Судебный акт
О постановке на кадастровый учет кладбищ
Документ от 04.08.2020, опубликован на сайте 13.08.2020 под номером 89223, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лапшова С.А.                                                                Дело № 33а-2724/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           4 августа 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2020 года по делу №2а-2-141/2020, по которому постановлено:

административный иск прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области по непринятию мер по постановке на кадастровый учет земельных участков с сооруженными на них кладбищами, расположенными на территории МО «Вешкаймское городское поселение» Ульяновской области на расстоянии 362 м в северо–западном направлении от ***, на расстоянии 55 м в западном направлении от улицы ***, на расстоянии 550 м в юго-восточном направлении от ***, на расстоянии 430 м в западном направлении от щебеночного карьера в ***, на расстоянии 225 м от ***, на расстоянии 330 м от ***, около границ ранее существовавших сел ***.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет земельные участки с сооруженными на них кладбищами, расположенные на территории МО «Вешкаймское городское поселение» Ульяновской области на расстоянии 362 м в северо–западном направлении от ***, на расстоянии 55 м в западном направлении от улицы ***, на расстоянии 550 м в юго-восточном направлении от ул. ***, на расстоянии 430 м в западном направлении от щебеночного карьера в ***, на расстоянии 225 м от ***, на расстоянии 330 м от ***, около границ ранее существовавших ***.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области по непринятию мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Вешкаймское городское поселение». 

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать на территории МО «Вешкаймское городское поселение» специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В удовлетворении  остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила :

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному учреждению  администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области (далее - МУ администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области) о признании незаконным бездействия по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки с сооруженными на них кладбищами, по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, возложении обязанности по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.  

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой деятельности администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области выявлены нарушения земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле.

На территории МО «Вешкаймское городское поселение» погребение умерших осуществляется на общественных кладбищах, расположенных на территории с*** находящихся в ведении администрации МО «Вешкаймский район».  Вопреки требованиям  федерального законодательства администрацией района не приняты меры к постановке на кадастровый учет земельных участков под местами захоронения умерших в указанных населенных пунктах. Отсутствие государственного кадастрового учета земельных участков для размещения кладбищ и нерегистрация прав на них приводит к нарушению прав жителей МО «Вешкаймское городское поселение» на организацию и благоустройство территории кладбищ. При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Кроме того, в нарушение ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» до настоящего времени органом местного самоуправления не создана специализированная организация, осуществляющая деятельность в сфере похоронного дела, в том числе, оказывающая услуги по погребению.

Прокурор просил обязать административного ответчика устранить вышеуказанные нарушения в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Росреестра по Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МУ администрация МО «Вешкаймский район»  Ульяновской области не соглашается с решением суда в части срока, установленного судом для постановки на кадастровый учет земельных участков с сооруженными на них кладбищами и для создания на территории МО «Вешкаймское городское поселение» специализированной службы по вопросам похоронного дела. Просит решение в данной части отменить и принять новое решение, установив для совершения данных действий срок два года. Указывает на отсутствие в бюджете администрации  МО «Вешкаймский район» Ульяновской области денежных средств на эти цели.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене либо изменению решения суда.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.01.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.4 ст.16 данного Федерального закона).

Как установлено судом, спорные земельные участки с сооруженными на них кладбищами находятся на территории МО «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, земельные участки под кладбищами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету,  а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Согласно п. 7 ст. 1 данного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, на которых находятся кладбища, не произведен, суд  обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по постановке земельных участков на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Также верным является решение об обязании МУ администрация МО «Вешкаймский район» Ульяновской области создать на территории МО «Вешкаймское городское поселение» специализированную службу по вопросам похоронного дела, поскольку организация такой службы органом местного самоуправления предусмотрена нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.3 ст.1, ст.17), Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (ст.25, ст.29).

Довод апелляционной жалобы о несогласии с установленным судом сроком исполнения требований прокурора не опровергает правильность принятого по делу решения и не может служить основанием для его отмены.

Данный срок может быть продлен на стадии исполнения решения при предоставлении заявителем соответствующих доказательств, свидетельствующих о наличии непреодолимых препятствий для исполнения судебного решения в установленный срок.

Принятое по делу решение основано на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: