Судебный акт
Решение об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 25.06.2020, опубликован на сайте 13.08.2020 под номером 89298, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-193/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 июня 2020 года                                                                город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области, Полякова Михаила Ивановича, Поляковой Татьяны Михайловны, Горшунова Николая Михайловича, Горшуновой Ольги Александровны, Горшунова Михаила Александровича о признании недействующими приказов Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 215-пр от 20 декабря 2019 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области», № 216-пр от 20 декабря 2019 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области»,

 

у с т а н о в и л :

 

Поляков М.И., Полякова Т.М., Горшунов Н.М., Горшунова О.А., Горшунова М.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказа Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 декабря 2019 года № 216-пр «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области», приказа Министерства строительства   и  архитектуры  Ульяновской  области  от  20  декабря  2019  года № 215-пр «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области».

В обоснование заявленных требований указали, что они являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми приказами, поскольку им принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, непосредственно граничащий  с земельными участками с кадастровыми номерами  *** и ***. Оспариваемыми приказами на их земельном участке установлена зона ограничения, а именно, санитарно-защитная зона кладбища  в связи с отнесением земельного участка с кадастровым номером ***  к функциональной и территориальной зонам – территории кладбища.  Однако решение об установлении санитарно-защитной зоны  кладбища уполномоченным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в порядке, предусмотренным действующим законодательством, не принималось.

Истцами земельный участок передан в аренду ООО «Чердаклинский элеватор» и используется в соответствии с его целевым назначением – для сельскохозяйственного производства. Установление санитарно-защитной зоны кладбища  лишает  возможности использовать земельный участок по назначению, соответственно, получать доход от сдачи в аренду.

Оспариваемыми приказами  закреплено изменение назначения земельных участков с кадастровыми номерами  *** и *** и территории, предназначенной для ведения сельского хозяйства, на территорию кладбищ и территорию общественной застройки, что противоречит земельному и градостроительному законодательству Российской Федерации и фактически является незаконным скрытым изменением категории земель с нарушением установленного законом порядка.

Произведено незаконное фактическое включение в границы территории поселка *** данных земельных участков, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), которые в силу части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации не могут относиться к землям населенных пунктов и могут быть использованы только в соответствии с их назначением.

Отсутствуют законные основания для перевода земельных участков в составе земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

В силу частей 1 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных угодий не могут устанавливаться градостроительные регламенты, в связи с чем установление оспариваемыми приказами функциональных и территориальных зон в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***  является незаконным.

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании недействующими с момента издания  приказов Министерства строительства  и  архитектуры  Ульяновской  области   от  20  декабря  2019   года № 216-пр «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение Мелекесского района Ульяновской области», от 20 декабря 2019 года № 215-пр «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области».

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой Мелекесского района проверкой установлено, что вышеуказанные приказы противоречат  закону: не были соблюдены требования Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предусмотренное оспариваемыми приказами изменение назначения земельных участков фактически является скрытым изменением категории земель, что нарушает установленный законом порядок.

В нарушение частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» в материалах, представленных в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, отсутствуют документы, подтверждающие возможность соблюдения экологических и санитарно-гигиенических норм в случае размещения кладбища на территории земельного участка с кадастровым номером ***.

Размещение кладбищ не входит в предусмотренный частью 1 статьи 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перечень исключительных случаев, в которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного  назначения в другую категорию.

Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения  градостроительное зонирование не осуществляется  и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Оспариваемые приказы изданы с нарушением процедуры принятия нормативных правовых актов по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки. В нарушение требований статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении публичных слушаний организаторами от участников публичных слушаний в целях идентификации не истребовались полные данные об имени, отчестве, дате рождения, адресе регистрации по месту жительства, в отдельных листах регистрации отсутствуют подписи участников. В протоколах публичных слушаний  отсутствуют даты их оформления, информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников, а также все предложения и замечания участников публичных слушаний. 

В ходе судебного разбирательства прокурором Мелекесского района подано заявление в суд о дополнении оснований заявленных требований, в котором он указал следующее.

Планируемое к размещению на территории муниципального образования в пределах земельного участка с кадастровым номером *** кладбище является объектом местного значения муниципального района.  Однако, в нарушение пункта 8 статьи 24, подпункта 1 пункта 4 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования проекта Генерального плана МО «Старосахчинское сельское поселение» с органами местного самоуправления МО «Мелекесский район» не проведена.

В силу пункта 20 части 1, части 4 статьи 14, части 3 статьи 5 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия в сфере организации ритуальных  услуг и содержания мест захоронения относятся к вопросам местного значения муниципального района. Однако постановления о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки и Генеральный план МО «Старосахчинское сельское поселение» были приняты администрацией МО «Старосахчинское сельское поселение», а постановления о назначении публичных слушаний изданы главой сельского поселения. Таким образом, администрацией МО «Старосахчинское сельское поселение» незаконно присвоены полномочия по проведению публичных слушаний.

Несмотря на прямо установленный законодательством запрет нахождения территорий общего пользования в частной собственности, оспариваемые приказы не предусматривают последующего обязательного изъятия у собственника земельных участков для муниципальных нужд, что создает правовую неопределенность судьбы спорных земельных участков и может повлечь неисполнимость документации по территориальному планированию территории.

Назначенный председательствующим публичных слушаний *** не приезжал в пункты Юданово и Некрасово для проведения публичных слушаний. Однако в протоколах публичных слушаний он указан в качестве председательствующего, в данные протоколы внесены недостоверные сведения о выступлениях его и главы администрации МО «Старосахчинское сельское поселение».

Поскольку публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, их фактическое непроведение в п. Юданово и п. Некрасово свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемых приказов.

При принятии оспариваемых приказов Министерством не учтено, что согласно заключению по результатам публичных слушаний в п. Старая Сахча  повестка собрания включала в себя лишь обсуждение проекта внесения изменений в Генеральный план, вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки не обсуждался.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Прокурор Холодилина Ю.О. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, дополнительно указывая на то, что в нарушение статьи 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органом местного самоуправления не было принято решение о создании места погребения, соответственно, оснований для принятия оспариваемых приказов не имелось.

Горшунова О.А., представитель Горшунова Н.М. – Мусихин М.Л. в судебном заседании настаивали на удовлетворении административного искового заявления.

Поляков М.И., Полякова Т.М., Горшунов Н.М., Горшунов М.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представители Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство) Кормилицына С.Н., Шамсутдинова Л.М. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных исков, указывая следующее.

В соответствии с Законом Ульяновской области «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области и постановлением Правительства Ульяновской области от 6 ноября 2018 года № 25/557-П  полномочия  по утверждению внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений по Мелекесскому району осуществляет Министерство.

Определение территории, на которой впоследствии планируется размещение кладбища, относится к вопросам местного значения МО «Старосахчинское сельское поселение» и это не противоречит нормам законодательства.

Оспариваемые приказы не противоречат нормам градостроительного, земельного законодательства.

Земельные участки *** и *** не относятся к землям сельскохозяйственных угодий, соответственно, довод о нераспространении на них градостроительных регламентов является несостоятельным.

Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области согласовано отнесение указанных участков к территории кладбища и территории общественной застройки, поскольку участки не включены в перечень земельных участков из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.

Довод о «скрытом» переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения несостоятелен, поскольку решения об их переводе из категории земель сельскохозяйственного назначения Правительством Ульяновской области не принималось. Перевод земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую без соответствующих изменений в генеральный план поселения не возможен и будет противоречить закону.

От собственника земельных участков Гайфуллина Р.Ю. получен положительный ответ о возможности передачи им земельных участков в муниципальную собственность.

Довод о необходимости предоставления положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы несостоятелен, поскольку это не предусмотрено на стадии внесения изменений в документы территориального планирования.

Отображенная в генеральном плане санитарно-защитная зона является расчетной зоной  планируемого кладбища, она не нарушает законных прав административных истцов, поскольку нахождение их земельного участка  в данной зоне не свидетельствует о невозможности его использования по целевому назначению.

Проект внесения изменений в Генеральный план МО «Старосахчинское сельское поселение» не требовал согласования в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представители администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области Губанова Е.Н., Пурайкин А.О. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административных исков, мотивируя позицию доводами, аналогичными приведенным Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области. Дополнительно указали, что процедура проведения публичных слушаний  была соблюдена, подготовка и принятие оспариваемых нормативных актов  проведены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Представитель  Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административные иски  указал, что оставляет решение по делу на усмотрение суда.

Представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве на административные иски указал, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона  «Об экологической экспертизе» создание новых мест погребения и перевод земельного участка из категории в категорию земель не является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Гайфуллин Р.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общий правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения.

Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом  6.1  статьи  26.3  Федерального  закона   от   6  октября  1999  года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 18 декабря 2014 года № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области  и  органами  государственной  власти  Ульяновской  области» с 1 января 2015 года полномочия по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, а также утверждение внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений по Мелекесскому району Ульяновской области переданы с муниципального на региональный уровень.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 6 ноября 2018 года № 25/557-П «О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области» переданные в рамках вышеуказанного закона Ульяновской области полномочия осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Согласно пункту 13 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов. 

Материалами дела установлено, что администрацией муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области  была проведена работа по подготовке внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и соответствующая документация направлена в адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан 20 декабря 2019 года приказ № 216-пр «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области», которым в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, утвержденный решением Совета депутатов МО «Старосахчинское сельское поселение» от 26 декабря 2012 года № 11/37 «Об утверждении Генерального плана МО «Старосахчинское сельское поселение», внесены изменения, а именно: Карта «Проектный план – основной чертёж» изложена в новой редакции «Карта планируемого размещения объектов местного значения» (Приложение № 1), «Карта функционального зонирования» изложена в новой редакции «Карта функциональных зон поселения» (Приложение № 2), Карта «Проектное предложение – схема ограничений ***» изложена  в  новой  редакции  «Карта  функциональных  зон ***»  (Приложение № 3).

Из указанных Карт и проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, выполненных ООО «ГЕОЗЕМСТРОЙ», следует, что внесены изменения в следующих частях:  земельный участок с кадастровым номером ***, с видом разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства», который ранее относился к территории «земель сельскохозяйственного назначения»  отнесен «к территории кладбища»,  земельный участок с кадастровым номером ***, с видом разрешенного использования – «для сельскохозяйственного производства», который ранее относился к территории «земель сельскохозяйственного назначения», отнесен к «территории общественной застройки».

Министерством строительства и архитектуры  Ульяновской области издан 20 декабря 2019 года приказ № 215-пр «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, которым  содержание Карты «Схема градостроительного зонирования территории ***» изложено  в  новой  редакции  «Карта  градостроительного  зонирования  территории ***».

Согласно данной Карте и проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области», выполненному ООО «ГЕОЗЕМСТРОЙ»   в графическую часть внесены изменения: земельный участок с кадастровым номером ***, который ранее относился к территориальной зоне «территории, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства (СХу)» отнесен к территориальной зоне «кладбищ (Скр)», земельный участок с кадастровым номером ***, который ранее относился к территориальной зоне «территории, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства (СХу)», отнесен  к территориальной зоне «общественной застройки (ОДк)». 

Администрацией МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области оспариваемые приказы Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области опубликованы в газете  «Муниципальный вестник Заволжья» от 30 декабря 2019 года № 153 (2561), то есть в средстве массовой информации, являющемся в силу пункта 5 статьи 40 Устава  МО «Старосахчинское сельское поселение»  официальным источником опубликования  муниципальных правовых актов поселения, и размещены на сайте МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка его официального опубликования.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 20 декабря 2019 года № 215-пр и 216-пр, не соответствуют  нормам градостроительного законодательства и положениям Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» по следующим основаниям.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого  развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской  Федерации).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 2 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Процедура внесения изменений в генеральный план обозначена статьями 9, 24, и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как было указано выше, приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 216-пр от 20 декабря 2019 года в Генеральный план МО «Старосахчинское сельское поселение» были внесены изменения, земельный участок с кадастровым номером ***   отнесен к функциональной зоне – «территория кладбища»,  то есть данная зона предусматривает размещение объекта, связанного с захоронениями.

Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»  определяет погребение как обрядовые действия  по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

Согласно статье 4  Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми  на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Решение о создании мест погребения (за исключением создания Федерального военного мемориального кладбища) принимается органом исполнительно власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности государственные и муниципальные (статья 15 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения.

Суду доказательств принятия органом местного самоуправления решения о создании места погребения на земельном участке *** не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовые основания для внесения оспариваемым приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 216-пр от 20 декабря 2019 года изменений в Генеральный план МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области отсутствовали. Соответственно, принимая во внимание, что изменение оспариваемым нормативным правовым актом функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером *** напрямую взаимосвязано с определением на земельном участке с кадастровым номером *** функциональной зоны - территории кладбища и направлено на устранение территориального разрыва данного участка с кадастровым номером ***   с границами населенного пункта *** и размещение, в том числе,  на участке с кадастровым номером ***   дороги к планируемому кладбищу от населенного пункта ***, суд считает, что Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области приказ № 215-пр от 20 декабря 2019 года был вынесен в отсутствие правовых оснований.

Утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Из системного толкования пунктов 2, 5-8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Учитывая изложенные выше выводы о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приказа № 216-пр от 20 декабря 2019 года о внесении изменений в Генеральный план, отнесение оспариваемым приказом №215-пр от 20 декабря 2019 года земельного участка с кадастровым номером *** к территориальной зоне - «территория кладбища (Скр)», а земельного участка с кадастровым номером *** к территориальной зоне -  «территории общественной застройки (ОДк)» не соответствует функциональной зоне - «земли сельскохозяйственного назначения».

Также суд находит заслуживающими внимание доводы  административного иска Полякова М.И., Поляковой Т.М., Горшунова Н.М., Горшуновой О.А., Горшунова М.А.  о неправомерности отображения на входящих в состав Генерального плана Карте функциональных зон, Карте планируемого размещения объектов местного значения поселения, Карте функциональных зон ***, отображения на входящей в состав Правил землепользования и застройки  Карте градостроительного зонирования территории *** территории санитарно-защитной зоны применительно к земельному участку с кадастровым номером ***, отнесенному к функциональной зоне «территория кладбища» и территориальной зоне «кладбищ Скр» по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела административным истцам Полякову М.И., Поляковой Т.М., Горшунову Н.М., Горшуновой О.А., Горшунову М.А.  принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, площадью 941400 кв.м, с кадастровым номером ***, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, СПК «Бригадировкий» в 750 метрах от ***, который является смежным по отношению к земельным участкам с кадастровыми номерами ***  и ***.

Вышеуказанная санитарно-защитная зона территории кладбища, отображенная на вышеуказанных картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» находится, в том числе и на принадлежащем административным истцам земельном участке, чем, соответственно, затрагиваются их права и законные интересы.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).

Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Так,  пунктами  1  и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года  № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с пунктом 2 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В силу пункта 3 указанных Правил предусмотрено, что решение об установлении санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении санитарно-защитной зоны:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Санитарная классификация  объектов I и II класса опасности определена СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН) , введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74.

Разделом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены к II классу опасности, а кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га отнесены к III  классу опасности.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I – III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

Суд, с учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", приходит к выводу о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Вместе с тем, представителями административных ответчиков не оспаривается, что постановление об утверждении санитарно-защитной зоны к планируемому к размещению на земельном участка с кадастровым номером ***  месту захоронения уполномоченным лицом не принималось, проект санитарно-защитной зоны с обоснованием её размеров не разрабатывался.

При указанных обстоятельствах суда считает, что отображение в Генеральном плане, в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны применительно к земельному участку с кадастровым номером ***, отнесенному к функциональной зоне «территория кладбища» и территориальной зоне «кладбищ Скр», не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение нарушения порядка принятия нормативных правовых актов по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки. Так, судом установлены нарушения процедуры проведения публичных слушаний в населенных пунктах  муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» - п. Юданово и п. - Некрасово, выразившиеся   в несоответствии фактическим обстоятельствам изложенных в протоколах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план МО «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района, заключениях по результатам публичных слушаний, проведенных в данных населенных пунктах, сведений  о председательствующем на данных публичных слушаниях – ***, о выступлении на них главы МО «Старосахчинское сельское поселение» ***, главы администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» ***, поскольку указанные лица при проведении данных публичных слушаний в п.Юданово и п. Некрасово не присутствовали.

Как следует из заключения публичных  слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение», проведенных в с.Старая Сахча, в повестку собрания не включен вопрос обсуждения проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Старосахчинское сельское поселение»  и в заключении не содержится решение относительно того, признаны ли состоявшимися публичные слушания по данному вопросу.

В нарушение положений пункта 4 части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в протоколах публичных слушаний  не было изложено содержание возражений, поступивших по материалам проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, то есть при принятии оспариваемых приказов  органом государственной власти Ульяновской области возражения относительно проектов внесения изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки не оценивались,  не могли быть учтены.

Иные доводы административных истцов не могут быть приняты во внимание, поскольку они на правильность вывода об обоснованности заявленного  административного иска не влияют.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую  силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых приказов Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,  суд в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым удовлетворить административные исковые заявления прокурора Мелекесского района Ульяновской области и Полякова М.И., Поляковой Т.М., Горшунова Н.М., Горшуновой О.А., Горшунова М.А.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Административные исковые заявления прокурора Мелекесского района Ульяновской области и Полякова Михаила Ивановича, Поляковой Татьяны Михайловны, Горшунова Николая Михайловича, Горшуновой Ольги Александровны, Горшунова Михаила Александровича удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу  приказ  Министерства  строительства  и архитектуры Ульяновской области № 215-пр от 20 декабря 2019 года «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» и приказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 216-пр от 20 декабря 2019 года «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области».

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Старосахчинское сельское поселение» Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд  общей юрисдикции  через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       О.Е.Кинчарова