Судебный акт
Перерасчет пенсии военнослужащим
Документ от 26.06.2007, опубликован на сайте 25.07.2007 под номером 8951, 2-я гражданская, о признании незаконными действий по отказу в перерасчете пенсии, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Дело-33-***-2007 г.                           Судья Маслюкова А.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 июня 2007 г.                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Хреновой Г.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Р*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 мая 2007 года, по которому

исковые требования Р*** к Военному комиссариату Ульяновской области о признании незаконными действий по отказу в перерасчете пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии за период с 1 января 1993 года по 31 декабря 1999 года в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка и увеличением минимального размера оплаты труда оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Р*** обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ульяновской области о признании незаконными действий по отказу в перерасчете пенсии. В обоснование своих требований указал, что с 1992 года является пенсионером Министерство обороны РФ. На протяжении периода с 01.02.1993 по 31.12.1999 месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, и минимальный размер оплаты труда постоянно увеличивались, однако пересмотр его пенсии осуществлялся ответчиком только со дня увеличения действующим военнослужащим денежного довольствия. Отказ в перерасчете пенсии является незаконным, поскольку в соответствии со ст. 43 закона, регулирующего пенсионное обеспечение военнослужащих, в денежное довольствие для исчисления пенсии включаются должностной оклад, оклад по воинскому званию, месячная стоимость продовольственного пайка и надбавка за выслугу лет. При увеличении любой из этих составляющих пенсии военнослужащих подлежат пересмотру.

Кроме того, указанной статьей в ее первоначальной редакции предусматривалось, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50%. С 01.07.1996 данное положение было отменено, и пенсия стала исчисляться из всего денежного довольствия. В связи с этим он, получавший пенсию в период с 01.02.1993 по 30.06.1996, оказался в худшем положении по сравнению с лицами, которые обратились за назначением пенсии после 01.07.1996. На протяжении всего указанного периода пенсия ему выплачивалась в заниженном размере, поскольку при повышении минимального размера оплаты труда перерасчет пенсии не производился.

Статьей 58 пенсионного закона предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Поскольку перерасчет пенсии являлся обязанностью ответчика и не требовал специального обращения пенсионера, невыплаченные вовремя суммы пенсии подлежат взысканию за весь период с 1993 года.

Истец просил признать незаконными действия Военного комиссариата Ульяновской области, связанные с отказом произвести ему перерасчет пенсии, обязать ответчика произвести ему перерасчет пенсии с учетом увеличения стоимости продовольственного пайка за период с 01.02.1993 по 31.12.1999 с учетом повышения минимального размера оплаты труда за период с 01.02.1993 по 30.06.1996. Задолженность за указанные периоды выплатить с учетом роста потребительских цен в Ульяновской области.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Р*** не соглашается с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить заявленные им исковые требования. При этом указывает, что им были представлены суду доказательства задолженности ответчика по пенсии в размере 13 099 руб. 38 коп. Из представленного им расчета видно, что 14 месяцев ему неправильно производилось начисление пенсии. Так, в июле, августе, декабре 1993 года, мае, июне, июле, августе, декабре 1995 года, с января по июнь 1996 года при исчислении его пенсии ответчиком учитывался старый, уже не действующий на территории РФ минимальный размер оплаты труда.

Судом неверно понято и неправильно применяется разъяснение Верховного Суда РФ, опубликованное в Бюллетене № 12 за 2005 год. При решении вопроса о перерасчете пенсии должна применяться не ст. 49, а ст.ст. 43 и 58 пенсионного закона.

Отказывая в перерасчете пенсии в соответствии с ростом стоимости продпайка, суд не принял во внимание сведения из Центрального продовольственного управления МО РФ о динамике изменения размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка за период с 01.02.1993 по 31.12.1999. В указанный период денежная компенсация за продпаек выплачивалась на основании ст. 18 Приложения № 1 к приказу МО РФ № 200 от 15.10.1992, согласно которой денежная компенсация выплачивается в размере стоимости пайков с учетом индексации цен на продукты питания, а исчисление денежной компенсации и ее доведение до военных округов и соответствующих министерств и ведомств производится именно Центральным продовольственным управлением МО РФ.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истца и его представителя, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статьей 43 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и для их исчисления учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с редакцией названной статьи, действовавшей до 01.07.1996, денежное довольствие военнослужащего, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов.

Статьей 49 закона (в редакции, действующей до 01.01.1996) предусматривалось, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

При одновременном возникновении двух оснований для пересмотра назначенных пенсий пересчет может быть произведен только по одному из оснований. Порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Советом Министров Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.11.1995 № 186-ФЗ перечень оснований для пересмотра пенсий был дополнен пунктом «в» - при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Как видно из материалов дела, Р*** с 1992 года является пенсионером Министерства обороны РФ и пенсия ему выплачивается за выслугу 30 лет в размере 80% от денежного довольствия.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что размер пенсии Р*** в период с 01.02.1993 по 31.12.1999 пересматривался Военным комиссариатом Ульяновской области в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 43, 49 Закона РФ  «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и правомерно не усмотрел оснований к удовлетворению иска Р*** о перерасчете его пенсии за указанный период.

Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Так, не может быть признано обоснованным утверждение истца в кассационной жалобе о неправильном начислении ему пенсии в июле, августе, декабре 1993 года, мае, июне, июле, августе, декабре 1995 года, с января по июнь 1996 года.

Как следует из приведенной выше ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993, изменение минимального размера оплаты труда основанием к пересмотру пенсии не является. Поэтому в указанные месяцы, несмотря на изменение минимального размера оплаты труда, размер пенсии истца оставался неизменным до следующего повышения денежного довольствия военнослужащих.

Перерасчет пенсии военнослужащим должен был производиться в том случае, если 10-кратный минимальный размер оплаты труда превышал размер денежного довольствия военнослужащего, из которого ему было произведено начисление пенсии. Именно это было разъяснено в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 за 2005 год, на который ссылается истец.

Судом же установлено, что 10-кратный минимальный размер оплаты труда в период с 01.02.1993 до 01.07.1996 ни разу не превысил размер денежного довольствия, из которого Р*** производилось начисление пенсии. Таким образом, оснований для перерасчета пенсии истцу в связи с увеличением МРОТ у областного военкомата не имелось.

Что касается довода кассационной жалобы о необходимости перерасчета пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, установленного ЦПУ МО РФ, то он также является необоснованным.

Исходя из смысла ст. 43 приведенного выше Закона РФ, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, пенсия исчисляется из составляющих денежного довольствия военнослужащего, в том числе из стоимости продовольственного пайка, выплачиваемого военнослужащим в денежном выражении, а не выдаваемого в натуральном виде. Подход к определению денежного выражения компенсации положенного военнослужащим продовольственного пайка, являющейся одной из форм продовольственного обеспечения военнослужащих, и месячной стоимости продовольственного пайка, входящей в состав денежного довольствия для исчисления пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства военнослужащих и военных пенсионеров.

Поэтому само по себе увеличение стоимости продуктов питания, входящих в продовольственный паек военнослужащего, не является основанием для пересмотра пенсии военным пенсионерам, если размер денежной компенсации продпайка, выплачиваемый действующим военнослужащим, не изменился.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 мая 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Р*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: