Судебный акт
О восстановлении в стутусе депутата и Главы поселковой администрации
Документ от 25.08.2020, опубликован на сайте 07.09.2020 под номером 89647, 2-я гражданская, о признании недействительной записи о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 09 апреля 2020, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова М.С.                                                            Дело № 33а-2931/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               25 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Мыкалкиной Нины Анатольевны и Хреновой Любови Евгеньевны на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2020 года по делу №2а-2-156/2020, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Кузьмина Сергея Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение от 28 ноября 2019 года, составленное от имени главы муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области Кузьмина Сергея Владимировича в части лишения Кузьмина Сергея Владимировича депутатства.

Признать незаконным и отменить решение от 27 февраля 2020 года, принятое заместителем председателя МУ Совета депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области Хреновой Любовью Евгеньевной, об избрании главой муниципального образования «Красноборское сельское поселение» депутата Мыкалкину Нину Анатольевну.

Восстановить Кузьмина Сергея Владимировича в должности депутата МУ Совета депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области и главы муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области.

Обязать МУ Совет депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, МУ администрацию МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области исполнить решение суда и сообщить о его исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и Кузьмину Сергею Владимировичу в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового требования Кузьмина Сергея Владимировича о признании недействительной записи о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 9 апреля 2020 года отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Кузьмина Сергея Владимировича к МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска отказать.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица - МУ Совет депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области записи о внесении изменений, указав в качестве его председателя Кузьмина Сергея Владимировича.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя МУ Совет депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области – Давиденко О.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы Мыкалкиной Н.А., представителя Кузьмина С.В. – Сулейманова Э.Н., представителя МУ администрация МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области – Сергеевой Е.В., представителя МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области – Горячкиной Е.С., полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузьмин С.В. обратился суд с иском к Совету депутатов МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска о признании незаконными решений Совета депутатов от 28.11.2019 и 27.02.2020, признании недействительной записи о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 09.04.2020, восстановлении в должности главы МО «Красноборское сельское поселение» и депутата Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение».

В обоснование исковых требований указал, что он является председателем Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области. 28.11.2019 Советом депутатов вынесено решение «О правовом регулировании некоторых вопросов предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц». Согласно данному решению его лишили полномочий депутата Совета депутатов и, как следствие, должности главы МО «Красноборское сельское поселение».

Решением заместителя председателя МУ Совета депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области Хреновой Л.Е. от 27.02.2020 главой муниципального образования «Красноборское сельское поселение» назначена депутат Мыкалкина Н.А. Считает данные решения незаконными, поскольку нарушен порядок их принятия.

Просил признать незаконными и отменить решения Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» от 28.11.2019 и 27.02.2020, признать недействительной запись о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц от 09.04.2020, восстановить его в должности главы МО «Красноборское сельское поселение» и депутата Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение».

Судом привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков - МУ администрация МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, заместитель председателя Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области - Хренова Л.Е.; в качестве заинтересованного лица - глава МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области Мыкалкина Н.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мыкалкина Н.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Считает нарушения, допущенные Кузьминым С.В. (занижения в справке о доходах суммы его заработка на 117 394,16 руб.), существенными, а меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий Главы  МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области – соразмерной и справедливой.  

В апелляционной жалобе Хренова Л.Е. так же не соглашается с решением суда, просит его отменить, ссылаясь в обоснование своей позиции на доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе Мыкалкиной Н.А.

В возражениях на апелляционные жалобы МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и МО «Красноборское сельское поселение», а также Кузьмин С.В. просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции Хренова Л.Е.,                Мыкалкина Н.А., представитель ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 2 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ст.95 КАС РФ).

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия приходит к убеждению о том, что необходимая совокупность вышеназванных условий по настоящему административному делу установлена.

Согласно ч. 17 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.09.2018             Кузьмин С.В. был избран депутатом Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области четвертого созыва.

Решением Совета депутатов № 1/1 от 18.09.2018 Кузьмин С.В. был избран Главой МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, днем вступления его в должность является дата - 18.09.2018       (п. 1 решения).

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 26 Устава МО «Красноборское сельское поселение» глава МО «Красноборское сельское поселение» исполняет полномочия председателя Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» (п. 2 решения).

28.11.2019 было проведено очередное заседание Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение».

Согласно протоколу заседания от 28.11.2019 на заседании присутствовали глава МО «Красноборское сельское поселение» Кузьмин С.В., заместитель главы поселения Хренова Л.Е., депутаты Совета депутатов поселения – Ш*** В.Ф.,                  Б*** Г.Ю., Б*** Н.И., Мыкалкина Н.А., Т*** К., Ф*** В.А.

В повестку дня входили следующие вопросы:

о внесении изменений в бюджет,

о выборе секретаря заседания (собрания),

о предоставлении сведений о доходах,

о внесении изменений в решение Совета депутатов от 11.11.2019 по содержанию и передачи полномочий по очистке дорог.

При обсуждении вопроса о предоставлении сведений о доходах выступала Мыкалкина Н.А., которая пояснила, что Кузьмин С.В., являясь Главой поселения (председателем Совета депутатов) скрыл доходы от коммерческой организации, поэтому предложила лишить его депутатства; проголосовали следующим образом: «за» - 5, «против» - 2, воздержались – не указано.

По результатам данного заседания было составлено решение от 28.11.2019, на основании которого Кузьмин С.В. был лишен депутатских полномочий.

Данное решение ни Кузьминым С.В., ни иным уполномоченным лицом не было подписано.

Кроме того, решение от 28.11.2019 об удалении Кузьмина С.В. в отставку не было официально опубликовано, что не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

27.02.2020 решением заместителя председателя МУ Совета депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение»                  Хреновой Л.Е. главой МО «Красноборское сельское поселение» назначена депутат Мыкалкина Н.А.

МУ Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» было зарегистрировано 01.11.2019 ИФНС России по Ленинскому району                              г. Ульяновска, по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район,                       с. Красноборск, ул. Советская, д.7. Председатель - Кузьмин Сергей Владимирович.

02.04.2020 МУ Советом депутатов МО «Красноборское сельское поселение» в инспекцию представлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, в котором содержались сведения о прекращении полномочий  Кузьмина С.В. и о возложении полномочий председателя на Мыкалкину Н.А. Документы представлены через сайт Федеральной налоговой службы, заявитель - Мыкалкина Н.А.

09.04.2020 инспекция внесла в ЕГРЮЛ изменения о прекращении полномочий председателя Кузьмина С.В. и о возложении полномочий на Мыкалкину Н.А. без указания на дату назначения на должность.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что ответчиками нарушена процедура принятия решений в отношении Кузьмина С.В. о лишении его депутатских полномочий и должности главы сельского поселения, в связи с чем удовлетворил административный иск в части отмены оспариваемых решений.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы и ходатайства представителя МУ Совет депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области – Давиденко О.В. срок обращения в суд Кузьминым С.В. не нарушен. Данный вопрос являлся предметом обсуждения в суде первой инстанции.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, о принятии оспариваемых решений Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» от 28.11.2019 и 27.02.2020 и о том, что новым председателем Совета депутатов и, соответственно, новым главой МО «Красноборское сельское поселение» стала Мыкалкина Н.А., административному истцу стало известно, 09.04.2020 при составлении ежеквартальных отчетов в налоговую инспекцию из записи от 09.04.2020 о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Решение от 28.11.2019 об удалении Кузьмина С.В.  в отставку не было официально опубликовано.

Кузьмин С.В. обратился в суд с настоящим иском 16.04.2020, то есть в                  10-дневный срок со дня, когда узнал о нарушении своих прав, в связи с чем предусмотренный ст.219 КАС РФ срок был правомерно восстановлен судом.

Каких-либо доказательств тому, что Кузьмин С.В. узнал об оспариваемых решениях и действиях административных ответчиков ранее, чем 09.04.2020, материалы дела не содержат.

Доводы апелляционных жалоб о правомерности оспариваемых Кузьминым С.В. решений и наличии правовых оснований для лишения его полномочий депутата и главы поселковой администрации, судебной коллегией отклоняются как не основанные на законе и материалах дела.

Так, в силу ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 1), в том числе за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч. 3).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч. 4).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч. 7).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч. 8).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования (ч. 9).

В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования (ч. 11).

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (ч. 13).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его             принятия (ч. 15).

Вместе с тем указанная процедура в отношении Кузьмина С.В. была нарушена.

В частности, ему заблаговременное не направлено (и не получено им) уведомление о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку.

Более того, в повестку заседания 28.11.2019 не входил вопрос о досрочном прекращении полномочий Кузьмина С.В. как главы поселения и депутата поселения, при этом отсутствовало необходимое количество голосов за принятие данного решения.

При таком положении вещей суд первой инстанции обоснованно признал решение от 28.11.2019 незаконным и отменил его.

Ввиду того, что суд пришел к выводу о незаконности решения Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» от 28.11.2019, то решение заместителя председателя МУ Совета депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Хреновой Л.Е. от 27.02.2020 было подписано неуполномоченным лицом, следовательно, оно также является незаконным и подлежит отмене.

Поскольку суд пришел к выводу о незаконности и отмене решения Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» от 28.11.2019 и 27.02.2020, Кузьмин С.В. обоснованно был восстановлен в должности депутата МУ Совета депутатов МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области и главы МО «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области.

Доводы представителя МУ Совет депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области о нарушении судом процессуальных прав ответчика, выразившихся в оставлении без удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания, являются несостоятельными. Из материалов дела видно, что соответствующее письменное ходатайство ответчика Мыкалкиной Н.А. было подано в суд от имени юридического лица - МУ Совета депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение». При этом каких-либо документов, подтверждающих невозможность участия в судебном заседании представителя, юридическим лицом представлено не было. Данное ходатайство обсуждалось 22.06.2020 в судебном заседании, участвующие в нем лица возражали против отложения дела. С учетом надлежащего извещения представителя МУ Совет депутатов муниципального образования «Красноборское сельское поселение» о месте и времени рассмотрения дела, протокольным определением суда в удовлетворении ходатайства было отказано. При этом было учтено предоставление письменных возражений от заявившего ходатайство лица.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Мыкалкиной Нины Анатольевны и Хреновой Любови Евгеньевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: