Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии
Документ от 28.08.2020, опубликован на сайте 08.09.2020 под номером 89681, 2-я гражданская, об отмене постановления о регистрации в депутаты, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова О.В.                                                       Дело №33а-3337/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          28 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ярмухина Александра Николаевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 августа 2020 года по делу №2а-3575/2020, по которому постановлено:

 

административный иск Карауш Екатерины Владимировны к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления № 114/546-4 от 31 июля 2020 года «О регистрации Ярмухина Александра Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 27» удовлетворить.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Ярмухина А.Н., его представителя Арутюняна Г.А., представлявшего также интересы Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации, представителя Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Тонкова К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А., оставившего решение на усмотрение суда, представителя Карауш Е.А. – Сысоева Н.А., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Данилова Е.В. об отмене решения суда,  судебная коллегия

 

установила:

 

Карауш Е.В., являющаяся зарегистрированным кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 27, выдвинута политическим объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Коммунисты России», обратилась в суд с административным исковым заявлением к  Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и  отмене постановления №114/546-4 от 31 июля 2020 года «О регистрации Ярмухина Александра Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому  одномандатному избирательному округу №27». 

В обоснование административного иска указала, что решением Ульяновской Городской Думы от 23 июня 2020 года №71 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва»  на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Постановлением Ульяновской Городской избирательной комиссии от   31 июля 2020 года №114/546-4  Ярмухин А.Н. зарегистрирован  кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по Засвияжскому одномандатному избирательному округу №27, выдвинут политическим объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».  

Указанное постановление принято ответчиком с нарушением требований пунктов 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 67-ФЗ).

Избирательной комиссией нарушен принцип равенства кандидатов перед законом, в том числе принцип равенства прав на участие граждан в выборах на общих для всех и равных условиях.

Согласно пункту «б» подпункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ  одним из оснований для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение политической партией требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях».  (далее – Федеральный закон 95-ФЗ).

В силу пунктов 2, 6, 7 ст. 25 Федерального закона 95-ФЗ решение о выдвижении кандидатов в депутаты принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», кандидат при выдвижении предоставляет в избирательную комиссию решение конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения).

Пунктом 6.5. Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» предусмотрено, что решения конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.

Вместе с тем Ярмухиным А.Н. при подаче документов о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Ульяновской городской Думы предоставлена выписка из постановления ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  (далее – Выписка), которая не предусмотрена ни законом, ни Уставом политической партии.

Выписка не содержит сведений, предусмотренных законом. В Выписке имеются произвольные сокращения, решение изложено не полностью, отсутствует информация о вопросе, который ставился на голосование в отношении Ярмухина А.Н., отсутствует информация о проведении тайного голосования в отношении данного депутата. 

В нарушение подпункта «в» пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области  № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» в решении о выдвижении кандидата не указано число делегатов конференции, необходимое для принятия решения в соответствии с Уставом политической партии. В Выписке указано, что в конференции принял участия 51 делегат. Согласно п. 6.4. Устава КПРФ решение принимается простым большинством, следовательно, в документе должно было быть указано число делегатов, необходимое для принятия решения, – 26. Указанные сведения в выписке отсутствуют.

Также Ярмухиным А.Н. не представлены документы, подтверждающие место его работы. Указанное в трудовой книжке наименование организации, в которой работает Ярмухин А.Н., не соответствует её действительному наименованию. Подпись лица, заверившего копию трудовой книжки, не расшифрована, печать содержит  указание на несуществующую организацию: ***  Указанная в трудовой книжке должность Ярмухина А.Н. не соответствует должности, указанной им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы. 

Подобный подход к проверке документов кандидата Ярмухина А.Н., его необоснованная регистрация ставят его в привилегированное положение перед другими кандидатами, нарушают гарантированный федеральным законодательством о выборах принцип равенства кандидатов перед законом, принцип участия граждан в выборах на общих и равных основаниях, гарантированное Конституцией РФ равенство граждан перед законом.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ярмухин А.Н. просит об отмене решения суда.

Не соглашается с выводом суда о том, что представленная им в избирательную комиссию Выписка из постановления Конференции не предусмотрена действующим законодательством и Уставом Коммунистической партии Российской Федерации, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», Законом Ульяновской области от 1 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» для регистрации кандидата в избирательную комиссию необходимо представить решение конференции партии. Данные законы не содержат конкретизации, в каком виде должно быть представлено решение, речь идет о письменном документе, в котором выражено волеизъявление партии о выдвижении в кандидаты.

В соответствии с п.3.2 постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Таким образом, законодательство не содержит обязательного требования к названию документа, которым принято решение о выдвижении кандидатов в депутаты.

Выписка из документа - это способ извлечь из документа только ту информацию, которая важна для конкретного человека и к которой разрешен доступ. Поскольку Постановление  XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  содержало персональные данные 40 физических лиц, выдвинутых в качестве кандидатов по другим избирательным одномандатным округам, он вправе был представить выписку из постановления, содержащую решение только в отношении него.

В распоряжении избирательной комиссии имелись необходимые документы, позволяющие сделать вывод о правомочности проведенного этапа названной конференции и о наличии на ней кворума для принятия решения о выдвижении кандидатов в депутаты.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии в постановлении Конференции информации о решении вопроса о выдвижении его кандидатом  в депутаты Ульяновской Городской думы путем тайного голосования. Данное указание имеется в выписке из постановления.

Вместе  с тем в законодательстве РФ не указано, что неуказание в итоговом постановлении Конференции партии о том, что голосование было тайным, свидетельствует о недействительности указанного документа. Само решение конференции никем не оспорено.

Правовое значение для рассмотрения дела имеет решение вопроса о форме голосования (тайное или нет), а не указание на это в протоколе или в выписке из постановления. В данном случае проведение тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов подтверждается протоколом счетной комиссии.

Кроме того, данный довод истец не заявлял в своем исковом заявлении. Суд самостоятельно, без выяснения у сторон обстоятельств по форме голосования (тайное или не тайное), сделал вывод по данному вопросу, не дав возможности сторонам дать пояснения по данному вопросу и предоставить доказательства, как и не дал оценки предоставленной в материалы дела копии  протокола счетной комиссии № 2 ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ.

Удовлетворяя административный иск, суд сослался на то обстоятельство, что в постановлении конференции не указан кворум для принятия решения, однако такого требования к выписке из постановления конференции Закон Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» не содержит. В выписке указан необходимый кворум для принятия решения. Указание числа голосов, необходимых для принятия решения, необходимо для установления легитимности принятого решения. Таким образом, правовое значение для выяснения вопроса о легитимности конференции и принятия решения является фактическое установление судом необходимого количества голосов. В данном случае решение принято легитимно. Замечания со стороны представителя избиркома, который присутствовал на Конференции,  по данному вопросу отсутствуют.

Судом не приняты во внимание положения абз.2 п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому только значительные нарушения законодательства могут являться основанием для отмены регистрации кандидата.

Ульяновская городская избирательная комиссия не предприняла действий, направленных на извещение его о каких-либо выявленных в представленных им документах недостатках с целью предоставления ему возможности исправить указанные недостатки. Данное обстоятельство делает невозможным принятие избирательной комиссией решения об отказе в регистрации его кандидатов в депутаты в Ульяновскую городскую Думу по мотиву отсутствия каких-либо документов, либо наличия недостатков в представленных им документах.

Считает несостоятельным вывод суда о том, что им не представлен документ об основном месте работы и занимаемой должности.

Указывает на то, что принятое по делу решение нарушает его конституционное право и право Коммунистической партии Российской Федерации на участие в выборах.

В судебное заседание Карауш Е.В. не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение норм процессуального права.

Согласно пунктам 1 и 2 части 6 статьи 180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать: выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска; выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела.

Решение суда первой инстанции от 14 августа 2020 года приведенным положениям процессуального законодательства не отвечает, поскольку резолютивная часть решения не содержит выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела и заявленных требований, поэтому решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.

Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Из содержания подп. «б» и «в» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ следует, что основаниями для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года    95-ФЗ «О политических партиях», а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 14.5 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Аналогичное требование содержится в Законе Ульяновской области от 1 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (подп. «в» п.5 ст.39). При этом в указанном подпункте перечислены сведения, которые должны содержаться в решении конференции регионального отделения политической партии:

число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;

число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;

фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. По желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с его заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;

итоги голосования по данному решению;

дата принятия решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением  Ульяновской  Городской Думы  № 71 от 23 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы.

Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва постановлением от 25 июня 2020 года  №96/365-4 возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию.

Карауш Е.В. и Ярмухин А.Н. зарегистрированы кандидатами в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому  одномандатному избирательному округу № 27: Карауш Е.В. – постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии № 117/644-4 от 3 августа 2020 года (выдвинута избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России»), Ярмухин А.Н. – постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии  № 114/546-4 от 31 июля 2020 года (выдвинут избирательным объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»). 

В составе комплекта документов, поданного Ярмухиным А.Н. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы, представлена выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года.     

Судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, поскольку Ярмухиным А.Н. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, а также ввиду непредоставления им документов о месте работы и занимаемой должности.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года соответствует  требованиям действующего законодательства, указанный документ не может расцениваться как надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении Ярмухина А.Н. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

Так, в  соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В ст. 25 указанного Федерального закона закреплено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Из п.п. 6.3 и 6.4 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений.

Согласно п.3.2 Постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Решения Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций (п.6.5 Устава).

Следовательно, поскольку ни действующим законодательством, ни Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не предусмотрена возможность предоставления в избирательную комиссию решения Конференции регионального отделения политической партии в виде выписки, то представленная Ярмухиным А.Н. в УИК выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года указывает на то, что им не было выполнено требование  подп. «в» п.14.5 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ.

Из содержания представленной Ярмухиным А.Н. выписки из постановления Конференции видно, что она не соответствует положениям подп. «в» п.3 ч.5 ст.39 Закона Ульяновской области №109-ЗО и вышеупомянутым Методическим рекомендациям ЦИК: не указан кворум для принятия Конференцией решений; не отражен весь объём сведений, указанных в законе, отсутствует информация о вопросе, который ставился на тайное голосование в отношении кандидата Ярмухина А.Н., отражены лишь результаты рассмотрения «второго» вопроса без указания его формулировки, при этом отсутствуют сведения о принятии решения по другим вопросам, в том числе и по «четвёртому», которым согласно выпискам впоследствии направленным в избирательную комиссию был разрешён вопрос о наименовании избирательного объединения при проведении выборов в Ульяновскую городскую Думу шестого созыва, то есть на момент принятия ответчиком постановления вопрос о соблюдении порядка выдвижения политической партией кандидата не был подтверждён должным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, п. 2 ч. 3 ст. 39 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» установлено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Кроме того,  Ярмухиным А.Н. не были представлены документы, подтверждающие указанное им в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, место его работы и занимаемую должность.

Так, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу Ярмухин А.Н. указал следующие сведения о месте работы и должности: *** Однако копия трудовой книжки Ярмухина А.Н. в установленном порядке уполномоченным лицом *** не заверена. На оттиске печати (на копии трудовой книжки Ярмухина А.Н.) указана несуществующая, возможно ранее существовавшая организация. Из представленной копии страницы 29 трудовой книжки Ярмухина А.Н. следует, что  29 июля 2015 года Ярмухин А.Н. принят в *** на основании приказа №3 от 29 июля 2015 года. 

Указанные выше обстоятельства являлись препятствием для принятия избирательной комиссией решения о регистрации Ярмухина А.Н.  кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы.

Ссылка в апелляционной жалобе на непринятие избирательной комиссией мер по исполнению обязанности о надлежащей проверке представленных кандидатом документов и об извещении кандидата о выявленных в них недостатках на правильность выводов суда первой инстанции повлиять не может.

Действительно, из материалов административного дела следует, что избирательная комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не известила Ярмухина А.Н. об имеющихся недостатках в представленных им документах.

Вместе с тем неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации.

Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п. 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, неисполнение избирательной комиссией обязанности по извещению кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, лишает избирательную комиссию права принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (то есть по мотивам ненадлежащего оформления документов, отсутствия в документах необходимых сведений).

В данном случае Ульяновская избирательная комиссия приняла решение о регистрации Ярмухина А.Н. кандидатом в депутаты Ульяновской городской Думы, незаконность же этого решения установлена судом.

Руководствуя статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 августа 2020 года по делу № 2а-3575/2020 отменить.

Принять по делу новое решение.

Административный иск Карауш Екатерины Владимировны к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления  № 114/546-4 от 31 июля 2020 года «О регистрации Ярмухина Александра Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 27» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление  Ульяновской городской избирательной комиссии № 114/546-4 от 31 июля 2020 года «О регистрации Ярмухина Александра Николаевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № 27».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: