Судебный акт
Действия осужденного квалифицированы правильно, наказание назначено справедливое
Документ от 05.08.2020, опубликован на сайте 24.08.2020 под номером 89263, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дубов А.Ю.                                                                                Дело № 22-1427/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                                       05 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:   председательствующего Сенько С.В.,

судей Мещаниновой И.П. и Комиссаровой Л.Н.,

с участием прокурора Рябова И.В.,

осужденного Дудукина В.С.,

защитника- адвоката Лукишиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Богуновой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Дудукина В.С., апелляционному представлению помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Булгакова О.Г. и дополнительному апелляционному представлению заместителя прокурора района по Железнодорожному району г. Ульяновска  Новикова А.В. на приговор Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 мая 2020 года, которым 

 

ДУДУКИН Владимир Степанович,

***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, несудимый, 

 

осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к лишению свободы на срок 9 лет.

 

Постановлено:

- меру пресечения в виде запрета определенных действий до вступления приговора в законную силу оставить прежней с сохранением установленных запретов;

- в день вступления приговора в законную силу Дудукину В.С. явиться в УФСИН России по Ульяновской области для направления к месту отбывания наказания;

- исполнение приговора в части направления и доставления осужденного Дудукина В.С. для отбывания наказания в исправительную колонию строгого режима возложено на Управление ФСИН России по Ульяновской области;

- срок наказания постановлено исчислять со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение;

- на основании п. «а» ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания под стражей Дудукина В.С. с 30 сентября 2019 года по 28 мая 2020 года зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

Решен вопрос о процессуальных издержках и вещественных доказательствах.

 

Заслушав доклад судьи Сенько С.В., выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционных представлений судебная коллегия  

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дудукин В.С. осужден за убийство К***, то есть за умышленное причинение смерти другому человеку.  

 

Преступление совершено 30 сентября 2019 года в квартире № *** дома № *** по ул. *** г.Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.  

 

В апелляционной жалобе осужденный  Дудукин В.С. считает приговор незаконным и необоснованным. Виновным себя в убийстве не признает,  поскольку не имел умысла на лишение жизни, нанес только 2 удара потерпевшему. Считает наказание чрезмерно суровым. Он имеет ряд тяжких заболеваний, включенных в Перечень, препятствующих отбыванию наказания в виде лишения свободы.  Просит освободить его от отбывания наказания в виде лишения свободы.

 

В апелляционном представлении помощник прокурора Булгаков О.Г. считает приговор незаконным, необоснованным. В нарушение требований ст. 307 УПК РФ в нем не дан анализ приведенным доказательствам, не мотивированы выводы относительно квалификации преступления и размера назначенного наказания. Считает чрезмерно мягким назначенное наказание. Просит приговор отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд, но в ином составе судей.

 

В дополнительном апелляционном представлении заместитель прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Новиков А.В. также считает приговор незаконным.  Несмотря на назначение Дудукину В.С. наказания в виде лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, суд не избрал ему меру пресечения в виде заключения под стражу, что затруднит исполнение приговора.  Просит приговор отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд, но в ином составе судей.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-   адвокат Лукишина О.В., осужденный Дудукин В.С. поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили освободить его от наказания по болезни, с доводами апелляционных представлений не согласились, просили их отклонить;

-  прокурор Рябов И.В. поддержал доводы дополнительного апелляционного представления, просил приговор изменить, взять осужденного под стражу в зале суда, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционных представлений (основного и дополнительно), заслушав выступления осужденного Дудукина В.С., защитника осужденного Дудукина В.С. - адвоката Лукишиной О.В., прокурора Рябова И.В., судебная коллегия находит приговор   подлежащим изменению ввиду неправильного применения уголовного закона.

 

Вывод суда о виновности Дудукина В.С. в нанесении не менее десяти ножевых ранений К***, два из которых повлекли его смерть, соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, подробно изложенных в приговоре суда.

 

Сам Дудукин В.С., будучи неоднократно допрошен в ходе предварительно следствия показал, что в ходе ссоры с потерпевшим решил его убить. Взял со стола нож и нанес им, сидевшему рядом на полу К***, сильный удар в шею. Когда тот стал хрипеть, желая облегчить его участь, нанес еще один удар в  другую сторону шеи тем же ножом. Убедившись в смерти, сообщил о случившемся   соседке, впоследующем - сотрудникам полиции, выдал нож (т.1 л.д. 170-173, 184-189, 191-198, 202-205, 211-214).

 

Все показания Дудукина В.С. являются последовательными, получены в присутствии защитника, с соблюдением требований  уголовно-процессуального закона и согласуются  с другими доказательствами.

 

Так показания осужденного о механизме и локализации ударов согласуются с выводами судебно-медицинской экспертизы по трупу К***, причиной смерти  которого явилось колото-резаное непроникающее слепое ранение шеи справа, осложнившееся развитием острой массивной кровопотерей, образовалось не менее чем от двух воздействий колюще-режущим предметом, кроме того на трупе обнаружено еще 9 повреждений: в области шеи, в том числе с левой стороны,  головы,  кисти, которые в причинной связи со смертью не состоят.

 

Доводы осужденного о причастности только к двум повреждениям на шее опровергаются выводами вышеприведенной судебно-медицинской экспертизы об образовании всех колото-резаных повреждений прижизненно, незадолго до наступления смерти. Повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью, от которого наступила смерть, образовалось не менее чем от двух воздействий колюще-режущего предмета типа плоского одностороннеострого клинка ножа, остальные колото-резаные и резаные раны образовались от однократного воздействия (каждое) колюще-режущего предмета типа плоского одностороннеострого клинка ножа (т.1 л.д.67-84).

 

Показания Дудукина В.С. о нанесении ударов ножом, изъятым в квартире, согласуются с  протоколом осмотра места происшествия, в ходе которого обнаружен хозяйственный нож, следы крови (т.1 л.д. 18-33); заключениями судебно-биологических, медицинских, криминалистических экспертиз, обнаруживших на ноже, одежде Дудукина В.С. кровь погибшего, подтвердивших возможность образования всех колото-резаных ранений  у него от действия клинка ножа, обнаруженного в квартире осужденного  (т.1 л.д. 90-98, 112-119, 124-128, 132-136). 

 

Из показаний свидетелей А***, К*** следует, что проживающий с ними по-соседству Дудукин В.С. просил вызвать полицию ввиду убийства им человека.

 

Сотрудники полиции  М***, С*** показали, что,  приехав на место происшествия, обнаружили труп К*** с признаками насильственной смерти. Находившийся возле него Дудукин В.С. выдал нож, признавшись  в нанесении им ударов погибшему.

 

В судебном заседании  осужденный подтвердил  отсутствие в момент совершения преступления в квартире посторонних лиц, а также совместное времяпровождение с К***  30 сентября 2019 года. В связи с изложенным, не влияют на вывод суда показания Дудукина В.С.  об избиении пострадавшего иными лицами в иное время, т.к. его смерть не могла наступить от действий третьих лиц.

 

Каких-либо данных, свидетельствующих о действиях Дудукина В.С. в состоянии необходимой обороны или при превышении ее пределов, либо в состоянии аффекта, в материалах дела не содержится.

 

Приняты во внимание выводы судебно-медицинской экспертизы, обнаружившей у  Дудукина В.С. телесные повреждения на теле, конечностях, которые расцениваются как  не причинившие  вреда здоровью, часть из них могла образоваться 30 сентября 2019 года (т.1 л.д.88-87). В то же время непосредственно перед совершением преступления  К*** насилия к осужденному не применял, что подтвердил  последний суду. Доводы осужденного в судебном заседании о применении ножа  в целях опережения возможных противоправных действий  со стороны К*** обоснованно расценены как  защита от предъявленного обвинения. Из показаний Дудукина В.С. следует, что конфликты, драки между ним и потерпевшим  происходили часто, удары наносились и осужденным, то есть  такое поведение потерпевшего было для него обыденным. А потому возникший конфликт непосредственно перед убийством не свидетельствовал об угрозе для жизни Дудукина В.С.  Судом в то же время  смягчающим наказание обстоятельством признано противоправное и аморальное поведение потерпевшего.  

 

Тщательно проверив   экспертные заключения, суд обоснованно признал, что они даны квалифицированными экспертами, обладающими специальными познаниями в области судебной медицины, психиатрии, криминалистики, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Выводы экспертов достоверны, научно обоснованны, согласуются с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, представлений, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и пришел к выводу об умышленном характере  действий Дудукина В.С. по лишению жизни погибшего,  квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 105 УК РФ  -   убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку.

 

Как правильно указано в приговоре, об умысле осужденного на убийство свидетельствуют характер его действий, способ причинения и локализация обнаруженных повреждений - в месте расположения жизненно важных органов человека, от которых наступила смерть, использование в качестве орудия преступления ножа, а также признание Дудукина В.С. в намерении лишить жизни К***

 

Позиция стороны защиты в апелляции по существу сводится к переоценке исследованных судом доказательств.

 

В полной мере судом исследовано психическое состояние Дудукина В.С. Несмотря на выявленные у него в ходе  комплексной амбулаторной  психолого-психиатрической экспертизы  признаки органического расстройства личности смешанного генеза, он  обоснованно признан  вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

 

Наказание осужденному, вопреки доводам жалобы и представлений, назначено в соответствии с требованиями уголовного закона, с учетом содеянного, всех обстоятельств дела, данных о личности виновного, и не может быть признано чрезмерно суровым, мягким, явно несправедливым. Суд принял во внимание и учел в качестве смягчающих обстоятельств:  явку с повинной,  фактическое признание вины; активное способствование раскрытию и расследованию преступления, пожилой возраст и тяжелое состояние здоровья осужденного, а также противоправное и аморальное поведение потерпевшего.

 

Обстоятельством, отягчающим наказание, суд учел совершение преступления в состоянии опьянения вызванного употреблением алкоголя, поскольку данное состояние способствовало совершению осужденным преступления. Положения ч. 1.1 ст. 63 УК РФ, требующие мотивировки выводов суда, в данном случае соблюдены.

 

Выводы суда о возможности достижения целей наказания только в условиях изоляции осужденного от общества в приговоре мотивированы, равно как и отсутствие оснований для применения положений ст.ст. 64, 73 УК РФ. С учетом фактических обстоятельств преступления, степени его общественной опасности, наличия  отягчающего наказание обстоятельства, обоснованно не применены  положения ч. 6 ст. 15  УК РФ.

 

Судебное разбирательство по делу проведено с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, принципов состязательности и равноправия сторон. Не предоставляя какой-либо из сторон преимущества, суд создал необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления прав. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон. Ущемления прав осужденного в ходе уголовного судопроизводства не допущено. Отсутствуют сведения  необоснованного отклонения ходатайств защиты по исследованию новых доказательств, в том числе допроса лиц, анкетные данных которых  осужденный не мог назвать и в суде апелляционной инстанции.

 

Вопреки доводам апелляционных представлений нарушений положений ст. 307 УПК РФ при постановлении приговора не допущено. В основу приговора положены допустимые и достоверные доказательства, не содержащие существенных противоречий, раскрыто их содержание и дан анализ. Приговор содержит полные выводы и по назначению наказания.

 

С учетом положений п. «в» ч.1 ст. 58 УК РФ назначен вид исправительного учреждения.

 

Доводы защиты о необходимости изменения приговора и освобождении осужденного от отбывания наказания в соответствии с ч. 2 ст. 81 УК РФ в связи с наличием у него заболевания, препятствующего отбыванию наказания, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 

В силу п. 8 ч. 1 ст. 299 УПК РФ при вынесении приговора суд должен разрешить вопрос о том, имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания.

 

Судом данный вопрос был разрешен правильно. Согласно представленному в судебное заседание медицинскому заключению  ГУЗ ОКОД от 18 мая 2020 года у Дудукина В.С. диагностировано  заболевание, включенное в «Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года № 3.

 

На основании указанного заключения Дудукин В.С. в период рассмотрения уголовного дела судом был освобожден из-под стражи и помещен под домашний арест. По указанным обстоятельствам не изменялась ему мера пресечения до вступления приговора в законную силу.

 

Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 81 УК РФ лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания; в случае их выздоровления указанные лица могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса.

 

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 13 декабря 2016 года № 2582-О, ч. 2 ст. 81 УК РФ призвана регулировать отношения между государством и лицом, осужденным к уголовному наказанию, на стадии исполнения приговора и направлена на обеспечение реализации принципа гуманизма в уголовном законе, на защиту интересов осужденных. Данная норма подлежит применению во взаимосвязи с положениями Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания от наказания в связи с болезнью»).

 

Как правильно указал суд медицинское заключение, подтверждающее наличие у Дудукина  В.С. заболевания, включенного в Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания от наказания в связи с болезнью», не представлено. Решение вопроса  об освобождении Дудукина В.С. от наказания ввиду болезни подлежит на стадии исполнения приговора в соответствии с п.6 ст. 397 УПК РФ.

 

В то же время как правильно отражено в апелляционном представлении, самостоятельное следование осужденного в исправительное учреждение допускается только при назначении колонии-поселении (п.11 ч.1 ст. 308 УПК РФ, ч.2 ст. 75.1 УИК РФ).

 

Ввиду назначения Дудукину В.С. для отбытия наказания колонии строгого режима судебная коллегия  вносит в приговор изменение и исключает из него указания о возложении на осужденного обязанности по явке в УФСИН России по Ульяновской области  для его направления к месту отбывания наказания. Дудукин В.С.  подлежит взятию  под стражу в зале суда, а срок отбытия наказания  необходимо исчислять со дня вступления приговора в законную силу.

 

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 29 мая 2020 года в отношении Дудукина Владимира Степановича изменить,

отменить в части возложения на осужденного Дудукина В.С. обязанности по явке в УФСИН России по Ульяновской области  для его направления к месту отбывания наказания;

взять Дудукина В.С. под стражу в зале суда, с дальнейшим содержанием в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области;

срок наказания исчислять с 5 августа 2020 года.

 

В остальной части приговор оставить без изменения, а доводы апелляционных жалобы и представлений – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи