Судебный акт
Приговор по ч.1 ст.105 УК РФ оставлен без изменения
Документ от 05.08.2020, опубликован на сайте 14.08.2020 под номером 89269, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

  УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья  Караев Н.Ю.                                                                               Дело  № 22-1468/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                 5 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кислицы М.Н.,

судей  Кабанова В.А.  и  Басырова Н.Н.,

с участием прокурора  Скотаревой Г.А.,

осужденного  Сидорова А.В. и

его защитника в лице адвоката Данилова И.В.,

при  секретаре  Брызгаловой В.Ю.

рассмотрела  в  открытом  судебном  заседании  материалы уголовного дела по апелляционным жалобам осужденного Сидорова А.В. и адвоката Данилова И.В. на приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 июня 2020 года, которым

СИДОРОВ Алексей Владимирович,

***   несудимый,

 

осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы  с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Суд постановил: меру пресечения в виде заключения под стражей Сидорову А.В. до вступления приговора в законную силу оставить без изменения;

срок отбывания наказания исчислять с момента вступления приговора в законную силу;

в соответствии с п. «а» ч.3.1 ст.72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы время содержания Сидорова А.В.  под стражей в период с 15.03.2020 до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день  отбывания наказания в  исправительной колонии строгого  режима.

взыскать с Сидорова А.В. в  федеральный бюджет процессуальные издержки в сумме 1 525 рублей и  в пользу М*** в  возмещение морального вреда в размере 1 000 000 рублей;

Приговором   решен  вопрос о   вещественных   доказательствах.

Апелляционное представление отозвано государственным обвинителем в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389.8  УПК РФ, до начала судебного заседания апелляционной инстанции.

 

Заслушав доклад судьи Кабанова В.А., изложившего содержание обжалуемого приговора и существо апелляционных жалоб,  выслушав выступления участников процесса,  судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Сидоров А.В. осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

 

Преступление совершено им 15 марта 2020 года  в период времени с 13 до 14 часов 16 мнут  в *** в отношении М*** при обстоятельствах, установленных  судом и подробно  изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

 

В апелляционной жалобе осужденный Сидоров А.В. не соглашается с приговором и считает назначенное ему  наказание чрезмерно суровым.

Указывает на то, что судом первой инстанции при решении вопроса о виде и размере наказания, не были учтены его характеристики, чистосердечное признание, искреннее раскаяние, оказание содействия в раскрытии и расследовании преступления.

Просит изменить приговор  и снизить размер наказания.  

 

В апелляционной жалобе адвокат Данилов И.В. в интересах осужденного Сидорова А.В. не соглашается с приговором, считая его незаконным, необоснованным и несправедливым.

Указывает на то, что суд посчитал доказанным факт виновности Сидорова А.В. в совершении преступления исключительно по обстоятельствам, указанным в обвинительном заключении, какие-либо дополнительные доказательства стороной обвинения не рассматривались.

Полагает, что ссылка суда на то, что преступление совершено в *** не содержит четкого определения места совершения преступления, поскольку следствием не было установлено место, где возник умысел у Сидорова А.В. на  его совершение.

Кроме того, невозможно было установить место преступления по показаниям свидетелей Е*** и С***, которые не назвали конкретное место происшествия, поскольку не видели события преступления.

Считает, что это  место не определено и не ясно, была ли конфликтная ситуация, чем и при каких обстоятельствах были нанесены телесные повреждения. Указанный, в приговоре адрес  носит предположительный характер, не основывается на материалах дела, а базируется на умозаключениях сторон. Вместе с тем, не усматривается мотив и цель совершения преступления.

По мнению автора жалобы, суд при вынесении приговора, необоснованно посчитал доказанным факт причинения потерпевшему морального вреда и наличия у него нравственных страданий.

Полагает, что при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следовало исходить из степени нравственных и физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя или иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства, так и не было установлено какой же именно моральный вред причинен М***, в чем выразились физические и нравственные страдания, небыли  учтены требования разумности и справедливости, в связи с чем  решение подлежит отмене.

Просит приговор изменить, смягчить назначенное Сидорову А.В. наказание и снизить размер морального вреда.

 

В судебном заседании  апелляционной инстанции:

- осужденный Сидоров А.В. и адвокат  Данилов И.В. поддержали доводы жалоб  в полном объеме, приведя в обоснование аналогичные аргументы, обращая внимание на состояние здоровья осужденного, антисоциальный образ жизни потерпевшей, проживание отдельно от супруга, просили смягчить назначенное наказание и снизить размер компенсации морального вреда;

- прокурор Скотарева Г.А. указала на законность приговора и  возражала против его изменения по доводам апелляционных жалоб.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав выступления вышеуказанных лиц,  судебная коллегия считает, что приговор является законным, обоснованным и справедливым.

Выводы суда о виновности осужденного Сидорова А.В. в инкриминируемом преступлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и основаны на совокупности исследованных  доказательств, которым суд дал в приговоре надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

Так из показания осужденного Сидорова А.В. следует, что он не отрицал тот факт, что  15.03.2020 совместно с Е***, С*** и М*** распивал спиртное и между ними возник конфликт. Е*** и С*** закрылись в туалете, М*** собралась уходить, но когда вставали из-за стола, то опрокинула его и упала. Когда стал помогать встать, то она стала его оскорблять. Он пригрозил ей «отрезать голову», однако та не поверила. Он решил подтвердить сказанное, взяв на балконе ножовку по металлу, и данной ножовкой стал пилить шею М***. При этом она лежала на полу. Он остановился, чтобы не перерезать сонную артерию. Происходившее помнит плохо, так как был в алкогольном опьянении, не исключает, что мог наносить потерпевшей М*** удары ножом. Позже  разбил молотком стекло в туалете, Е*** и С*** через какое-то время вышли оттуда, когда он успокоился. М*** легла на диван в комнате. Потом в квартиру пришли сотрудники полиции, потерпевшую увезла «скорая помощь».

Из показаний свидетеля Е***, признанных достоверными,  следовало, что в кухне между Сидоровым и М*** возник конфликт, в ходе которого Сидоров схватил со стола нож и начал им демонстративно размахивать перед М***, толкать мебель, бить посуду, после чего нанес не менее 4-5 ударов руками М*** в область головы и груди, схватил ее за руки и повалил на пол. Опасаясь за свою жизнь и здоровье, она убежала в туалетную комнату, где заперлась вместе с С***. Когда примерно через 30 минут Сидоров успокоился, она вышла оттуда и увидела М***, которая сидела на диване в зале, на ее груди и шее были следы крови, на шее у нее имелись раны, из которых шла кровь. Во время происходящего никто посторонний в квартиру войти не мог, поскольку входная дверь была заперта на ключ, который находился у нее в кармане.

Из  показаний свидетеля  С*** усматривается, что когда в квартиру прибыли сотрудники полиции, он вышел из туалета. На диване в зальной комнате увидел лежащую М***, грудь и шея которой были в крови, её увезли  больницу. Считает, что повреждения потерпевшей мог нанести только Сидоров, поскольку он совместно с Е*** находился в туалете.

Приведенные показания свидетелей имеют подробный  и последовательный характер, согласуются друг с другом и  не содержат существенных противоречий по значимым для дела обстоятельствам, подтверждаются и другими доказательствами, а поэтому обоснованно оценены судом  как  достоверные, в связи с чем правильно были положены в основу обвинительного приговора.

Объективно вина осужденного подтверждены  и заключением судебно-медицинской  экспертизы,  согласно которой причиной смерти ***  явились резаные раны шеи с повреждением мышц, сосудов, щитовидного хряща, глотки, осложнившееся острой респираторной недостаточностью. Кроме того, у нее были обнаружены и множественные поверхностные пилящие раны на левой боковой поверхности шеи в средней и нижней третях.

Согласно заключению судебно-биологической  экспертизы, во всех пятнах на спортивных брюках (трико) Сидорова А.В. найдена  кровь человека, происхождение которой от М*** не исключается, от осужденного кровь в этих пятнах произойти не могла.

Заключением эксперта № 163 от 12.05.2020 также установлено, что возможность причинения резаных ран на шее, на тыльной поверхности левой кисти у потерпевшей М*** как лезвием клинка ножа, представленного в ножнах, так и лезвием клинка ножа, представленного в виде двух фрагментов, не исключается по общим групповым признакам. Возможность причинения пиленых ран на шее пилящим полотном ножовки по металлу  также  не исключается по групповым признакам.

Таким образом, тщательный анализ и основанная на законе оценка вышеуказанных и других подробно приведенных в приговоре доказательств, позволили  суду правильно установить  фактические обстоятельства совершенного Сидоровым А.В. преступления и прийти к обоснованному выводу о  доказанности его  вины.

Судебная коллегия находит приведенные судом в приговоре мотивы оценки доказательств убедительными, и какие-либо не устраненные существенные противоречия в них, требующие  истолкования в пользу осужденного,  отсутствуют.

Все положенные в основу приговора доказательства получены с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства, были  исследованы в соответствии с положениями статьи 240 УПК РФ, проверены и оценены с учетом правил, предусмотренных статьями  87 и 88 УПК РФ, и обоснованно признаны судом относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными для разрешения уголовного дела по существу.

Вопреки доводам жалоб, правовая оценка действиям  Сидорова А.В. по части 1 статьи 105 УК РФ как убийства, то есть умышленного причинения  смерти другому человеку, судом  дана правильно, выводы  в этой части мотивированы надлежащим образом,  правильность данной квалификация каких-либо сомнений у судебной коллегии  также не вызывает.

При этом суд сделал правильный вывод о том, что  умысел осужденного  был  направлен  именно на лишение  жизни М***,  о чем свидетельствовали характер и локализация причиненного ножевых ранений в области  расположения жизненно-важных органов, а   мотив деяния  был обусловлен возникшим личным неприязненным отношениям  к потерпевшей,  а целью преступления явилось, именно причинение ей смерти, которая и была им достигнута.

Вопреки доводам жалоб, приговор  соответствует требованиям статей 299, 304 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем  содержатся мотивированные  выводы  относительно квалификации преступления,  указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном, дана и оценка доводам стороны защиты.

Доводы жалоб в части не установления места в преступления несостоятельны, поскольку описание преступного деяния, признанного судом доказанным, содержит  указаниям места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления - как того  и требуют положения п. 1 ст. 307 УПК РФ.

Судебное следствие было проведено полно и с соблюдением основополагающих принципов уголовного судопроизводства, в том числе принципов состязательности и равноправия сторон в процессе,  судом не допущено нарушения прав осужденного, все ходатайства сторон, имеющие значение для правильного разрешения дела,  судом были рассмотрены в установленном порядке,  представленные  сторонами доказательства были исследованы в соответствии с уголовно-процессуальным  законом, каких-либо сведений о нарушении принципов равенства и состязательности сторон, предвзятом отношении председательствующего к той или иной стороне,  протокол судебного заседания также не содержит.

Кроме того, не усматривается нарушений требований уголовно-процессуального законодательства, а также нарушений прав осужденного на защиту, допущенных  в  ходе  предварительного   следствия, и ставящих под сомнение законность постановленного приговора. 

Психическое состояние осужденного исследовано судом с достаточной полнотой, с учетом данных о личности и выводов судебной психиатрической экспертизы, он был  обоснованно признан вменяемым, и оснований  подвергать  сомнению выводы суда  в этой части у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия считает, что  при назначении наказания  Сидорову А.В. суд первой инстанции  правильно учитывал характер и степень общественной опасности совершенного им  особо тяжкого преступления,  данные о личности осужденного, наличие совокупности смягчающих наказание обстоятельств, установленных в судебном разбирательстве и указанных в приговоре и отсутствия отягчающих, влияние наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд обоснованно  пришел  к  выводу  о  том,  что   его исправление  невозможно  без изоляции  от  общества, в связи с чем верно  назначил наказание в  виде лишения свободы,  не назначая дополнительный вид наказания.

Суд  обоснованно установил  смягчающие наказание обстоятельства: признание вины, раскаяние в содеянном, принесение извинений потерпевшему, наличие несовершеннолетнего ребенка, явку с повинной,  активное способствование расследованию преступления, в связи с чем  обоснованно учитывает и требования ч. 1 ст. 62 УК РФ

Состояние здоровья Сидорова А.В., вопреки приводимым доводам, также учтено судом в качестве смягчающего наказания обстоятельства.

Также судом обоснованно были учтены и  данные о личности осужденного, который по месту жительства характеризуется отрицательно, матерью и Е*** положительно, ранее не судим, не привлекался к административной ответственности, на учете у врача-психиатра не состоит, но состоит на учете у врача-нарколога, положительно характеризуется с прежнего места работы.

Таким образом, все существенные по делу обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела и назначения наказания, в том числе признанные смягчающими,  были суду первой инстанции известны, приняты во внимание при вынесении приговора и надлежащим образом им учтены.

Судебная коллегия также согласна с выводами суда  в той части, что не имелось оснований для изменения категории совершенного им преступления на менее тяжкую в соответствии с частью 6 статьи 15 УК РФ, а также основании для применения положений статьи 64 УК РФ при назначении наказания.

С учетом изложенного,  судебная коллегия находит назначенное осужденному наказание соразмерным общественной опасности содеянного, соответствующим личности виновного, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости, полностью отвечающим задачам  исправления осужденного и предупреждения совершения им  новых преступлений.

Вопреки доводам жалоб, при постановлении приговора суд первой инстанции, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, в соответствии с требованиями ст. ст. 151 ГК РФ, 1101 ГК РФ, п. 5 ст. 307 УПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 309 УПК РФ, правомерно разрешил вопрос по гражданскому иску, заявленному потерпевшим М*** о возмещении компенсации морального вреда.

При этом при определении размера компенсации суд обоснованно учел характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, причиненных смертью супруги, с учетом содеянного  осужденного и наступивших последствий, учетом требования разумности и справедливости, имущественного положение осужденного.

В связи с этим оснований для уменьшения размера компенсации морального вреда по приводимым стороной защиты доводам, судебная коллегия не усматривает.

Вид исправительного учреждения для отбывания наказания осужденному также судом определен правильно – исправительная колония строгого режима,   в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, и изменению не подлежит.

Вопросы по мере пресечения,  вещественным доказательствам и процессуальным издержкам,   судом первой инстанции также решены правильно.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения либо отмены приговора по доводам апелляционных жалоб.

Нарушений уголовного и существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, судебной коллегией  не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 18 июня  2020 года в отношении Сидорова Алексея Владимировича   оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: