Судебный акт
Об оспаривании постановлеия УГИКо регистрации в кандидаты в депутаты
Документ от 28.08.2020, опубликован на сайте 07.09.2020 под номером 89684, 2-я гражданская, об отмене пострановления о регистрации кандидатом в депутаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                            Дело № 33а-3341/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                28 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Скворцовой  Юлии Александровны   на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2020 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 18 августа 2020 года, по делу №2а-3611/2020, по которому постановлено:

административный иск Коруновой Елизаветы Михайловны  удовлетворить.

Признать  незаконным и отменить постановление   Ульяновской городской избирательной комиссии №115/562-4 от 01.08.2020 «О регистрации Скворцовой  Юлии Александровны кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому  одномандатному избирательному округу №12».

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Скворцовой Ю.А. и ее представителя – Маслова М.С., представителя КПРФ – Арутюняна Г.А.,  поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Коруновой Е.М. – Сысоева Н.А., заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавших решение суда не подлежащим отмене, мнение представителя Ульяновской городской избирательной комиссии  - Крашенинникова А.А., оставившего решение на усмотрение суда, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Корунова  Е.М. обратилась  в суд с административным исковым заявлением к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконными и отмене  постановления   о регистрации   Скворцовой  Юлии Александровны   кандидатом  в депутаты.

В обоснование административного иска указала, что решением Ульяновской Городской избирательной комиссии от  01.08.2020 г. № 115/562-4  Скворцова Ю.А.  зарегистрирована кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по Заволжскому одномандатному избирательному округу №12.   Корунова Е.М.  является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, что и  Скворцова  Ю.А.

Решение Ульяновской Городской избирательной комиссии от 01.08.2020 за №115/562-4  о регистрации  Скворцовой Ю.А.  считает незаконным, подлежащим отмене, так как постановление ответчиком принято с нарушением требований пунктов 24-26 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ. Полагает, что избирательной комиссией нарушен принцип равенства кандидатов перед законом, в том числе принцип равенства прав на участие граждан в выборах на общих для всех и равных условиях.

Предоставленная Скворцовой Ю.А.  выписка из постановления ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  (далее – Выписка) ни законом, ни уставом политической партии не предусмотрена, кроме того, она не содержит сведения, предусмотренные законом. В Выписке имеются произвольные сокращения, решение изложено не полностью, отсутствует информация о вопросе, который ставился на голосование. В связи с этим отсутствуют основания для вывода о том, что выдвижение кандидата по форме и по существу соответствовало Федеральному закону 95-ФЗ «О политических партиях» и Уставу КПРФ. Предоставленные Скворцовой Ю.А. сведения о доходах не содержат необходимых сведений, а именно ФИО кандидата.

Просила суд принять решение об отмене регистрации Скворцовой Ю.А.  кандидатом   в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому  одномандатному избирательному округу №12.

Судом к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Скворцова Юлия Александровна,  в качестве заинтересованного лица – Ульяновское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Скворцова Ю.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Выражает своё несогласие с выводом суда о том, что выписка из постановления Конференции не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Политической партии КПРФ, поскольку законодательство не содержит запрета в представлении в избирательную комиссию выписки из постановления XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020.

Не соглашается с выводом суда о том, что ни выписка из постановления, ни постановление XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020 не содержит информации о том, что вопрос о ее выдвижении кандидатом, разрешался тайным голосованием, об этом указано в протоколе счётной комиссии №2 XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ и реестре выдачи бюллетеней для тайного голосования.

Считает, что о легитимности принятого на конференции решения о выдвижении ее в качестве кандидата в депутаты свидетельствует факт отсутствия замечаний у представителя избирательной комиссии, который принимал участие в работе XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ. Полагает, что судом первой инстанции была дана недостаточная оценка значительности допущенных ею нарушений относительно факта её регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Дополняет, что Ульяновская городская избирательная комиссия не извещала ее о недостатках, допущенных последней при подаче документов, соответственно, нарушений влекущих отмену решения избирательной комиссии не имелось.

Обращает внимание на то, что ею были указаны сведения о размере и источнике её доходов, имуществе, принадлежащем ей на праве собственности.

Отмечает, что допущенные при подаче документов недостатки являются незначительными, принципа равенства кандидатов в депутаты не нарушают. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подп. «в» п.14.5 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Аналогичное требование содержится в Законе Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (подп. «в» ч.5 ст.39).

Согласно ч.5 ст. 39 Закона Ульяновской области №109-ЗО вместе с заявлением, предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, должны быть представлены: (в ред. Закона Ульяновской области от 04.05.2016 № 59-ЗО)

1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

2) нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения);

3) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом политической партии, иного общественного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом):

а) копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения), в котором указываются:

число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;

число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;

фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. По желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с его заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

(в ред. Закона Ульяновской области от 02.12.2014 № 206-ЗО).

Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;

итоги голосования по данному решению;

дата принятия решения;

4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Из содержания подп. «б» и «в» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ следует, что основаниями для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11.07.2001    95-ФЗ «О политических партиях», а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением  Ульяновской  Городской Думы  № 71 от 23.06.2020 на 13.09.2020 назначены выборы депутатов Ульяновской городской Думы.

Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва постановлением от 25.06.2020  №96/365-4 возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию.

21.07.2020 Скворцова  Ю.А.  подала в Ульяновскую городскую избирательную комиссию заявление о  согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому  одномандатному избирательному округу №12, приложив к данному заявлению документы согласно справке-подтверждению (т.1 л.д. 123-125). 

Как видно из материалов дела, в составе комплекта документов, поданного Скворцовой Ю.А. для регистрации, представлена выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020, которая не соответствовала  требованиям действующего законодательства.

Заседание комиссии по разрешению вопроса о регистрации              Скворцовой Ю.А. в качестве кандидата в депутаты было назначено и проведено 01.08.2020.

Ответчиком принято положительное решение, постановлением от 01.08.2020 №115/562-4 Скворцова Юлия Александровна зарегистрирована кандидатом в депутаты Ульяновской в депутаты Городской Думы шестого созыва по Заволжскому  одномандатному избирательному округу №12.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии №117/616-4 от 03.08.2020 Корунова Е.М. также зарегистрирована кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №12 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Установив вышеприведенные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного иска Коруновой Е.М.

Удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что Скворцовой Ю.А. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, а также то, что представленные                  Скворцовой Ю.А. сведения о ее доходах и имуществе в графе 1 не были указаны фамилия, имя, отчество кандидата.

С выводами суда о том, что Скворцовой Ю.А. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении её кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы судебная коллегия соглашается.

Данные выводы суда подробно мотивированы в решении и основаны на правильном применении положений ст.35 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.5 ст.39 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», Федерального закона от 11.07.2001 №95 «О политических партиях».

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020 соответствует  требованиям действующего законодательства, указанный документ не может расцениваться как надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении её кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

Так, в  соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В ст. 25 указанного Федерального закона закреплено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Из п.п. 6.3 и 6.4 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органам местного самоуправления проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений.

Согласно п.3.2 постановления ЦИК России от 11.06.2014 №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Решение Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций (п.6.5 Устава).

Следовательно, поскольку ни действующим законодательством, ни Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не предусмотрена возможность предоставления в избирательную комиссию решения Конференции регионального отделения политической партии в виде выписки, то представленная Скворцовой Ю.А. в Ульяновскую городскую избирательную комиссию выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020 указывает на то, что ею не было выполнено требование  подп. «в» п.14.5 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ.

Факт того, что голосование на конференции было тайным, установлено в ходе судебного разбирательства.

Доводов, оспаривающих тайность голосования, административный иск Коруновой Е.М. не содержит.

В этой связи доводы апелляционной жалобы, направленные на доказывание факта тайного голосования, значения не имеют.

Вместе с тем, из содержания представленной Скворцовой Ю.А. выписки из постановления Конференции видно, что она не соответствует положениям подп. «в» п.3 ч.5 ст.39 Закона Ульяновской области №109-ЗО и вышеупомянутым Методическим рекомендациям ЦИК: не указан кворум для принятия Конференцией решений; не отражен весь объём сведений указанных в законе, отсутствует информация о вопросе, который ставился на тайное голосование в отношении кандидата Скворцовой Ю.А.; отражены лишь результаты рассмотрения «второго» вопроса без указания его формулировки, при этом отсутствуют сведения о принятии решения по другим вопросам, в том числе и по «четвёртому», которым, согласно выпискам, направленным в избирательную комиссию, был разрешён вопрос о наименовании избирательного объединения при проведении выборов в Ульяновскую городскую Думу шестого созыва, то есть на момент принятия ответчиком Постановления вопрос о соблюдении порядка выдвижения политической партией кандидата не был подтверждён должным образом.

Принимая во внимание то, что Скворцова Ю.А. при наличии названных нарушений была зарегистрирована избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу №12, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене соответствующего постановления избирательной комиссии.

Судебная коллегия отмечает, что избирательное законодательство является строго формализованным. Перечень документов, необходимых для предоставления кандидатом в целях регистрации, в том числе их наименование и содержание, подлежит буквальному толкованию.

Федеральный закон предусматривает в данном случае неукоснительное соблюдение его положений, форм и содержания предоставляемых документов и отступления от этого недопустимы.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что представленные Скворцовой Ю.В. сведения о ее имуществе и доходах не содержат данных о фамилии, имени и отчестве кандидата. Как видно из данного документа (т.1 л.д.148), он содержит фразу «Я, кандидат Скворцова Юлия Александровна, сообщаю сведения…..». Таким образом, неуказание в первой графе таблицы ФИО кандидата не может расцениваться как основание, влекущее отказ в регистрации. 

В этой связи указанные выводы суда подлежат исключению из решения, что, однако, не влияет на его правильность и основанием для отмены служить не может.

Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие претензий к представленным документам со стороны избирательной комиссии, свидетельствует об их полноте  и достаточности для регистрации кандидата в депутаты является несостоятельным, поскольку невыполнение избирательной комиссией требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не освобождало кандидата от соблюдения установленных законом правил выдвижения и регистрации. Иное нарушало бы принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, закрепленный                   п. 1 ст. 39 названного федерального закона.

Доводы представителя Скворцовой Ю.А. об отсутствии нарушений прав административного истца судебная коллегия находит несостоятельными как основанные на неверном толковании закона.

Так, Корунова Е.М., обладая тем же объемом прав и обязанностей, что и         Скворцова Ю.А., обратилась в суд с целью исключения последней из избирательного процесса, поскольку сам факт регистрации Скворцовой Ю.А. в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы при отсутствии на то правовых оснований свидетельствует о нарушении прав административного истца, баллотирующейся по тому же избирательному округу.

Ссылка заявителя жалобы на региональную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, касается обстоятельств конкретного дела.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства    Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 августа 2020 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от                      18 августа 2020 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Скворцовой  Юлии Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: