Судебный акт
О постановке на кадастровый учет кладбищ
Документ от 11.08.2020, опубликован на сайте 29.08.2020 под номером 89481, 2-я гражданская, Об обязании поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева  И.А.                                                                 Дело № 33а-2681/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      11 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО «Цильнинского района» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2020 года по делу №2а-3-223/2020, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенные в:

- 784 метрах северо-восточнее жилого дома, расположенного по адресу: ***;

- 287 метрах южнее земельного участка, расположенного по адресу: ***;

- 388 метрах восточнее жилого дома, расположенного по адресу: ***;

- 350 метрах северо-восточнее земельного участка, расположенного по адресу: ***;

-351 метре южнее жилого дома, расположенного по адресу: ***;

- 326 метрах северо-западнее жилого дома, расположенного по адресу: ***;

- 527 метрах западнее жилого дома, расположенного по адресу: ***;

- 572 метрах юго-восточнее здания, расположенного по адресу: ***.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области Голубевой Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила :

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области о возложении обязанности осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков с сооруженными на них кладбищами.  

В обоснование требований указал, что на территории муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области имеются земельные участки с расположенными на них кладбищами, которые не поставлены в установленном порядке на кадастровый учет.

Соглашением от 10.01.2018 №45, заключенным между администрацией МО «Большенагаткинское сельское поселение» и администрацией МО «Цильнинский район», полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории МО «Большенагаткинское сельское поселение» переданы администрацией района администрации поселения. В соответствии с соглашением для реализации данных полномочий администрация района передает в бюджет поселения финансовые средства в размере одной тысячи рублей. Выполнение указанных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета района в бюджет сельского поселения.

Согласно п.17 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, ст.18, п.2 ст.25 Федерального от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» земли общественных кладбищ являются муниципальной собственностью, а сами кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Оформление земельных участков, на которых расположены кладбища, в муниципальную собственность является обязанностью административного ответчика. Бездействие в указанном вопросе приводит с самовольному расширению границ кладбищ, нарушению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и, как следствие, нарушению прав неопределенного круга лиц.

В связи с тем, что администрация района не принимает должных мер по реализации полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в рамках указанного соглашения, прокурор просил обязать администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенные в: ***.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, УМИЗО администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; УФСГР КиК по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области в Ульяновском районе».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области просит отменить решение суда и прекратить производство по делу. Указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылается на то, что имеет место повторное обращение прокурора в суд по административному спору между сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, поскольку решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25.03.2019 по делу №2а-2082/2019 были частично удовлетворены аналогичные требования прокурора.

Не соглашается с тем, что оформление спорных земельных участков является обязанностью администрации МО «Цильнинский район». Для постановки на кадастровый учет земельных участков с кладбищами необходимо внести изменения в Правила землепользования и застройки и Генеральный план МО «Большенагаткинское сельское поселение», на что у администрации района не имеется полномочий. Полагает, что наличие на кладбищах бесхозяйных объектов будет препятствовать исполнению решения суда. Ссылается на отсутствие доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непостановкой на кадастровый учет существующих кладбищ. Указывает на ненадлежащее извещение о слушании дела после 28.04.2020.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы настоящего административного дела, административного дела №2а-2082/2019, рассмотренного Димитровградским городским судом Ульяновской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.01.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.4 ст.16 данного Федерального закона).

Как установлено судом, спорные земельные участки с сооруженными на них кладбищами находятся на территории Большенагаткинского сельского поселения Цильнинского района Ульяновской области, земельные участки под кладбищами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 1 данного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, на которых находятся кладбища, не произведен, суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по постановке земельных участков на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что заявленные прокурором требования были предметом рассмотрения по другому административному делу, не влечет отмену обжалуемого решения или прекращение производства по делу, поскольку основания обращения в суд с настоящим административным иском отличны от оснований по административному делу №2а-2082/2019, рассмотренному Димитровградским городским судом Ульяновской области.

По делу №2а-2082/2019 прокурором были заявлены требования к двум административным ответчикам: администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области и администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры по регистрации права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, поставить земельные участки на кадастровый учет до 01.09.2019. Основанием для обращения в суд послужили проведенные в ноябре 2018 года прокурорские проверки, в ходе которых выявлены нарушения законодательства о муниципальной собственности в части неоформления земельных участков под действующими кладбищами.

Основанием для предъявления требований по настоящему административному делу явились результаты проверки, проведенной прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области в марте 2020 года. Прокурором заявлены требования к одному ответчику администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области о постановке на кадастровый учет земельных участков с сооруженными на них кладбищами.

Также основанием для обращения прокурора в суд явилось длительное неисполнение администрацией района обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков с расположенными на них кладбищами, непроведение работ, направленных на межевание данных участков и, как следствие, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу указанного не имеется оснований считать, что судом рассмотрены требования к тем же ответчикам о том же предмете и по тем же основаниям.

Ссылка в жалобе на то, что для постановки на кадастровый учет земельных участков с кладбищами необходимо внесение изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план МО «Большенагаткинское сельское поселение», на что у администрации района не имеется полномочий, не опровергает установленные судом обстоятельства и выводы суда.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области от 17.12.2018 №151 постановлено внести  изменения в Правила землепользования и застройки МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, утверждены этапы градостроительного зонирования по внесению изменений в Правила землепользования и застройки МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, утвержден порядок и сроки проведения работ по внесению изменений в данные Правила.

18.12.2018 между Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области и ООО «Геоземстрой» заключен контракт на разработку проектов внесения изменений в генеральные планы, правила землепользования и застройки и схему территориального планирования муниципальных образований Ульяновского и Цильнинского районов Ульяновской области, срок исполнения которого установлен до 31.05.2020.

Поскольку обязанность по постановке на кадастровый учет находящихся на территории района земельных участков с действующими кладбищами лежит на администрации района, административный ответчик должен принимать меры для исполнения требований законодательства путем использования имеющихся у него полномочий.

Наличие на земельных участках бесхозяйных объектов не препятствует проведению мероприятий по межеванию земельных участков и постановке их на кадастровый учет, в связи с чем ссылка на то, что наличие на земельных участках таких объектов будет препятствовать исполнению решения суда, является несостоятельной.

Довод административного ответчика об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непостановкой на кадастровый учет существующих кладбищ также не может быть признан обоснованным.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пункты 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Таким образом, непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, неприведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Ссылка административного ответчика о ненадлежащем извещении о слушании дела после 28.04.2020 опровергается материалами дела.

28.04.2020 по делу состоялось судебное заседание, в котором судом был объявлен перерыв до 06.05.2020. При этом всем лицам, участвующим в деле, в том числе административному ответчику, были направлены извещения об объявлении перерыва в судебном заседании до 9.00 06.05.2020.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения на основании ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 6 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Цильнинского района» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: