Судебный акт
Решение о регистрации кандидата в депутаты признано незаконным
Документ от 28.08.2020, опубликован на сайте 02.09.2020 под номером 89661, 2-я гражданская, об отмене пострановления о регистрации кандидатом в депутаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                       Дело № 33а-3412/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           28 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Пулькиной Н.А. и Трифоновой Т.П.

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Яковлевой Валерии Сергеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от     18 августа 2020 года по делу №2а-3610/2020, по которому постановлено:

 

административный иск    Долгова Михаила Севостьяновича удовлетворить.

Признать  незаконным и отменить постановление Ульяновской городской избирательной комиссии №115/561-4 от 1 августа 2020 года «О регистрации  Яковлевой Валерии Сергеевны  кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по  Ленинскому  одномандатному избирательному округу №33».

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., пояснения Яковлевой В.С. и ее представителя, уполномоченного также на представление интересов КПРФ –    Тонкова К.В., представителя КПРФ Арутюняна Г.А., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Долгова М.С. – Сысоева Н.А., заключение прокурора Данилова Е.В., полагавших решение суда не подлежащим отмене, а также представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А., оставившего решение на усмотрение суда, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Долгов М.С. обратился в суд с иском к Ульяновской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления о регистрации Яковлевой В.С. кандидатом в депутаты Ульяновской городской Думы.

Требования мотивированы тем, что он и Яковлева В.С. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты Ульяновской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33.

Постановление Ульяновской городской избирательной комиссии о регистрации Яковлевой В.С. кандидатом в депутаты Ульяновской городской Думы принято с нарушением требований п.п. 24-26 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года    №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Вопреки наличию оснований к отказу в регистрации Яковлевой В.С., ответчик принял незаконное решение о регистрации кандидата. При этом были нарушены требования законодательства, а кандидат Яковлева В.С. была поставлена в привилегированное положение по сравнению с другими кандидатами. Ответчиком нарушен принцип равенства кандидатов перед законом, в том числе принцип равенства прав на участие граждан в выборах на общих для всех и равных условиях.

Предоставленная Яковлевой В.С. выписка из постановления ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  (далее – Выписка) из постановления ни законом, ни уставом политической партии не предусмотрена. Выписка не содержит сведения, предусмотренные законом, в частности, необходимое для принятия решения количество зарегистрированных кандидатов. В Выписке имеются произвольные сокращения, решение изложено не полностью, отсутствует информация о вопросе, который ставился на голосование в отношении кандидата Яковлевой В.С., отсутствует информация о проведении тайного голосования в отношении кандидата. В связи с этим отсутствуют основания для вывода о том, что выдвижение кандидата по форме и по существу соответствовало Федеральному закону от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» и Уставу КПРФ.

Долгов М.С. просил признать незаконным и отменить постановление Ульяновской городской избирательной комиссии №115/561-4 от 1 августа 2020 года  о регистрации Яковлевой В.С. кандидатом в депутаты Ульяновской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Яковлева В.С., заинтересованного лица - Ульяновское областное отделение политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Яковлева В.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Выражает своё несогласие с выводом суда о том, что выписка из постановления Конференции не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Политической партии КПРФ, поскольку законодательство не содержит запрета в представлении в избирательную комиссию выписки из постановления XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года.

Более того, не соглашается с выводом суда о том, что ни выписка из постановления, ни постановление XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года не содержит информации о том, что вопрос о его выдвижении кандидатом, разрешался тайным голосованием, поскольку об этом указано в протоколе счётной комиссии №2 XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ и реестре выдачи бюллетеней для тайного голосования.

Считает, что о легитимности принятого на конференции решения о выдвижении её в качестве кандидата в депутаты свидетельствует факт отсутствия замечаний у представителя избирательной комиссии, который принимал участие в работе XXIII отчётно-выборной Конференции Ульяновского областного отделения КПРФ.

Полагает, что судом первой инстанции была дана недостаточная оценка значительности допущенных нарушений относительно факта её регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Дополняет, что Ульяновская городская избирательная комиссия не извещала её о недостатках, допущенных при подаче документов, соответственно, нарушений влекущих отмену решения избирательной комиссии, не имелось.

Полагает, что суд первой инстанции должен был в своём решении мотивировать факт привлечения её в качестве соответчика по данному делу. 

В заседание суда апелляционной инстанции Долгов М.С. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица согласно статьям 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Аналогичное требование содержится в Законе Ульяновской области от                1 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (подп. «в» п.5 ст.39).

Согласно части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области №109-ЗО вместе с заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, должны быть представлены:

1) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

2) нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам (в случае его назначения);

3) официально заверенные постоянно действующим органом избирательного объединения (должностным лицом), уполномоченным на то соответственно уставом политической партии, иного общественного объединения либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решением съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом):

а) копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;

б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;

в) решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, общего собрания либо предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, решение съезда (конференции) или общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, решение коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения), в котором указываются:

число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;

число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;

фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. По желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с его заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;

итоги голосования по данному решению;

дата принятия решения;

4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.

Из содержания подпунктов «б» и «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ следует, что основаниями для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от      11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением  Ульяновской  Городской Думы  №71 от 23 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской городской Думы.

Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва постановлением Ульяновской городской избирательно   комиссии от 25 июня 2020 года   №96/365-4 возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию.

Постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии от 3 августа 2020 года № 117/617-4 административный истец Долгов М.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33 от избирательного объединения Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

21 июля 2020 года Яковлева В.С. подала в Ульяновскую городскую избирательную комиссию заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33. 

Как видно из материалов дела, в составе комплекта документов, поданного Яковлевой В.С. для регистрации, представлена выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года, которая не соответствовала  требованиям действующего законодательства.

Заседание комиссии по разрешению вопроса о регистрации Яковлевой В.С. в качестве кандидата в депутаты было назначено и проведено 1 августа 2020 года.

Ответчиком принято положительное решение, постановлением от 1 августа 2020 года №115/561-4 Яковлева В.С. зарегистрирована кандидатом в депутаты Ульяновской в депутаты Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33.

Установив вышеприведенные обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении административного иска Долгова М.С.

Удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что Яковлевой В.С. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении ее кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

С выводами суда о том, что Яковлевой В.С. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении ее кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы судебная коллегия соглашается.

Данные выводы суда подробно мотивированы в решении и основаны на правильном применении положений статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области от 1 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях».

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года соответствует  требованиям действующего законодательства, указанный документ не может расцениваться как надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

Так, в  соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В статье 25 указанного Федерального закона закреплено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Из пунктов 6.3 и 6.4 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органам местного самоуправления проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений.

Согласно пункту 3.2 постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Решение Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций (п.6.5 Устава).

Следовательно, поскольку ни действующим законодательством, ни Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не предусмотрена возможность предоставления в избирательную комиссию решения Конференции регионального отделения политической партии в виде выписки, то представленная Яковлевой В.С. в УГИК выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года указывает на то, что ею не было выполнено требование  подпункта «в» пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона №67-ФЗ.

Факт того, что голосование на конференции было тайным, установлен в ходе судебного разбирательства.

То, что судом указанный довод административного иска не был принят в качестве основания для отмены оспариваемого постановления о регистрации Яковлевой В.С., следует из содержания судебного решения.

В этой связи доводы апелляционной жалобы, направленные на доказывание факта тайного голосования, значения не имеют.

Вместе с тем, из содержания представленной Яковлевой В.С. выписки из постановления Конференции видно, что она не соответствует положениям подпункта «в» пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области №109-ЗО и вышеупомянутым Методическим рекомендациям ЦИК: не указан кворум для принятия Конференцией решений; не отражен весь объём сведений указанных в законе, отсутствует информация о вопросе, который ставился на тайное голосование в отношении кандидата Яковлевой В.С.; отражены лишь результаты рассмотрения «второго» вопроса без указания его формулировки, при этом отсутствуют сведения о принятии решения по другим вопросам, в том числе и по «четвёртому», которым согласно выпискам, направленным в избирательную комиссию, был разрешён вопрос о наименовании избирательного объединения при проведении выборов в Ульяновскую городскую Думу шестого созыва, то есть, на момент принятия ответчиком оспариваемого постановления вопрос о соблюдении порядка выдвижения политической партией кандидата не был подтверждён должным образом.

Принимая во внимание то, что Яковлева В.С. при наличии названных нарушений была зарегистрирована избирательной комиссией в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №33, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отмене соответствующего постановления избирательной комиссии.

Судебная коллегия отмечает, что избирательное законодательство является строго формализованным. Перечень документов, необходимых для предоставления кандидатом в целях регистрации, в том числе их наименование и содержание, подлежит буквальному толкованию.

Федеральный закон предусматривает в данном случае неукоснительное соблюдение его положений, форм и содержания предоставляемых документов и отступления от этого недопустимы.

Привлечение судом Яковлеву В.С. в качестве административного ответчика по делу положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не противоречит.

Ссылка заявителя жалобы на региональную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку не имеет преюдициального значения для рассматриваемого дела, касается обстоятельств конкретного дела.

Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 августа 2020 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Яковлевой Валерии Сергеевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: