защиту, не имеется.

 

Постановляя приговор без проведения судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обвинение, с которым осужденная  согласилась, подтверждается собранными по делу доказательствами и основания для отказа в удовлетворении заявленного Никишиной А.А. ходатайства отсутствуют.

 

Государственный обвинитель, защитник, потерпевшие и представитель потерпевших выразили свое согласие на рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства.

 

С учетом данных обстоятельств, суд правильно, не проводя в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, постановил в отношении осужденной Никишиной А.А. обвинительный приговор, верно квалифицировав ее действия, исходя из фактических обстоятельств предъявленного обвинения, с которыми осужденная согласилась, по ч. 1 ст. 264 УК РФ.

 

Оснований для иной квалификации действий осужденной  Никишиной А.А. не имеется.

 

Учитывая как обстоятельства совершенного преступления, так и данные о личности Никишиной А.А., а также требования стст. 6 и 60 УК РФ, в том числе характер и степень общественной опасности преступления, влияние наказания на исправление осужденной и на условия жизни ее семьи, смягчающие наказание обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что достижение исправительной цели в отношении Никишиной А.А. представляется возможным при назначении основного наказания в виде ограничения свободы.

 

Все имеющиеся смягчающие наказание обстоятельства, перечисленные в приговоре, в том числе признание вины, раскаяние, активное способствование расследованию преступления, состояние здоровья виновной и ее родственников, принесение извинений потерпевшим, в полной мере учтены судом при назначении наказания.

 

Основания для признания иных обстоятельств смягчающими наказание отсутствуют.

 

Вопреки доводам апелляционного представления, в котором ошибочно указывается о назначении наказания в виде лишения свободы, а также доводам осужденной и ее защитника, изложенным непосредственно в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в приговоре приведены убедительные мотивы назначения Никишиной А.А. как основного наказания в виде ограничения свободы с установлением ограничений и обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 53 УК РФ, так и дополнительного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами.

 

Мотивированное решение о назначении дополнительного наказания полностью соответствует требованиям ч. 3 ст. 47 УК РФ, судом при этом учтены также и данные о личности осужденной, которая привлекалась к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, управление же транспортными средствами не является ее профессией.

 

Сведения о личности осужденной Никишиной А.А. всесторонне оценены судом при назначении наказания, обстоятельства совершения преступления не говорят о его малозначительности, а также о возможности исправления осужденной при назначении более мягкого наказания.

 

Совокупность имеющихся смягчающих наказание обстоятельств исключительной не является, поэтому условия для назначения наказания в соответствии со ст. 64 УК РФ отсутствуют.

 

Назначенное наказание, вопреки утверждениям стороны защиты и осужденной, является справедливым, смягчению не подлежит.

 

Уголовный закон судом применен правильно.    

 

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не допущено.

 

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с осужденной в пользу потерпевших, суд в полной мере принял во внимание требования стст. 151, 1101 ГК РФ, исходил из принципа разумности и справедливости, учел степень и характер физических и нравственных страданий потерпевших, тяжесть совершенного преступления, а также материальное положение осужденной, обоснованно постановил о частичном удовлетворении исковых требований о взыскании в счет компенсации морального вреда с Никишиной А.А. в пользу потерпевшего И*** Э.В. в размере 200000 рублей, а также о полном объеме в пользу потерпевшей К*** Н.В. – в размере 500000 рублей.

 

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении гражданского иска потерпевшей К*** Т.М., суд ошибочно взыскал в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 500000 рублей, произвольно вышел за пределы исковых требований, тогда как потерпевшая заявляла о взыскании 400000 рублей, что следует из аудиозаписи судебного заседания и подтверждено самой потерпевшей, в связи с чем суд апелляционной инстанции вносит в приговор изменения о снижении размера компенсации морального вреда до указанной суммы.

Вопреки доводам потерпевшего И*** Э.В. и его представителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены приговора в части гражданского иска, представленный выписной эпикриз о проводимом после вынесения приговора лечении потерпевшего о такой необходимости не говорит.

 

Не дают также оснований для оставления приговора без изменения в части гражданского иска и представленные потерпевшей К*** Т.М. медицинские документы, также относящиеся к периоду времени после вынесения приговора. Потерпевшие не лишены возможности обращения с исковыми требованиями, связанными с их лечением, в порядке, установленном гражданско-процессуальным законом.

 

Вопреки доводам осужденной и стороны защиты, другие основания для снижения в целом размера компенсации морального вреда отсутствуют.

 

На основании изложенного, руководствуясь стст. 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 июля 2020 года в отношении Никишиной Анны Александровны изменить.

 

Снизить размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Никишиной А.А. в пользу потерпевшей К*** Т.М., до 400000 рублей.

 

В остальной части приговор оставить без изменения, а апелляционное представление и апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий