Судебный акт
О взыскании обязательных платежей и санкций
Документ от 28.07.2020, опубликован на сайте 07.08.2020 под номером 89139, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Земцова О.Б.                                                           Дело № 33а-2435/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                               28 июля  2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Шатуновой Надежды Леонидовны на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 30 апреля 2020 года, по делу № 2а-197/2020, по которому постановлено:

 

административный иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области  к Шатуновой Надежде Леонидовне о взыскании обязательных платежей и санкций  удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Шатуновой Надежды Леонидовны, *** года рождения, место рождения: ***, зарегистрированной по адресу: ***, в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области задолженность:

-  по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в сумме           1912 рублей 22 копейки, пени в сумме 9 рублей 88 копеек;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в сумме 8153 рубля 89 копеек, пени в сумме 42 рубля 13 копеек.

Взыскать с Шатуновой Надежды Леонидовны в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере             404 рубля 72 копейки.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Шатуновой Н.Л. и ее представителя – адвоката Гораш Е.В.,  поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области –                Конахиной Е.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы  по России № 2 по Ульяновской области (далее по тексту – МИФНС России № 2 по Ульяновской области) обратилась в суд с административным иском  к  Шатуновой Н.Л.  о взыскании  обязательных платежей и санкций.

Требования мотивированы тем, что Шатунова Н.Л. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с 22.05.2008 по 10 апреля 2019 г., в связи с чем ей начислены страховые взносы за расчетный период с 01 января 2019 г. по 10 апреля 2019 г.: на обязательное медицинское страхование – 1912 рублей 22 копейки; на обязательное пенсионное страхование – 8153 рубля 89 копеек. В установленные сроки страховые взносы административным ответчиком не были оплачены, за что ей были начислены пени за каждый календарный день просрочки. Налоговым органом в адрес Шатуновой Н.Л. было направлено требование № 22537 от 16 мая 2019 г. со сроком уплаты – 25 июня 2019 г., но оно не было исполнено.

16 октября 2019 г. мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска отменен судебный приказ в связи с представлением должником возражений.

Административный истец просил взыскать с Шатуновой Н.Л. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., в сумме 1912 рублей 22 копейки, пени в размере 9 рублей 88 копеек, страховые взносы  на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет  ПФ РФ на выплату страховой пенсии  за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 г., в сумме 8 153 рубля 89 копеек, пени в сумме 42 рубля 13 копеек.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Шатунова Н.Л. не соглашается с вынесенным решением, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что при рассмотрении дела и принятии решения суд допустил нарушение норм материального и процессуального права. Суд не принял во внимание, что она (Шатунова Н.Л.) в сентябре 2008 года подала в налоговой орган заявление о прекращении предпринимательской деятельности, однако данное заявление административным истцом было утеряно. В 2016 году ей стало известно, что в МИФНС России № 2 по Ульяновской области отсутствуют сведения о прекращении её деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку без повторного заявления снимать её с учета, как индивидуального предпринимателя налоговый орган отказывался, то она была вынуждена написать повторное заявление. При этом до 2019 года налоговый орган не выставлял требования об уплате обязательных платежей. Считает факт того, что требования об уплате налогов и взносов в пенсионный фонд ей не выставлялись, ею никакие декларации не сдавались, свидетельствует об осведомленности административного истца о прекращении ею предпринимательской деятельности.

Обращает внимание, что, поскольку с сентября 2008 года не является индивидуальным предпринимателем, то у нее отсутствует обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в периоды с 05.02.2015  по 31.08.2016, с 21.09.2018 года она была официально трудоустроена. 

Указывает, что судом не дана правовая оценка заявленному сроку исковой давности. Полагает, что как на момент обращения в суд с административным иском, так и на момент рассмотрения настоящего дела, сроки для взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке истекли.

В возражениях на апелляционную жалобу России № 2 по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители заинтересованных лиц Государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное). ГУ «Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.

В силу положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст.430 НК РФ страховые взносы в фиксированном размере уплачиваются индивидуальными предпринимателями в обязательном порядке. В случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, то необходимо уплачивать дополнительно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 1 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Размер и порядок исчисления страховых взносов в фиксированном размере с 01 января 2017 г. определен в п. 1 ст.430 НК РФ: за расчетный период 2019 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование – 6 884 рубля. Дополнительно исчисленные страховые взносы в размере 1% от суммы полученного дохода исчисляются Инспекцией по факту представления декларации за налоговый период 2019 года.

Согласно п.5 ст.430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

С 01.01.2017 в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Удовлетворяя административный иск МИФНС России № 2 по Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что иск заявлен уполномоченным на то органом, в установленные законом сроки, с соблюдением установленного порядка, при наличии оснований для взыскания суммы задолженности.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шатунова Н.Л. являлась индивидуальным предпринимателем и, соответственно, плательщиком страховых взносов. 10.04.2019 она снялась с учета в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в порядке п.5 ст.430 НК РФ ей были начислены страховые взносы за расчетный период с 01.01.2019 по 10.04.2019 - на обязательное медицинское страхование – 1912 руб. 22 коп.; на обязательное пенсионное страхование – 8153 руб. 89 коп.

За неуплату взносов Шатуновой Н.Л. в соответствии со ст.75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки.

Поскольку в установленные законодательством сроки суммы страховых взносов и пени не были внесены в бюджет, в адрес налогоплательщика было выставлено и направлено требование № 22537 от 16.05.2019 со сроком уплаты 25.06.2019.

Согласно п.6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование № 22537 от 16.05.2019 направлено административному ответчику заказным письмом 23.05.2019.

В связи с тем, что данное требование не было исполнено административным ответчиком, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением от 16.10.2019 мировым судьей судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска судебный приказ от 27.08.2019 отменен.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска налогового органа.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, суд не дал оценки соблюдению установленных сроков для обращения в суд, является несостоятельным, поскольку данные обстоятельства исследовались судом и выводы о том, что указанный срок истцом не пропущен, изложены в оспариваемом решении.

Судебный приказ от 27.08.2019 был отменен 16.10.2019, то есть установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срок был соблюден - иск подан в районный суд 13.12.2019.

Вопреки доводам апелляционной жалобы с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя Шатунова Н.Л. обратилась 03.04.2019, а не в сентябре 2008 года.

Утверждение заявителя об обратном какими-либо объективными данными не подтверждается.

Согласно п.9 ст.22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Аналогичное положение содержалось и в редакции данного закона от 01.12.2007, действовавшей на дату подачи (по утверждению                    Шатуновой Н.Л.) заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

В силу ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 01.12.2007) документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с описью вложения.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения, если документы предоставляются непосредственно в регистрирующий орган. В ином случае, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Из пояснений Шатуновой Н.Л. следует, что расписки, свидетельствующей о подачи ею в 2008 году заявления о прекращении предпринимательской деятельности, у нее не имеется. Действия налогового органа по утрате документов Шатуновой Н.Л. не оспаривались в административном либо судебном порядке. Напротив, своими действиями по обращению 03.04.2019 с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, она подтвердила, что данное решение было принято ею лишь в 2019 году.

Доводы Шатуновой Н.Л. о том, что предпринимательскую деятельность она не вела, отчетность не предоставляла, что указывает на отсутствие у нее обязанности по уплате страховых взносов, судебной коллегией отклоняются как не основанные на законе, поскольку обязанность по уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов не поставлена в зависимость от фактического осуществления деятельности, наличия либо отсутствия у индивидуального предпринимателя источника дохода, выставления налоговым органом соответствующего требования.

Сам по себе факт не направления до 2019 года налоговым органом требований по уплате страховых взносов не свидетельствует о прекращении Шатуновой Н.Л. предпринимательской деятельности ранее 10.04.2019 (даты внесения записи в ЕГРП).

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от                 5 марта 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 30 апреля 2020 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шатуновой Надежды Леонидовны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: