Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 28.07.2020, опубликован на сайте 13.08.2020 под номером 89173, 2-я гражданская, об обязании обеспечить паллиативную помощь ребенку-инвалиду, обеспечении медикаментами до момента излечения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                        Дело № 33-2745/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  28 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Парфеновой И.А.,

при секретаре  Насыбулловой Э.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1214/2020 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования удовлетворить частично. 

обязать ГУЗ Радищевская ЦРБ   обеспечивать  оказание  паллиативной   медицинской  помощи  ребенку-инвалиду  С*** В*** В***  в течение всего периода наблюдения,  обеспечивать    ребенка-инвалида  С*** В*** В***, *** года рождения, назначенными  по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента   излечения   основного заболевания ***  лекарственными препаратами, перантальным питанием, расходными материалами, а именно:    ***

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать в установленном законом порядке своевременную и в полном объеме закупку назначенных врачебной комиссией ФГБУ «ДГКБ № 13 Н.Ф. Филатова» протоколом № *** от 22 ноября 2019 года, по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости С*** В*** В***, *** года рождения, лекарственных препаратов, парентерального питания, расходных материалов.

В  остальной части  иска отказать.

Решение обратить к немедленному   исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Субботина Е.Ю., действуя в интересах несовершеннолетней дочери С*** В.В.,  *** года рождения, обратилась в суд с иском  к  Министерству здравоохранения Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Радищевская районная больница» (далее – ГУЗ «Радищевская РБ») об обеспечении лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, парентеральным и энтеральным питанием.  В обоснование иска указала, что является  матерью ребенка-инвалида С*** В.В., *** года рождения, которой поставлен диагноз ***. Врачебной комиссией государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Детская городская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова» (далее - ГБУЗ «ДГКБ им. Н.Ф. Филатова») 22 ноября 2019 года выдан протокол № ***, согласно которому ребенок имеет показания к оказанию паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях в соответствии с приказом Минздрава России от 14 апреля 2015 года № 193н и получению парентерального питания. Указанным  протоколом ребенку-инвалиду по жизненным показаниям рекомендованы  ежемесячно  лекарственные препараты, средства медицинского назначения, специальное питание, которые замене не подлежат. Ее обращение в Министерство здравоохранения Ульяновской области об обеспечении ребенка вышеуказанными препаратами, медицинскими изделиями и питанием, оставлено без удовлетворения. Просила обязать ГУЗ «Радищевская РБ»   обеспечивать  оказание  паллиативной   медицинской  помощи  ребенку-инвалиду  С*** В.В.  в течение   всего периода наблюдения,  обеспечивать    ребенка-инвалида  С*** В.В. назначенными  по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента   излечения   основного заболевания ***  лекарственными препаратами, специальным питанием, расходными материалами, а именно: ***; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечивать своевременную и в полном объеме закупку назначенных врачебной комиссией ФГБУ «ДГКБ № 13 Н.Ф. Филатова» протоколом № *** от 22 ноября 2019 года, по медицинским (жизненным) показаниям на период нуждаемости на постоянной основе (ежемесячно) до момента излечения основного заболевания *** лекарственными препаратами, парентеральным питанием, расходными материалами по заявкам медицинского учреждения, к которому прикреплена С*** В.В., *** года рождения.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, и рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее также – Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. Ссылаясь на нормы законодательства, регулирующего бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями, указывает, что такое обеспечение осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов, в связи с чем суд не может решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие, на какой лекарственный препарат, специализированный продукт лечебного питания должен быть выписан льготный рецепт. Указывает, что Министерством осуществляется закупка лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания на выделенные из федерального и регионального бюджета денежные средства в рамках перечней, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации и постановлениями Правительства Ульяновской области. Лекарственные препараты (за исключением лекарственного препарата ***, входящего в приложение №*** к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года №2406-р), ***, расходные материалы, парентеральное питание, энтеральное питание (за исключением жировой эмульсии ***, входящей в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 года № 2984-р), указанные в исковом заявлении, не входят в вышеуказанные перечни. Соответственно, закупка Министерством данных лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджета Ульяновской области, предусмотренных для льготного лекарственного обеспечения, не представляется возможным. Считает, что в части возложения обязанности по закупке средств по уходу за центральным катетером, расходных материалов, указанных в исковом заявлении, Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку данные средства относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми находится в компетенции Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Обращает внимание, что немедленное исполнение решения суда невозможно, так как Министерство не вправе потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области, самостоятельно, без осуществления запроса у Министерства финансов Ульяновской области дополнительного целевого финансирования. В дальнейшем, при выделении денежных средств потребуется процедура проведения торгов по закупке лекарственного препарата, на которую в соответствии с требованиями закона необходимо от 40 до 60 дней.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции  надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, С*** В.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 14 апреля 2031 года.

16 марта 2018 года в отношении С*** В.В.  разработана   индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Несовершеннолетняя С*** В.В. проходила лечение в ГБУЗ «ДГКБ им. Н.Ф. Филатова» с диагнозом: *** в следующие периоды:   

- в отделении гнойной хирургии - с 7 ноября 2017 года по 12 февраля 2018 года;

- в педиатрическом отделении - с 19 марта по 6 апреля 2018 года; с 2 по 17 июля 2018 года; с 28 апреля по 10 мая 2019 года; с 29 января по 20 февраля 2019 года; с 11 по 22 ноября 2019 года.

Согласно протоколу врачебной комиссии названного учреждения здравоохранения № *** от 22 ноября 2019 года несовершеннолетняя С*** В.В. по жизненным показаниям нуждается в обеспечении медицинскими изделиями, лекарственными средствами, специальным питанием.

Указанным протоколом Субботиной В.Ю. установлен диагноз:  ***. Состояние после повторных оперативных вмешательств. Осложнения основного: ***. 

Указано, что ребенок нуждается в лекарственных препаратах, ингредиентах для парентерального питания и средствах медицинского назначения по  представленному  в приложении № 1 к выписке из истории   болезни № *** списку.

Законный представитель ребенка-инвалида - Субботина Е.Ю. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области по вопросу льготного лекарственного обеспечения дочери С*** В.В., *** года рождения.

По результатам рассмотрения обращения Министерством здравоохранения Ульяновской области 27 декабря 2019 года был дан ответ о невозможности обеспечения ребенка-инвалида С*** В.В. лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и расходными материалами, назначенными специалистами ГБУЗ «Детская городская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова», так как они не входят в соответствующие федеральный и региональный Перечни, утвержденные на 2019 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р (Приложение № 2) и постановлением Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2018 года.

Полагая отказ в обеспечении ребенка-инвалида необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями неправомерным, законный представитель несовершеннолетней – Субботина Е.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ)  к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1); установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (п. 14).

Как указано в ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1).

Пункт 4 части 2 ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относит паллиативную.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания (часть 1 ст. 36 Федерального закона № 323-ФЗ).

При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека (часть 4 ст. 36 Федерального закона №323-ФЗ).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункты 1, 2 части 14 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).

В силу пункта 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям).

В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Материалами дела подтверждено, что ребенку-инвалиду С*** В.В., *** года рождения, по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии назначены лекарственные препараты, медицинские изделия, специальное питание, по вопросу обеспечения которыми ее законный представитель Субботина Е.Ю. обращалась к ответчикам.

Однако, как указано выше, в обеспечении ребенка-инвалида необходимыми по жизненным показаниям лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специальным питанием истцу было отказано со ссылкой на отсутствие таковых в соответствующих Перечнях.

Вместе с тем, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств и норм действующего законодательства судебная коллегия приходит к выводу о том, что Субботиной Е.Ю. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения дочери – ребенку-инвалиду жизненно необходимых лекарственных препаратов, медицинских изделий, специального питания и обеспечения таковыми, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ «Радищевская РБ» уклонились от действий по решению вопроса об оформлении несовершеннолетней С*** В.В. бесплатных рецептов и обеспечения ее требуемыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специальным питанием.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Утверждения в жалобе о том, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение лекарственными препаратами осуществляется на основании рецептов, не опровергает выводы суда о наличии у ребенка-инвалида Субботиной В.В. оснований для оформления ей рецептов на спорные лекарственные  препараты, изделия медицинского назначения и специальное питание.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиками возложенных на них законом обязанностей по оформлению рецептов на жизненно необходимые ребенку-инвалиду препараты, изделия и питание и обеспечения последними, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Нуждаемость истца в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения и  специальном питании установлена не обжалуемым решением суда, а заключением врачебной комиссии.

Тот факт, что необходимые истцу по жизненным показаниям лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, специальное питание не входят в перечень препаратов, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р, а также в перечень, утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 28 декабря 2018 года № 681-П, основанием к отмене судебного решения также не является, поскольку в силу положений приведенной выше ч. 15 ст.37 Федерального закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт и перечень, возможно по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии, которое у ребенка-инвалида имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение ребенка-инвалида расходными материалами и средствами по уходу за катетером должно быть возложено на ГУ-УРО ФСС РФ, несостоятельны.

Средства по уходу за стомами, такие как: ***, которые согласуются с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида С*** В.В., указаны в заключении врачебной комиссии от 22 ноября 2019 года отдельно.

Обязанность по обеспечению указанными средствами по уходу за стомами настоящим решением суда на Министерство не возлагалась, а оспариваемые ответчиком средства по уходу за центральным катетером представляют собой перевязочные материалы, которыми дети-инвалиды до 18 лет обеспечиваются бесплатно.

На основании ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно обратил решение суда к немедленному исполнению, поскольку в силу состояния здоровья ребенка-инвалида замедление исполнения судебного акта  может привести к значительному ущербу для взыскателя.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи