Судебный акт
Об оформлении документов для реализации права на пенсию
Документ от 04.08.2020, опубликован на сайте 18.08.2020 под номером 89320, 2-я гражданская, об обязании оформить документы на пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Павлов Н.Е.                                                                           Дело № 33а-2734/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  4 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Романова Сергея Алексеевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2020 года по делу №2а-1903/2020, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Романова Сергея Алексеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о возложении обязанности оформить надлежащим образом документы на реализацию права на пенсию отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Романова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила :

 

Романов С.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области), УФСИН России по Ульяновской области о возложении обязанности оформить документы для реализации права на пенсию.

В обоснование требований Романов С.А. указал, что находится в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области с 25.08.2010. До ареста проживал в П*** районе Ульяновской области, где был зарегистрирован. По достижении в 2016 году пенсионного возраста 60 лет он подал заявление в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области через администрацию ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области для оформления пенсии. Однако заявление и необходимые документы для назначения пенсии не были направлены администрацией колонии в пенсионный орган. В связи с этим нарушены его право на пенсионное обеспечение.

Просил обязать ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области оформить надлежащим образом документы на реализацию его права на пенсию с даты подачи заявления - с 2016 года.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, с учетом дополнений, Романов С.А. просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске.

Обращает внимание на то, что во всех исправительных учреждениях существуют группы социальной защиты осужденных, основными задачами которых является решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных: выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих право на социальное обеспечение.

Действия (бездействие) административных ответчиков нарушают его право на пенсионное обеспечение, гарантированное Российской Федерацией, Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992.

Указывает, что требуемый Пенсионным фондом факт постоянного проживания в Российской Федерации может быть установлен судом исходя из непрерывности и длительности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Ссылается на невозможность представления им сведений о трудовом стаже с 1977 года по 1993 год на *** по адресу: Республика Узбекистан, Ташкентская область, г.Алмалык.

Просит удовлетворить требования, изложенные в административном иске, а также установить факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации с 2000 года по настоящее время.

В возражениях на апелляционную жалобу государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явился Романов С.А. (освобожден 31.07.2020 в связи с отбытием срока наказания). Другие участники процесса в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (ст.227 КАС РФ).

Как установлено судом, Романов С.А., *** года рождения, уроженец города К*** Б*** области, является гражданином республики Узбекистан, имеет действительный гражданский паспорт серии СВ №***, выданный *** бессрочно. С 2010 года по 31.07.2020 административный истец отбывал наказание по приговору Николаевского районного суда Ульяновской области от 16.08.2013 в виде лишения свободы.

Романов С.А., находясь на территории Российской Федерации, не имеет статуса постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина.

Отказывая административному истцу в удовлетворении требований о возложении на ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области обязанности оформить надлежащим образом документы для реализации права на пенсию, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данных требований, поскольку у Романова С.А. отсутствуют документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, необходимые для назначения иностранному гражданину пенсии на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). При этом иностранные граждане и лица без гражданства согласно ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в том числе граждан Республики Узбекистан, также предусматривает осуществление пенсионного обеспечения граждан государств - участников данного Соглашения по законодательству государства, на территории которого они проживают, и назначение пенсии по месту их жительства (статья 1 и пункт 1 статьи 6).

Федеральный законодатель в Федеральном законе от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральном законе от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» закрепил право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение пенсии наравне с гражданами Российской Федерации при условии постоянного проживания в Российской Федерации.

Поскольку Романов С.А., являясь гражданином Республики Узбекистан, не имеет статус лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, не имеет действительного вида на жительство, исправительное учреждение, где административный истец отбывал наказание по приговору суда, не имело возможности собрать надлежащий пакет документов для оформления заявителю пенсии по старости.

Содержащееся в апелляционной жалобе Романова С.А. требование об установлении факта его постоянного проживания на территории Российской Федерации с 2000 года по настоящее время не может являться предметом оценки суда апелляционной инстанции, поскольку данное требование не было предметом рассмотрения суда первой инстанции.

Изложенные в жалобе доводы не опровергают правильность принятого по делу решения.

Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные судом обстоятельства, оспариваемое решение суда является законным и обоснованным. Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Романова Сергея Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: