Судебный акт
Ответственность по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 06.08.2020, опубликован на сайте 14.08.2020 под номером 89274, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.2 ч.10, Вынесено решение по существу

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                     Дело № 7-349/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          6 августа 2020 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Стекло» Короста Дмитрия Викторовича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и  Ульяновской областям Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям от 10 апреля 2020 года и решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27  мая 2020 года,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и  Ульяновской областям Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям от 10 апреля 2020 года директор ООО «Стекло» Корост Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.  

Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Стекло» Корост Д.В. не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и решением судьи районного суда.

В обоснование жалобы указывает, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено в нерабочий день. Согласно Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» были объявлены нерабочие дни, что лишило его (Короста Д.В.) возможности принять участие в рассмотрении дела и привело к нарушению  права на защиту.

Просит учесть, что обществом были представлены необходимые журналы учета в области обращения с отходами до рассмотрения дела, однако должностным лицом Росприроднадзора данные журналы необоснованно не были приняты во внимание. 

Кроме того указано, что причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественный ущерб отсутствуют. ООО «Стекло» относится к категории субъектов малого предпринимательства.

С учетом этих обстоятельств просит применить положения ч. 1 ст.4.1.1 и ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Также ссылается на малозначительность правонарушения и на презумпцию невиновности.

Подробно позиция директора ООО «Стекло» Короста Д.В. изложена в жалобе.

Участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились. Извещены. Полагаю, что проведение судебного заседания возможно в отсутствие неявившихся лиц. 

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что совершенное директором ООО «Стекло» Коростом Д.В. деяние верно квалифицировано по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены принципы государственной политики в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального  закона  индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, который устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходах (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка установлено,  что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО).

В п. 6 Порядка также указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (п. 7 Порядка).

Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года (п. 8 Порядка).

Таким образом, обязанность по учету отходов возложена на всех хозяйствующих субъектов, если в процессе их деятельности образуются опасные отходы или если они осуществляют иную деятельность по обращению с отходами. Ведение журналов по установленной форме предусмотрено как в письменном, так и в электронном виде. Данные учета обобщаются по итогам кварталов, а также календарного года. Журнал учета движения отходов является документом, подтверждающим объем размещенных отходов.

Из материалов дела усматривается, что должностными лицами Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской и Ульяновской областям  по результатам проведения в ООО «Стекло» в период с 5 февраля 2020 года по 25 февраля 2020 года плановой выездной проверки выявлены нарушения ведения учета в области обращения с отходами, а именно, что обществом не ведется в соответствии Приказом Минприроды России № 721 с заполнением соответствующих форм учета по приложениям № 2, 3, 4 учет образовавшихся отходов в 2019 году, а также не обеспечивается полнота и достоверность учета отходов, что является нарушением п. ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Прядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года №721.

Директором ООО «Стекло» является Корост Д.В. на основании протокола № 10 внеочередного общего собрания участников ООО «Стекло» от 6 февраля 2020 года.

Указанные обстоятельства подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Факт отсутствия на момент проверки надлежащим образом оформленной отчетности в области обращения с отходами не оспаривается.

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения директором ООО «Стекло» Коростом Д.В. указанных выше положений законодательства, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа, а в последующем и судьи районного суда о наличии в действиях директора ООО «Стекло» Короста Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными.

Оспариваемое решение судьи районного суда является законным, вынесенным с соблюдением процессуальных норм, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Доводы жалобы о нарушении при рассмотрении дела об административном правонарушении права Короста Д.В. на защиту, со ссылкой на рассмотрение дела административным органом в нерабочий день из-за коронавируса, были предметом рассмотрения суда предыдущей инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение, что сами по себе свидетельствуют о признании автором жалобы факта совершения правонарушения.

Кроме того указанные доводы отклоняются по следующим основаниям.

Полагаю, что требования ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены.

Выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение являются обоснованными.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку вмененное директору ООО «Стекло» Коросту Д.В. нарушение требований законодательства об охране окружающей среды не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.

Тот факт, что ООО «Стекло» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не является безусловным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

При отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст.3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

В данном случае назначенное директору ООО «Стекло» Коросту Д.В. административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.3 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и  Ульяновской областям Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Самарской и Ульяновской областям от 10 апреля 2020 года и решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 27  мая 2020 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Стекло» Короста Дмитрия Викторовича – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                                Ю.М. Жаднов