Судебный акт
Оспаривание генерального плана и правил землепользования и застройки
Документ от 22.07.2020, опубликован на сайте 05.08.2020 под номером 89104, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-202/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

22 июля 2020 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

с участием прокурора  Данилова Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск общества с ограниченной ответственностью «Сетевая компания «Базис» о признании незаконными решений Городской Думы Города Димитровграда Ульяновской области от 25 февраля 2015 года № 22/268 «О внесении изменений в Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области»   и от 7 мая 2015 года № 25/347 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда»,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Сетевая компания «Базис» обратилось в Ульяновский областной суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации г.Димитровграда Ульяновской области, Комитету по управлению городским имуществом города Димитровграда Ульяновской области о признании недействующими в части Генерального плана муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, утвержденного решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 25 февраля 2015 года № 22/268, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, утвержденных решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 7 мая 2015 года № 25/347.

Требования мотивировало тем, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***,  площадью  26 600 кв., расположенного по адресу: ***, на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды № 7280 земельного участка от 20 мая 2013 года, заключенному между ООО «Базис» и предыдущим арендатором ООО «СИГМА» 1 августа 2018 года.

Изначально спорный земельный участок был передан ООО «СИГМА» в аренду Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда на основании договора №7280 от 20 мая 2013 для строительства объекта торговли с объектами досугово-развлекательного назначения (торгово-развлекательный центр) сроком до 1 апреля 2023 года.

В связи с внесенными решением Городской Думы г.Димитровграда  Ульяновской области № 22/268 от 25 февраля 2015 года  изменениями в Генеральный план МО «город Димитровград» Ульяновской области была изменена функциональная зона, в которой ранее располагался спорный земельный участок: с зоны общественно-деловой застройки на зону специального назначения.

На основании внесенных в Генеральный план г.Димитровграда Ульяновской области изменений решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области от 7 мая 2015 года были внесены соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда. Территориальная зона, в которой ранее располагался спорный земельный участок, - многофункциональная общественно-деловая зона - была изменена на зону специального назначения, связанную с озеленение санитарно-защитной зоны.

Указанные изменения в Генеральный план г.Димитровграда и в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда сделали невозможным использование спорного земельного участка для строительства объекта торговли с объектами досугово-развлекательного назначения.

Об указанных изменения в Генеральный план г.Димитровграда и Правила землепользования г.Димитровграда истцу стало известно после получения в 2019 году  градостроительного плана земельного участка с целях начала процедуры получения разрешения на строительство.

Истец полагает необоснованным изменение функциональной и территориальной зон, в которых ранее располагался спорный земельный участок, без достаточных оснований к такому изменению. В проекте внесения изменений в Генеральный план и в проекте внесения изменений в Правила землепользования и застройки, разработанных ОАО «РосНИПИУрбанистики», отсутствует обоснование  внесенных  изменений.

Кроме того, в результате внесенных изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда спорный земельный участок стал находиться в двух функциональных зонах: зоне специального назначения и рекреационной зоне, и, соответственно, в двух территориальных зонах: зоне особого назначения, связанной с озеленением санитарно-защитной зоны (СП3) и рекреационной зоне (Р), что противоречит Градостроительному кодексу РФ.

Также в результате внесенных в Генеральный план г.Димитровграда и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда изменений земельный участок стал находиться в санитарно-защитной  зоне. Вместе с тем данная зона не была установлена в предусмотренном законом порядке – постановлением главного санитарного врача РФ или главного санитарного врача субъекта РФ. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно устанавливать санитарно-защитные зоны.

После неоднократных уточнений исковых требований истец просил признать недействующим Генеральный план МО «город Димитровград» Ульяновской области, утвержденный решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области от 25 февраля 2015 года № 22/268, в части установления зоны специального назначения и зоны рекреационного назначения, а также зоны с особыми условиями использования территории – санитарной защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером ***, а также в части соответствующего отображения таких зон на карте функционального зонирования, являющейся  приложением к Генеральному плану г.Димитровграда  Ульяновской области.

Признать недействующими Правила землепользования и застройки МО «город Димитровград» Ульяновской области, утвержденные решением Городской Думы г.Димитровграда от 7 мая 2015 года № 25/347 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Димитровграда», в части установления территориальной зоны специального назначения, связанной с озеленением санитарно-защитной зоны (СП3) и зоны рекреационного назначения, а также зоны с особыми условиями использования территории – санитарно-защитной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером ***, а также в части соответствующего отображения таких зон на карте градостроительного зонирования,  являющейся приложением к проекту Правил землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Городской Дума г.Димитровграда Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда».

В судебном заседании представитель ООО «Сетевая компания «Базис» подержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Комитета по управлению имуществом города Димитровграда в судебное заседание не явился. В письменных возражениях указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку изменение территориальных зон, внесение изменение в градостроительный план относится к компетенции МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда».  Изменение в Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда  внесены решениями Городской Думы г.Димитровграда.

Представитель Городской Думы г.Димитровграда  административные исковые требования истца не признала. Указала на то, что оспариваемые истцом решения Городской Думы г.Димитровграда приняты в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением формы, процедуры их принятия и порядка опубликования. Изменения в Генеральный план города и в Правила землепользования и застройки, утвержденные оспариваемыми истцом решениями, были разработаны ОАО «Российской научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» г.Санкт-Петербург. Изменения имели комплексный характер и были разработаны с целью актуализации генерального плана города и Правил землепользования и застройки. Изменения касались не только функционального зонирования, территориального зонирования, а также учитывались изменения федерального и областного законодательства, изменения, произошедшие в застройке города, освоение новых жилых микрорайоном, включение в границы города новых территорий, упорядочивались инженерная и транспортная инфраструктуры города с учетом перспектив развития.

Представители администрации г.Димитровграда, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Димитровграда»  в судебное заседание не явились,  будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Ранее в ходе рассмотрения дела административные исковые требования считали не подлежащими удовлетворению.

Представитель ООО «СИГМА» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени  рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, а также муниципальные правовые акты по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых истцом решений,  утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, в том числе изменений в такие планы, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения  муниципального, городского округа.

В соответствии с частями 1 статьей 24 и 32 ГрК РФ генеральный план городского округа, а также Правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно статьи 2 Устава МО «Город Димитровград» Ульяновской области, принятого решением Городской Думы г.Димитровграда от 29 мая 2013 года №89/1074, муниципальное образование «город Димитровград» представляет собой городской округ.

В соответствии со статьей 25 Устава  МО «город Димитровград»  Ульяновской области Городская Дума является представительным органом местного самоуправления. К её компетенции относится утверждение генерального плана города и правил землепользования и застройки  МО «город Димитровград».

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселений, внесение изменений в него урегулированы статьей 24 ГрК РФ, а правил землепользования и застройки - статьями 31 и 32 ГрК РФ.

Согласно статье 24 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых истцом решений, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Согласно пунктам 11-13 указанной статьи в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых истцом решений, проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В соответствии со статьей 28 ГрК РФ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых истцом решений, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Согласно статье 32 ГрК РФ в редакции на момент принятия оспариваемых истцом решений Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В ходе рассмотрения дела установлено, что 14 ноября 2013 года исполняющим обязанности Главы администрации г.Димитровграда было принято постановление № 3589 «О подготовке проекта о внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда  Ульяновской области». Создана Комиссия по подготовке проекта внесения  изменений в Генеральный план города. Утвержден порядок действия Комиссии.

12 ноября 2013 года исполняющим обязанности главы Администрации г.Димитровграда было принято постановление № 3571 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда».  Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки г.Димитровграда предписано организовать работу по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда, утвержден план мероприятий по подготовке проекта о внесении изменений, указано на возможность заинтересованных лиц представлять свои предложения по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки с указанием срока и места их предоставления.  

Вышеуказанные постановления опубликованы в печатном издании «Димитровград» от 20 ноября 2013 года № 90 (1075), а также размещены на официальном сайте администрации г.Димитровграда  http://dimitrovgrad.ru 14 и 15 ноября 2013 года.

5 декабря 2014 года в печатном издании «Димитровград»  № 91 (1177) было опубликовано сообщение о месте ознакомления с материалами проекта внесения изменений в Генеральный план г.Димитровграда.

26 декабря 2014 года Главой г.Димитровграда было издано постановление № 305 «О назначении публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа МО «Город Димитровград» Ульяновской области». Публичные слушания назначены на 14 января 2015 года.

Данное постановление опубликовано в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» от 26 декабря 2014 года № 216 (1743).

Сообщение о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план г.Димитровграда было опубликовано также в печатном издании «Димитровград» 26 декабря 2014 года № 97 (1183).

14 января 2015 года прошли публичные слушания  по проекту внесения изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области, что подтверждается соответствующим протоколом.

По результатам публичных слушаний Комиссией по землепользованию и застройке, ответственной за организацию и проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план городского округа МО «Город Димитровград» Ульяновской области было принято заключение рекомендовать главе администрации г.Димитровграда согласиться с проектом внесения изменений в Генеральный план городского округа МО «Город Димитровград» Ульяновской области, разработанным ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики» г.Санкт-Петербург с учетом высказанных на публичных слушаниях предложений, направить проект Генерального плана городского округа МО «Город Димитровград» Ульяновской области с приложением протоколов публичных слушаний и настоящего заключения на утверждение в Городскую Думу г.Димитровграда. 

Указанное заключение опубликовано в печатном издании «Димитровград» № 4 (1188) от 21 января 2015 года.

25 февраля 2015 года Городской Думой г.Димитровграда принято решение № 22/268 «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области». Согласно указанному решению Приложение к решению изложено в новой редакции.

Данное решение опубликовано в печатном издании «Димитровград» № 15 (1199) от 27 февраля 2015 года, в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» от   2 марта 2015 года № 27 (1773), а  также размещено на официальном сайте Городской Думы г.Димитровграда www.dumadgrad.ru 2 марта 2015 года.

6 марта 2015 года главой г.Димитровграда Ульяновской области было принято постановление № 26 «О назначении публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области». Публичные слушания назначены на 30 марта 2015 года. Создана Комиссия по землепользованию и застройке, ответственная за подготовку и проведения публичных слушаний, утвержден состав Комиссии, определено место нахождения Комиссии и срок предоставления предложений в Комиссию.

Данное постановление опубликовано в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» от 6 марта 2015 года № 31/1,  а также размещено на официальном сайте администрации г.Димитровграда http://dimitrovgrad.ru.

Сообщение о проведении публичных слушаний также было опубликовано в печатном издании «Димитровград» от 6 марта 2015 года № 17 (1201), от 25 марта 2015 года № 22 (1206).

30 марта 2015 года прошли публичные слушания  по проекту решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области», что подтверждается соответствующим протоколом.  

1 апреля 2015 года Комиссия по землепользованию и застройке, ответственная за организацию и проведение публичных слушаний, приняла заключение о внесении изменений и дополнений в проект решения Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области» с учетом настоящих публичных слуша       ний. Направить Главе администрации г.Димитровграда проект решения Городской Думы г.Димитровграда «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области с приложением протокола публичных слушаний и настоящего заключения.

7 мая 2015 года Городской Думой г.Димитровграда было принято решение № 25/347 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области».

Данное решение опубликовано в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» от 8 мая 2015 года № 62 (1808), а также в печатном издании «Димитровград» 13 мая 2015 года № 35 (1219).

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом решения приняты уполномоченным  органом в установленной законом форме, с соблюдением предусмотренной законом процедуры принятия решений и порядка их опубликования.

По существу заявленных истцом  требований суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Сетевая компания «Базис» является арендатором земельного участка площадью 26 600 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании  договора о передаче прав и  обязанностей по договору № 7280 аренды земельного участка от 20 мая 2013 года, заключенного 1 августа 2018 года между ООО «СИГМА» и ООО «Сетевая компания Базис».

Изначально указанный земельный участок был предоставлен ООО «СИГМА» Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда на срок до 1 апреля 2023 года для строительства объекта торговли с объектом досугово-развлекательного назначения (торгово-развлекательного комплекса).

Земельный участок до внесения изменений в Генеральный план г.Димитровграда находился в функциональной зоне общественно-деловой застройки.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Димитровграда до внесения в них изменений земельный участок находился в территориальной зоне О-1 – зона  многофункциональной общественно-деловой застройки, которая в качестве основных видов разрешенного использования предусматривала, в том числе размещение объектов торговли, общественного питания, объектов  досугово-развлекательного назначения.

После внесения изменений в Генеральный план г.Димитровграда и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда земельный участок стал располагаться в основной своей части в функциональной зоне специального назначения и частично в зоне рекреационного назначения.

Согласно карте градостроительного зонирования земельный участок располагается в территориальной зоне  СП3 – зона специального назначения, связанная с озеленением санитарно-защитной зоны и в рекреационной зоне.

При этом суд отмечает, что в представленном в суд фрагменте карты градостроительного зонирования конфигурация земельного участка указана неверно. Согласно градостроительному плану земельного участка участок имеет ровную прямоугольную форму. Вместе с тем на фрагменте карты градостроительного зонирования конфигурация земельного участка отображена таким образом, чтобы он не выходит за границы зоны СП3, что не соответствует действительности.

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Таким образом,  при принятии оспариваемых нормативных правовых актов и определении границ территориальных и функциональных зон не были учтены местоположение и границы земельного участка с кадастровым номером  ***, сведения о котором на момент утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки имелись в государственном кадастре недвижимости.

Нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима.

Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Установлением в отношении находящегося в аренде у административного истца земельного участка двух функциональных зон нарушается принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.

Следовательно, отнесение в соответствии с Генеральным планом земельного участка к двум функциональным зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).

Положениями части 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в том числе предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).

Из выкопировки из Генерального плана г.Димитровграда (л.д. 214 т.2), фрагмента ПЗЗ (л.д. 242 т.2, л.д. 25 т.3)  после внесения в них  изменений следует, что находящийся в аренде у административного истца земельный участок находится в санитарно-защитной зоне.

В ходе рассмотрения дела представители МКУ «Управление архитектуры г.Димитровграда» пояснили, что указанная санитарно-защитная зона установлена расчетным путем для группы промышленных предприятий, расположенных через дорогу (Мулловское шоссе) от  спорного земельного участка. Указанные промышленные предприятия расположены в зоне производственного использования.

Вместе с тем ответчиком не представлено доказательств установления указанной санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном законом порядке, противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы. Отсутствие акта об утверждении границ санитарно—защитной зоны исключает возможность их отображения в генеральном плане и правилах землепользования и застройки.

Определение границ санитарно-защитных зон не входит в компетенцию органов местного самоуправления. 

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании недействующими: Генерального плана г.Димитровграда в редакции, утвержденной решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 22/268 от 25 февраля 2015 «О внесении изменений в генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером *** двух функциональных зон: зоны специального назначения и зоны рекреационного назначения, а также в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером ***; а также Правила землепользования и застройки г.Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной Решением Городской Думы г.Димитровграда Ульяновской области № 25/347 от 7 мая 2015 года в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером  *** двух территориальных зон: зоны специального назначения, связанной с озеленением санитарно-защитной зоны, (СП3) и зоны рекреационного назначения (Р),  а также в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером ***.

При этом суд полагает необходимым признать недействующими в указанной выше части Генеральный план г.Димитровграда и Правила землепользования и застройки г.Димитровграда с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сетевая компания базис» об оспаривании в части решения Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 25 февраля 2015 года № 22/268 «О внесении изменений в генеральный план города Димитровграда» и решения Городской Думы города Димитровграда  Ульяновской области от 7 мая 2015 года № 25/347 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки города Димитровграда  Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план города Димитровграда в редакции, утвержденной решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 22/268 от 25 февраля 2015 «О внесении изменений в генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером *** двух функциональных зон: зоны специального назначения и зоны рекреационного назначения, а также в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером *** (карта функциональных зон городского округа).

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки город Димитровграда Ульяновской области в редакции, утвержденной Решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области № 25/347 от 7 мая 2015 года в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером  *** двух территориальных зон: зоны специального назначения, связанной с озеленением санитарно-защитной зоны, (СП3) и зоны рекреационного назначения (Р),  а также в части распространения санитарно-защитной зоны предприятий на территорию земельного участка с кадастровым номером *** (карта территориального зонирования).

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                       Трифонова Т.П.