Судебный акт
О возмещении расходов, понесенных при проведении повторных выборов
Документ от 14.07.2020, опубликован на сайте 11.08.2020 под номером 89244, 2-я гражданская, О возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Расходы на проведение повторных выборов

Документ от 10.08.2021, опубликован на сайте 12.08.2021 под номером 95093, 2-я гражданская, О возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                                  Дело №33-2387/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       14 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фадеева Юрия Анатольевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2020 года по делу №2-3-122/2020, по которому постановлено:

исковые требования территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области к Фадееву Юрию Анатольевичу о возмещении расходов, понесенных на проведение повторных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу, удовлетворить.

Взыскать с Фадеева Юрия Анатольевича в пользу территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области расходы, понесенные на проведение повторных выборов, в размере 84 564 руб. 67 коп.

Взыскать с Фадеева Юрия Анатольевича в пользу бюджета МО «Цильнинский район» Ульяновской области государственную пошлину в сумме 2736 руб. 92 коп.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район», Избирательной комиссии Ульяновской области Гусева И.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Цильнинский район» (далее – ТИК МО «Цильнинский район») обратилась в суд с иском к Фадееву Ю.А. о возмещении расходов, понесенных на проведение повторных выборов, указав, что 20.07.2018 в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Цильнинский район» поступили письменные заявления ответчика Фадеева Ю.А. (№356, №359) о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» и Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение», а также заявление   Иванова А.В. (№347) о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

24.07.2018 Фадеев Ю.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» четвертого созыва по Большенагаткинскому десятимандатному избирательному округу и кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу. Иванов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу.

По результатам муниципальных выборов Фадеев Ю.А. и Иванов А.В. были избраны депутатами Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу.

13.09.2018 в ТИК МО «Цильнинский район» поступили письменные заявления ответчика об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» четвертого созыва и согласии получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования «Большенагаткинское сельское поселение» четвертого созыва. При этом заявление об отказе от получения депутатского мандата не содержало сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Также не было представлено предусмотренных п.6 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч.1 ст.94 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» документов об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копий документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей, в связи с чем ТИК МО «Цильнинский район» 15.09.2018 принято постановление № 94/433-3 «О внесении изменения в постановление территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район», которым отменено решение о признании Фадеева Ю.А. и Иванова А.В. избранными депутатами Совета депутатов МО «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу. При этом ответчик не утратил статус избранного депутата Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва, а Иванов А.В. - статуса действующего депутата Городской Думы МО «город Новоульяновск» Ульяновской области пятого созыва.

19.06.2019 ТИК МО «Цильнинский район» назначены повторные и дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому  десятимандатному избирательному округу на 08.09.2019.

Причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов муниципального образования явились письменные заявления Фадеева Ю.А. и Иванова А.В. об отказе от получения депутатских мандатов и непредставление сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Расходы, связанные с проведением указанных выборов, составили 253 694 руб.

При проведении выборов распределению подлежали 3 депутатских мандата: 1 мандат – при проведении дополнительных выборов, назначение которых обусловлено наличием решения представительного органа муниципального образования о проведении этих выборов; 1 мандат – при проведении повторных выборов, назначение которых обусловлено действиями ответчика и 1 мандат – при проведении повторных выборов, назначение которых обусловлено действиями Иванова А.В.

Истец просил взыскать с Фадеева Ю.А. в пользу ТИК МО «Цильнинский  район» расходы, понесенные на проведение повторных выборов, в размере 84 564 руб. 67 коп. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Избирательная комиссия Ульяновской области, администрация МО «Мокробугурнинское сельское поселение»  Цильнинского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Фадеев Ю.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение.

Полагает, что исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения в связи с отсутствием у избирательной комиссии права на предъявление иска, поскольку ни гражданское процессуальное законодательство, ни избирательное законодательство не содержит норм, предусматривающих право избирательных комиссий обращаться в суд от имени казны РФ, субъекта РФ или муниципального образования с требованиями о взыскании расходов, понесенных в связи с организацией и проведением выборов.

В соответствии со ст.32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин, обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах, может быть выдвинут кандидатом на этих выборах. Избирательное законодательство не содержит ограничения на участие гражданина одновременно в различных выборах, в том числе проводимых на одной территории.

Не соглашается с выводом суда о том, что не имеет юридического значения то обстоятельство, что он был избран депутатом Советов депутатов нескольких муниципальных образований, в связи с чем выбрал один из них, а по остальным округам сложил с себя досрочно полномочия, представив соответствующее заявление. Досрочное сложение полномочий является вынужденным обстоятельством, поскольку действия по отказу от мандатов в поселениях продиктованы требованиями федерального законодательства. Ссылаясь на ч.3 ст.40 Федерального закона №131-ФЗ, полагает, что полномочия депутата возникают со дня его избрания и отказ от мандата является сложением полномочий уже избранного депутата, в связи с чем не требуется какого-либо обоснования отказа.

Считает неверным вывод суда о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов явились его письменные заявления об отказе от получения депутатских мандатов и непредставление соответствующих документов. Указывает на отсутствие оснований для проведения повторных выборов.

Полагает ошибочным вывод суда о том, что отсутствие запретов на одновременное выдвижение гражданина в выборные органы разных муниципальных образований, а также на его отказ от получения депутатского мандата не является основанием для его освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов.

Не соглашается с выводом суда о том, что перечень вынужденных обстоятельств, предусмотренный ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», является исчерпывающим, и не относит отказ от получения иных депутатских мандатов к вынуждающим обстоятельствам. Региональный законодатель не имел права формировать закрытый перечень обстоятельств, при которых возмещение затрат на выборы не производится.

Не соглашается с выводом суда о том, что он не являлся депутатом до получения депутатского удостоверения, был избранным кандидатом в депутаты, а депутатом мог стать только после предоставления документа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправлении нового созыва. У него как у избранного депутата имелось право досрочного сложения полномочий депутата.

В возражениях на апелляционную жалобу ТИК МО «Цильнинский район», Избирательная комиссия Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Фадеев Ю.А., представители администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, администрации МО «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области.

Судебная коллегия согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие наявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для удовлетворения требований ТИК МО «Цильнинский район» о взыскании с ответчика расходов в связи с проведением повторных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому  десятимандатному избирательному округу, а также о наличии у территориальной избирательной комиссии права на обращение в суд с иском о взыскании расходов, понесенных на подготовку и проведение повторных выборов.

Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, основанным на надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального права.

На основании положений п.«н» ч.1 ст.72, ч.ч. 2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации, п.«в» ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч.3 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», частью 3 статьи 94 которого предусмотрено, что если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить избирательной комиссии муниципального образования произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.

Аналогичное условие содержится в п.7 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч.3 ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» к указанным вынуждающим обстоятельствам относятся: 1) признание судом лица недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) признание судом лица безвестно отсутствующим или объявление умершим; 3) установление в законном порядке стойкой неспособности лица по состоянию здоровья осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования; 4) вступление в отношении лица в законную силу обвинительного приговора суда; 5) установление в законном порядке стойкого расстройства здоровья близких родственников, влекущее необходимость постоянного ухода за ними; 6) смена места жительства лица, влекущая постоянное проживание на территории другого муниципального образования;            7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;             8) прекращение у лица гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования; 9) назначение лица на должность, исполнение обязанностей по которой в соответствии с законодательством несовместимо со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подп. 27 ч.1 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») подразумевает наличие волеизъявления гражданина на избрание его в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 33 названного Федерального закона установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, которое включает и обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований.

Как установлено судом, Фадеев Ю.А. выдвинул свою кандидатуру и одновременно участвовал 09.09.2018 в выборах в нескольких муниципальных образованиях, в том числе в Совет депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» четвертого созыва по Большенагаткинскому десятимандатному избирательному округу и Совет депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу.

По итогам голосования, став избранным депутатом, Фадеев Ю.А. 13.09.2018 заявил отказ от замещения мандата депутата Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу, в связи с чем результаты выборов по названному избирательному округу были отменены, и назначены повторные выборы на 08.09.2019, которые признаны действительными.

Расходы на проведение повторных и дополнительных выборов (3 мандата) депутатов Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу составили 253 694 руб., на каждый мандат по 84 564 руб. 67 коп.

При обращении Фадеева Ю.А. в ТИК МО «Цильнинский район» с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу от Ульяновского областного отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации», заявитель взял на себя обязательство в случае избрания его депутатом указанного Совета депутатов в пятидневный срок со дня получения извещения об избрании представить в ТИК МО «Цильнинский район» копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

После определения результатов выборов Фадеев Ю.А. был извещен избирательной комиссией ТИК МО «Цильнинский район» об избрании его депутатом Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу, что подтверждено его заявлением об отказе от получения мандата депутата названного Совета депутатов.

Суд пришел к выводу о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов территориальной избирательной комиссии на проведение повторных выборов явились письменный отказ Фадеева Ю.А. от получения депутатского мандата и непредставление в ТИК МО «Цильнинский район» документа об освобождении от обязанностей депутата Совета депутатов МО «Большенагаткинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, несовместимых со статусом депутата Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу.

Считать, что отказ Фадеева Ю.А. от получения депутатского мандата Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу является сложением полномочий депутата данного Совета депутатов у суда оснований не имелось, поскольку в силу ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на отставку возникает у депутата после регистрации его избирательной комиссией и вручения ему соответствующего удостоверения.

До получения указанного удостоверения Фадеев Ю.А. являлся избранным кандидатом в депутаты. Депутатом он мог стать только после представления документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Указанные документы ответчиком не были представлены, поэтому право на освобождение от возмещения расходов на проведение повторных выборов у него не возникло.

Под вынуждающими обстоятельствами в силу п.36 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Одновременное избрание кандидата в депутаты нескольких представительных органов местного самоуправления к вынуждающим обстоятельствам для сложения полномочий, несовместимых со статусом депутата, вышеуказанным Федеральным законом не отнесено.

Представленный в ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» перечень обстоятельств, при которых не производится возмещение расходов на проведение повторных выборов, является исчерпывающим и также не предусматривает освобождение от возмещения расходов на проведение повторных выборов в случае одновременного избрания кандидата в депутаты нескольких представительных органов местного самоуправления.

Отсутствие законодательного запрета на одновременное выдвижение кандидата в выборные органы разных муниципальных образований не является основанием для освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов, поскольку гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований, и обязан выполнить соответствующие требования о возмещении причиненных расходов.

Довод Фадеева Ю.А. в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для проведения повторных выборов является несостоятельным, поскольку законом в спорной ситуации предусмотрено проведение именно повторных выборов.

Довод в жалобе об отсутствии у избирательной комиссии права на обращение в суд от имени муниципального образования с требованиями о взыскании расходов, понесенных в связи с организацией и проведением выборов также несостоятелен, поскольку основан на ошибочном толковании закона.

В силу п. 7 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возмещение расходов по проведению повторных выборов производится соответствующей избирательной комиссии, которой произведены расходы, связанные с проведением повторных выборов.

Таким образом, ТИК МО «Цильнинский район» в силу закона наделена правом на обращение в суд с настоящим иском.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение основано на надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 10 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фадеева Юрия Анатольевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: