Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии
Документ от 27.08.2020, опубликован на сайте 08.09.2020 под номером 89640, 2-я гражданская, об отмене постановления о регистрации кандидатом в депутаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                         Дело №33а-3333/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 27 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Скала П.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Барабошина Александра Геннадьевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 августа 2020 года по делу №2а-3583/2020, по которому постановлено:

 

административный иск    Михирева  Михаила Георгиевича     удовлетворить.

Признать  незаконным и отменить постановление   Ульяновской городской избирательной комиссии №114/549-4 от 31 июля 2020 года  «О регистрации Барабошина Александра Геннадьевича кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому  одномандатному избирательному округу №10».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Барабошина А.Г. и его представителя Маслова М.С., представителя Ульяновского областного отделения политической партии Коммунистическая партия Российской Федерации Арутюняна Г.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Ульяновской городской избирательной комиссии Крашенинникова А.А., оставившего решение на усмотрение суда, пояснения представителя Михирева М.Г. – Сысоева Н.А., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда правильным и не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Михирев М.Г., являющийся зарегистрированным  кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по Заволжскому одномандатному избирательному округу №10, выдвинут политическим объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия коммунисты России», обратился в суд с административным иском  к Ульяновской городской избирательной комиссии  об отмене постановления № 114/549-4 от 31 июля 2020 года «О регистрации Барабошина  А.Г. кандидатом   в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому  одномандатному избирательному округу №10», выдвинутым политическим объединением Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В обоснование административного указал, что решением Ульяновской Городской Думы от 23 июня 2020 года №71 «О назначении выборов депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва»  на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва.

Постановлением Ульяновской Городской избирательной комиссии от   31 июля 2020 года №114/549-4  Барабошин  А.Г.   зарегистрирован  кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы по Заволжскому одномандатному избирательному округу №10.  

Указанное постановление принято ответчиком с нарушением требований пунктов 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 67-ФЗ).

Избирательной комиссией нарушен принцип равенства кандидатов перед законом, в том числе принцип равенства прав на участие граждан в выборах на общих для всех и равных условиях.

Согласно пункту «б» подпункта 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ  одним из оснований для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение политической партией требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ «О политических партиях».  (далее – Федеральный закон 95-ФЗ).

В силу пунктов 2, 6, 7 ст. 25 Федерального закона 95-ФЗ решение о выдвижении кандидатов в депутаты принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», кандидат при выдвижении предоставляет в избирательную комиссию решение конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения).

Пунктом 6.5. Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» предусмотрено, что решения конференции принимаются в форме постановлений и резолюций.

Вместе с тем Барабошиным А.Г. при подаче документов о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Ульяновской городской Думы предоставлена выписка из постановления ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  (далее – Выписка), которая не предусмотрена ни законом, ни Уставом политической партии.

Выписка не содержит сведений, предусмотренных законом. В Выписке имеются произвольные сокращения, решение изложено не полностью, отсутствует информация о вопросе, который ставился на голосование в отношении Барабошина А.Г., отсутствует информация о проведении тайного голосования в отношении данного депутата. 

В нарушение подпункта «в» пункта 3 части 5 статьи 39 Закона Ульяновской области  № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» в решении о выдвижении кандидата не указано число делегатов конференции, необходимое для принятия решения в соответствии с Уставом политической партии. В Выписке указано, что в конференции принял участия 51 делегат. Согласно п. 6.4. Устава КПРФ решение принимается простым большинством, следовательно, в документе должно было быть указано число делегатов, необходимое для принятия решения, – 26. Указанные сведения в выписке отсутствуют.

В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 44 Закона Ульяновской области  1 августа 2007 года № 109-ЗО (ред. от 06.05.2020) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» представленный Барабошиным А.Г. первый финансовый отчет не заверен его подписью, в связи с чем указанный документ не может считаться  предоставленным в комиссию. 

В нарушение п. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ в сведениях, предоставляемых по форме согласно Приложению № 1 к закону, не указан ИНН Барабошина А.Г., что является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта «в2» пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Наличие указанных выше недостатков в представленных          Барабошиным А.Г. документах должно было явиться основанием для отказа в регистрации его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы.

В дополнениях к административному исковому заявлению истец указал, что в нарушение положений Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», которым  не предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным округам списком, на  ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  выдвижение кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва проводилось списком, а не индивидуально.

Из представленной Барабошиным А.Г. выписки из постановления невозможно установить, проводилось ли тайное голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Барабошин А.Г. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска Михирева М.Г.

Не соглашается с выводом суда о том, что представленная им в избирательную комиссию Выписка из постановления Конференции не предусмотрена действующим законодательством и Уставом Коммунистической партии Российской Федерации, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», Законом Ульяновской области от 1 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» для регистрации кандидата в избирательную комиссию необходимо представить решение конференции партии. Данные законы не содержат конкретизации, в каком виде должно быть представлено решение, речь идет о письменном документе, в котором выражено волеизъявление партии о выдвижении в кандидаты.

В соответствии с п.3.2 постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Таким образом, законодательство не содержит обязательного требования к названию документа, которым принято решение о выдвижении кандидатов в депутаты.

Выписка их документа - это способ извлечь из документа только ту информацию, которая важна для конкретного человека и к которой разрешен доступ. Поскольку Постановление  XXIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ  содержало персональные данные 40 физических лиц, выдвинутых в качестве кандидатов по другим избирательным одномандатным округам, он вправе был представить выписку из Постановления, содержащую решение только в отношении него.

В распоряжении избирательной комиссии имелись необходимые документы, позволяющие сделать вывод о правомочности проведенного этапа названной конференции и о наличии на ней кворума для принятия решения о выдвижении кандидатов в депутаты.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии в постановлении Конференции информации о решении вопроса о выдвижении его кандидатом  в депутаты Ульяновской Городской думы путем тайного голосования. Данное указание имеется в выписке из постановления.

Вместе  с тем в законодательстве РФ не указано, что неуказание в итоговом постановлении Конференции партии о том, что голосование было тайным, свидетельствует о недействительности указанного документа. Само решение конференции никем не оспорено.

Правовое значение для рассмотрения дела имеет решение вопроса о форме голосования (тайное или нет), а не указание на это в протоколе или в выписке из постановления. В данном случае проведение тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов подтверждается протоколом счетной комиссии.

Кроме того, данный довод истец не заявлял в своем исковом заявлении. Суд самостоятельно, без выяснения у сторон обстоятельств по форме голосования (тайное или не тайное), сделал вывод по данному вопросу, не дав возможности сторонам дать пояснения по данному вопросу и предоставить доказательства, как и не дал оценки предоставленной в материалы дела копии  протокола счетной комиссии № 2 ХХIII отчётно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ.

Удовлетворяя административный иск, суд сослался на то обстоятельство, что в постановлении конференции не указан кворум для принятия решения, однако такого требования к выписке из постановления конференции Закон Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» не содержит. В выписке указан необходимый кворум для принятия решения. Указание числа голосов, необходимых для принятия решения, необходимо для установления легитимности принятого решения. Таким образом, правовое значение для выяснения вопроса о легитимности конференции и принятия решения является фактическое установление судом необходимого количества голосов. В данном случае решение принято легитимно. Замечания со стороны представителя избиркома, который присутствовал на Конференции,  по данному вопросу отсутствуют.

Судом не приняты во внимание положения абз.2 п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому только значительные нарушения законодательства могут являться основанием для отмены регистрации кандидата.

Ульяновская городская избирательная комиссия не предприняла действий, направленных на извещение его о каких-либо выявленных в представленных им документах недостатках с целью предоставления ему возможность исправить указанные недостатки.

Финансовый отчет сдавался им в подписанном виде.

Подлинность первого листа справки о размере доходов, в которой вместо ИНН указан ОГРН, вызывает сомнение. Однако даже в таком случае указание ОГРН является технической ошибкой, поскольку по данному номеру легко найти номер ИНН. Допущенный недостаток не искажает смысла содержащихся в представленных им документах сведений и не свидетельствует о  недостоверности сведений.

В судебное заседание Михирев М.Г. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Из содержания подп. «б» и «в» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ следует, что основаниями для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года    95-ФЗ «О политических партиях», а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 14.5 ст.35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам кандидаты представляют в окружные избирательные комиссии, в том числе решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии) о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Аналогичное требование содержится в Законе Ульяновской области от 1 августа 2007 года №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (подп. «в» п.5 ст.39). При этом в решении указываются:

число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, участвовавших в работе соответствующего органа;

число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии, членов предусмотренного уставом политической партии иного органа структурного подразделения политической партии, делегатов съезда (конференции) или участников общего собрания иного общественного объединения, его структурного подразделения, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;

фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. По желанию кандидата - его принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с его заявлением о согласии баллотироваться документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости;

итоги голосования по данному решению;

дата принятия решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением  Ульяновской  Городской Думы  № 71 от 23 июня 2020 года на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Ульяновской Городской Думы.

Полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ульяновской Городской Думы шестого созыва постановлением от 25 июня 2020 года  №96/365-4 возложены на Ульяновскую городскую избирательную комиссию.

Михирев М.Г. и Барабошин А.Г. зарегистрированы кандидатами в депутаты Ульяновской Городской Думы шестого созыва по Заволжскому одномандатному избирательному округу № 10: Михирев М.Г. – постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии № 117/639-4 от 3 августа 2020 года, Барабошин А.Г. – постановлением Ульяновской городской избирательной комиссии  № 114/549-4 от 31 июля 2020 года. 

Как видно из материалов дела, в составе комплекта документов, поданного Барабошиным А.Г. для регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы, представлена выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года.     

Удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что Барабошиным А.Г. не было представлено надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении его кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.

Вывод суда подробно мотивирован в решении и основан на правильном применении положений ст.35 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.5 ст.39 Закона Ульяновской области №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», Федерального закона от 11 июля 2001 года №95 «О политических партиях».

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18.07.2020 соответствует  требованиям действующего законодательства, указанный документ не может расцениваться как надлежащее решение уполномоченного органа избирательного объединения о выдвижении Барабошина А.Г. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, что является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

Так, в  соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. При этом, Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В ст. 25 указанного Федерального закона закреплено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.

Из п.п. 6.3 и 6.4 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» следует, что при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений.

Согласно п.3.2 Постановления ЦИК России от 11 июня 2014 года №235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» решение съезда политической партии, конференции, общего собрания её регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов, оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Решения Конференции принимаются в форме постановлений и резолюций (п.6.5 Устава).

Следовательно, поскольку ни действующим законодательством, ни Уставом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не предусмотрена возможность предоставления в избирательную комиссию решения Конференции регионального отделения политической партии в виде выписки, то представленная Барабошиным А.Г. в УИК выписка из постановления ХХIII отчетно-выборной конференции Ульяновского областного отделения КПРФ от 18 июля 2020 года указывает на то, что им не было выполнено требование  подп. «в» п.14.5 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ.

Из содержания представленной Барабошиным А.Г. выписки из постановления Конференции видно, что она не соответствует положениям подп. «в» п.3 ч.5 ст.39 Закона Ульяновской области №109-ЗО и вышеупомянутым Методическим рекомендациям ЦИК: не указан кворум для принятия Конференцией решений; не отражен весь объём сведений, указанных в законе, отсутствует информация о вопросе, который ставился на тайное голосование в отношении кандидата Барабошина А.Г., отражены лишь результаты рассмотрения «второго» вопроса без указания его формулировки, при этом отсутствуют сведения о принятии решения по другим вопросам, в том числе и по «четвёртому», которым согласно выпискам впоследствии направленным в избирательную комиссию был разрешён вопрос о наименовании избирательного объединения при проведении выборов в Ульяновскую Городскую Думу шестого созыва, то есть на момент принятия ответчиком постановления вопрос о соблюдении порядка выдвижения политической партией кандидата не был подтверждён должным образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Согласно пункту 9 статьи 59 этого же Федерального закона законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 44 Закона Ульяновской области  № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» для регистрации кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет в окружную избирательную комиссию первый финансовый отчет. 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представление кандидатом Барабошиным А.Г.  первого финансового отчета, не заверенного его подписью, следует расценивать как непредоставление указанного документа. 

Довод Барабошина А.Г. о том, что первый финансовый отчет был предоставлен им в подписанном виде, а впоследствии последний лист финансового отчета с его подписью мог быть заменен кем-либо,  основан на не подтвержденных доказательствами домыслах. 

На представленных Барабошиным А.Г. документах имеются характерные дефекты печатающего устройства – черная полоса справа. Такая же полоса имеется на последнем листе финансового отчета, что свидетельствует о распечатывании всего указанного документа на одном печатном устройстве.

В соответствии с п. 3 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи (заявление выдвинутого кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

В приложении 1 к приведенному Федеральному закону содержится форма, по которой предоставляются указанные сведения. Среди прочих сведений в данной форме необходимо указание ИНН. Барабошиным А.Г. сведения об ИНН указаны в данной форме не были.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство является еще одним основанием для признания незаконным постановления Ульяновской городской избирательной комиссии о регистрации Барабошина А.Г. кандидатом в депутаты на основании подпункта «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ - отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3  статьи 33 настоящего Федерального закона.

Ссылка в апелляционной жалобе на непринятие избирательной комиссией мер по исполнению обязанности о надлежащей проверке представленных кандидатом документов и об извещении кандидата о выявленных в них недостатках на правильность выводов суда первой инстанции повлиять не может.

Действительно, из материалов административного дела следует, что избирательная комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не известила Барабошина А.Г. об имеющихся недостатках в представленных им документах.

Вместе с тем неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата от обязанности соблюдать установленные законом правила выдвижения и регистрации.

Кроме того, в силу разъяснений, содержащихся в п. 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, неисполнение избирательной комиссией обязанности по извещению кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах, лишает избирательную комиссию права принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (то есть по мотивам ненадлежащего оформления документов, отсутствия в документах необходимых сведений).

В данном случае Ульяновская избирательная комиссия приняла решение о регистрации Барабошина А.Г. кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы, незаконность же этого решения установлена судом.

В соответствии с ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. При этом в силу ч. 7 указанной статьи данный срок не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска.

В данном случае истцом оспаривается постановление  Ульяновской городской избирательной комиссии от 31 июля 2020 года. Таким образом, последним днем для обращения в суд являлось 10 августа 2020 года. В указанную дату административный иск Михирева М.Г. был сдан в почтовое отделение связи и поступил в суд 12 августа 2020 года. 

Дополнения к административному исковому заявлению, в котором были изложены дополнительные основания для отмены постановления Ульяновской городской избирательной комиссии (выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным округам списком, а не индивидуально; невозможность установления соблюдения процедуры тайного голосования по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Ульяновской Городской Думы) были предъявлены в суд 17 августа 2020 года, то есть за пределами предусмотренного законом срока.

В связи с  этим данные доводы не подлежали рассмотрению судом, как поданные с нарушением установленного законом срока. В связи с этим судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по указанным доводам истца.   

Вместе с тем неправильные выводы суда не привели к принятию неверного решения, в связи с чем решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит. 

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 17 августа 2020 года по делу №2а-3583/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Барабошина Александра Геннадьевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: