Судебный акт
Перерасчет пособия по уходу за ребенком
Документ от 25.08.2020, опубликован на сайте 07.09.2020 под номером 89636, 2-я гражданская, о взыскании ежемесечного пособия по уходу за ребенком, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                           Дело № 33-3002/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     25 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1361/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2020 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Мурзиной Айгуль Ринатовны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации произвести Мурзиной Айгуль Ринатовне перерасчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исходя из заработной платы за 2014 год и 2015 год, с момента назначения данного пособия.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Мурзиной А.Р., ее представителя Ожогиной М.А.,  возражавших  против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мурзина А.Р. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела,  к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об  обязании произвести перерасчет пособия по уходу за ребенком.

В обоснование иска указала, что она состоит в трудовых отношениях с *** Р*** п*** У*** о*** с 10.06.2013 в должности *** по Железнодорожному району города Ульяновска и городу  Новоульяновску.

*** у истицы родился  сын, М*** Б.Р..  и с 16.08.2019  ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В августе 2019 года она подала через своего работодателя  заявление о выплате  пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.   В сентябре 2019 года истица узнала, что получает данное пособие в минимальном размере и обратилась с заявлением о перерасчете пособия, предоставив справки о заработке за 2014-2015 годы. Однако ответчик отказал в перерасчете.

Не согласившись с отказом в перерасчете пособия, Мурзина А.Р. обратилась в суд с настоящим иском.

Просила обязать ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования  РФ произвести перерасчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 16.08.2019, исходя из  заработка за 2014 – 2015 годы.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, Ленинский районный суд принял вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. В обосновании жалобы ссылается на доводы аналогичные позиции ответчика в суде первой инстанции. 

Так, автор жалобы указывает на то, что основания для перерасчета ранее назначенных пособий по обязательному социального страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи  с материнством регулируются п. 2.1, 3 и 4 ст. 15 Федерального закона № 225-ФЗ. В соответствии с п. 2.1 данного закона в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособием  по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой  для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов. После представления застрахованным  лицом указанной справк5и о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки  (справок) о сумме заработка. 

В случае с Мурзиной А.Р. все необходимые сведения для назначения ей пособия были предоставлены в ГУ УРО ФСС РФ страхователем. Исходя из данных сведений Фонд начислил  и ежемесячно выплачивает истице пособие  по уходу за ребенком. При направлении в региональное отделение заявления о перерасчете пособия, справок  о сумме заработка истицы в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ страхователем предоставлено не было. 

Автор жалобы полагает, что ГУ УРО ФСС РФ правомерно и обоснованно назначило Мурзиной А.Р. пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 6554, 89 руб., при этом в перерасчете назначенного и выплаченного пособия Фондом отказано на основании норм действующего законодательства, и оснований для признания данного отказа неправомерным не усматривается.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.     

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении  и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив  доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что  Мурзина А.Р. с 10.06.2013 состоит в трудовых отношениях с  *** Р*** п*** У*** о*** в должности судебного пристава-исполнителя ОСП по Железнодорожному району города Ульяновска и городу Новоульяновску

***  у Мурзиной А.Р. родился сын – М***  Б.Р., в связи с чем ей с 16.08.2019 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Правоотношения  в системе  обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством  регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

В соответствии с п.1 ст. 2.2 Закона № 255-ФЗ страховщиком по данному виду обязательного  социального страхования является Фонд социального страхования Российской Федерации, правовой статус которого регулируется Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101.

Согласно п. 6 Положения задачами Фонда является выплата гарантированных государством пособий по социальному страхованию.

Статьями 4, 13  Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что право  на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2).

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом (п. 3).

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.

Управлением  Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области  в ГУ Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ   представлен электронный  реестр сведений на Мурзину А.Р. для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет  за период с 16.08.2018 по 01.12.2020.

В представленном реестре отражен заработок  истицы для исчисления  пособия в сумме за 2017 год – 0,00 руб., за 2018 год – 0,00 руб., количество календарный дней в расчетном периоде составляет 730 дней. Размер пособия за полный календарный месяц составляет 6554,89 руб.       

По сообщению  ***  Р*** п*** У*** о***   от 13.09.2019  в период с 28.03.2016 по 16.01.2019 Мурзина А.Р. находилась в отпуске по уходу за ребенком, М*** Д.Р., *** года рождения, до достижения им возраста трех лет.

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Пособия по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное  возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим  работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением  страхового случая.

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может  осуществляться не на любые года (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (Письмо ФСС РФ от 30.11.2015 № 02-09-11\15-23247 «По вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком»).

Исходя из системного толкования вышеприведенных  норм закона,  учитывая то, что истица в трех календарных годах (с 28.03.2016-16.01.2019), непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (2019 год) находилась в отпуске по уходу за ребенком,  расчет пособия при замене лет ей мог быть произведен с учетом ее заработка за  2014 и 2015  годы. 

Тем не менее,  страхователь  - *** Р*** п*** У*** о***, предоставляя в ГУ УРО ФСС  РФ сведения для назначения истице пособия по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет, не мог не знать данные обстоятельства. Однако необоснованно предоставил сведения о ее заработке за 2017 год и 2018 год в размере 0,00 руб.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства и разъяснений, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истица имеет право на замену периода 2017-2018 годов, первоначально использованного для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предшествующими (2014-2015 годами), поскольку это ведет к увеличению размера пособия, удовлетворив исковые требования.

Тот факт, что изначально работодатель истицы при оформлении реестра сведений для назначения ей пособия по уходу за ребенком указал невыгодный для истицы вариант расчёта пособия, не является основанием для ограничения ее права на полное социальное обеспечение в связи с материнством.

Поскольку вариант расчета пособия с учетом заработка истицы за 2014-2015 годы наиболее для нее выгодный, суд обоснованно с учетом конкретных обстоятельств дела и положений ст. 15 Федерального закона  № 255-Ф, обязал  ответчика  произвести расчет пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет исходя из среднего заработка истицы за 2014-2015 годы, начиная с даты его назначения – 16.08.2019.

Доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи