Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 18.08.2020, опубликован на сайте 28.08.2020 под номером 89532, 2-я гражданская, о прзнании незаконными бездействия , выразившиеся в необеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                        Дело № 33-2907/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    18 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело  №2-1640/2020 по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении С*** В*** Д*** лекарственным препаратом «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17.12.2019 № ***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» № *** от 09.01.2020 в соответствии с медицинскими показаниями.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения здравоохранения  «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», выразившееся в невыписывании С*** В*** Д*** льготных рецептов на лекарственный препарат «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17.12.2019 № ***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» № *** от 09.01.2020 в соответствии с медицинскими показаниями.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить С*** В*** Д*** лекарственным препаратом «С*** (Н***)» в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» выписывать С*** В*** Д*** льготные рецепты на лекарственный препарат «С*** (Н***)» в количестве, рекомендованном врачебной комиссией.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., законного представителя истца несовершеннолетней С*** В.Д. – Семиной М.А., ее представителя  Копылова М.О., возражавших против доводов апелляционной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетней С*** В.Д., *** года рождения, обратился в суд с иском  к Министерству здравоохранения Ульяновкой области, ГУЗ «ДГКБ г. Ульяновска» о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование иска указал, что С*** В.Д. является ***-и***,  наблюдается в ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» с диагнозом «с*** м*** а*** *** т***, б*** К***-В***, п*** г***». В соответствии с протоколом консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтишева» от 17.12.2019 № *** по жизненным показаниям С*** В.Д. рекомендован препарат «С*** (Н***)» из расчета *** мг (*** мл) на одно введение. Первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-я доза через 35 дней после 3-го его введения. Затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни.

Однако письмом Министра здравоохранения Ульяновской области от 24.12.2019 Семиной М.А. отказано в обеспечении ее дочери указанным лекарственным средством по причине того, что «С*** (Н***)» не входит в перечни лекарственных препаратов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 27838-р, Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2018 № 681-П, в связи с чем закупка данного препарата за счет бюджетных средств будет являться их нецелевым расходованием.

Согласно протоколу врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» № *** от 09.01.2020 на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17.12.2019 № *** указанное лекарственное средство было разрешено С*** В.Д. к индивидуальному применению, в связи с чем 07.02.2020 ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» в Министерство здравоохранения Ульяновской области направлена дополнительная заявка на лекарственные препараты на 2020 год.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение С*** В.Д. лекарственным препаратом «С*** (Н***)», не приняты, ГУЗ «Детская городская клиническая города Ульяновска» льготные рецепты на указанное лекарственное средство не выписывались.

На основании вышеизложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся  в необеспечении С*** В*** Д*** лекарственным препаратом «С*** (Н***)» на основании протокола консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17.12.2019 № ***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» № *** от 09.01.2020 в соответствии с медицинскими показаниями; признать незаконным бездействие ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска», выразившееся в невыписывании Семиной В.Д. льготных рецептов на лекарственный препарат «С*** (Н***)» из расчета *** мг (*** мл) на одно введение на основании протокола врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17.12.2019 № ***, протокола врачебной комиссии ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска» № *** от 09.01.2020 в соответствии с медицинскими показаниями;  обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Семину В.Д. лекарственным препаратом «С*** (Н***)» из расчета *** мг *** мл) на одно введение в соответствии с периодичностью: первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ю дозу – через 35 дней после 3-его введения, затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни, обязать ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» выписывать С*** В.Д. льготные рецепты на лекарственный препарат «С*** (Н***)» из расчета *** мг (*** мл) на одно введение в соответствии с   периодичностью: первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-ю дозу - через 35 дней после 3-его введения, затем поддерживающие дозы каждые четыре месяца в течение всей жизни.

К делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе и дополнении к ней  Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.  Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Отмечает, что обеспечение С*** В.Д. спорным лекарством невозможно, поскольку денежные средства на его закупку не выделялись. Кроме того отмечает, что спорное лекарство может быть применено только в условиях стационара, соответственно обязанность по обеспечению С*** В.Д.  лекарственным препаратом «С*** (Н***)» лежит на ГУЗ «ДГКБ» за счёт средств ОМС (полагает, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не является надлежащим ответчиком). В заключение своих доводов указывает, что медицинские показания истца могут измениться и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на апелляционную жалобу законный представитель несовершеннолетней С*** В.Д – Семина М.А., прокурор Засвияжского района города Ульяновска просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.     

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.

В развитие указанных положений, ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что С*** В.Д., *** года рождения, является р***-и***, состоит на диспансерном учете в детской поликлинике № 6 ГУЗ «ДГКБ городе Ульяновска» с диагнозом: «С*** м*** а*** *** т***. Б*** К***В*** (***). П*** г***».  

Согласно протоколу консилиума врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева» от 17.12.2019 № ***  в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» разрешен к индивидуальному применению препарат «С*** (Н***)» для оказания медицинской помощи пациенту С*** В*** Д*** по жизненным показаниям. Расчет количества препарата: *** мг (*** мл) на одно введение (д*** и*** в***). Первые три дозы вводить с интервалами 14 дней, 4-я доза через 35 дней после 3-его введения. Затем поддерживающие дозы каждые 4 месяца в течение всей жизни.

09.01.2020 ГУЗ «ДГКБ города Ульяновска» провела заседание  врачебной комиссии, на основании протокола консилиума  врачей ФГАОУ ВО РНИМУ им. Пирогова Минздрава России, «НИКИ педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева»  было принято решение разрешить С*** В.Д. к индивидуальному применению препарат «С*** (Н***)» для оказания  медицинской помощи по жизненным показаниям.

Лекарственный препарат «С*** (Н***)» включен в Государственный реестр лекарственных средств, имеет номер  регистрационного удостоверения ***, дата регистрации 16.08.2019.

Семина М.А. (мать С*** В.Д.) обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу обеспечения её дочери лекарственным препаратом «С*** (Н***)».

Министерство здравоохранения Ульяновской 24.12.2019 отказало  Семиной М.А. в обеспечении  ее дочери указанным лекарственным препаратом. Основанием к отказу явилось следующее. Так,  предоставление льготной лекарственной помощи пациентам, которые имеют право на льготное лекарственное обеспечение, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 № 2738-р, а также в рамках территориального перечня на 2019 год, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2018 № 681-П. Лекарственный препарат «Н***» не входит в вышеуказанные перечни, соответственно, закупка  данного препарата за счёт средств бюджетов не представляется возможной, так как будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.

По факту отказа Министерства здравоохранения Ульяновской области  в обеспечении ребенка-инвалида С*** В.Д. лекарственным препаратом  «С*** (Н***)» прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска была проведена проверка, по результатам которой прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворив исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах несовершеннолетней   С*** В.Д., суд дал правильную оценку представленным доказательствам и верно применил закон, подлежащий применению.

В силу  статьи 4 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу  п. 9  ст. 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»  право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. N 1492 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года N 494.

Из системного толкования вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению инвалидов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

В соответствии с постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1.1 Положения Министерство осуществляет следующие функции и полномочия в сфере управления здравоохранением: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п. 20); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (п. 21).

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 №328, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что  при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Пунктом 2.5.1 указанного порядка предусмотрено, что  в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Исходя из вышеизложенного, полномочиями по обеспечению граждан лекарственными препаратами обладает Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Статьей 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

В соответствии с п. 2, 3 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).

Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 35 указанного Порядка при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником в соответствии со стандартами медицинской помощи  лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, осуществляется на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04 (л) с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний следующим категориям граждан: гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890.

Исходя из выше изложенного, обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами за счет средств  бюджета осуществляется на основании  выданного лечащим врачом рецепта, установленной формы.  

Учитывая то, что  С*** В.Д., являясь р***-и***, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственный препарат «С*** (Н***)» назначен С*** В.Д. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494,  вывод суда об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований является законным и обоснованным.  Так, суд правильно возложил на ГУЗ «ДГКБ города Ульяновска» выписывать С*** В.Д. льготные рецепты на лекарственный препарат «С*** (Н***)» в рекомендованном врачебной комиссией количестве, а на  Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность бесплатно обеспечить С*** В.Д. лекарственным препаратом «С*** (Н***н)» в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией. Отказ Министерства здравоохранения Ульяновской области в обеспечении С*** В.Д. указанным лекарственным нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области в части того, что обеспечение лекарственным средством истца должно быть исключительно только выписанному лечащим врачом рецепту и не может быть по решению суда, на правильность принятого судом решения не влияют.

Так, из представленных доказательств следует, что  лечение С*** В.Д. препаратом  «С***» было назначено консилиумом врачей, суд обязал обеспечить истцу данным препаратом в указанной врачами дозировке.

Факт нуждаемости С*** В.Д. в приеме препарата «С***» в дозировке, определенной консилиумом врачей, ответчиком не оспаривался.

Не состоятельны и не ставят под сомнение правильность принятого судом решения и доводы апелляционной жалобы в части того, что указанный препарат  вводится пациенту только в стационаре, под круглосуточным наблюдением врачей, а потому  истица не может быть им обеспечена в общем порядке (получение препарата в аптечной сети при предъявлении рецепта), а должна обеспечиваться больницей, в том числе и за счет средств обязательного медицинского страхования.

Исходя из вышеприведенных норм закона,  исполнение полномочий в области лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из Федерального бюджета, с учетом законодательно установленного разграничения расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области лекарственного обеспечения населения.

Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории области государственное управление  в сфере охраны здоровья населения, в том числе  реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение.

Таким образом,  Министерство здравоохранения Ульяновской области  является надлежащим ответчиком по делу.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 апреля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу и дополнения к ней Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: