Судебный акт
Оспаривание перечней
Документ от 22.07.2020, опубликован на сайте 07.08.2020 под номером 89026, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-227/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

22 июля 2020 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «УльяновскФармация» о признании недействующими пунктов 7382, 2664, 522, 5806, 5940 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пунктом 4244, 1403, 277, 3204, 3293 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пунктов 3619, 1235, 263, 2730, 2810 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года,

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.

АО «УльяновскФармация» обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункты 7382, 2664, 522, 5806, 5940 перечня, утвержденного приказом № 157-ПОД,  пункты 4244, 1403, 277, 3204, 3293 перечня, утвержденного Приказом № 167-ПОД, пункты 3619, 1235, 263, 2730, 2810 перечня, утвержденного Приказом № 192-пр, в части включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018,  2019 и 2020  годы, принадлежащих ему объектов недвижимости:

- нежилого здания по адресу: ***, с кадастровым номером ***; 

- нежилого здания по адресу: ***, с кадастровым номером ***;

- нежилого здания  по адресу: ***, с кадастровым номером ***;

- нежилого здания по адресу: ***, с кадастровым номером ***;

- нежилого здания по адресу: *** с кадастровым номером ***.

Требования мотивировало тем, что указанные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нежилые здания по ***, с кадастровым номером ***,  по адресу: ***, с кадастровым номером ***; по адресу: ***, с кадастровым номером ***; по адресу: ***, с кадастровым номером ***- расположены на земельных участках с видом разрешенного использования – под зданием аптеки. Такой вид разрешенного использования не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых центров.

Кроме того, торговая площадь в указанных зданиях составляет менее 20%.

Здание аптеки по адресу: ***, с кадастровым номером ***, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – для размещения административных зданий.  Такой вид разрешенного использования безусловно не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых центров.

Общая площадь здания составляет 831,27 кв.м. Помещения в здании классифицируются следующим образом: производственные – 323,94 кв.м, складские- 164,15 кв.м, учрежденческие - 78,47 кв.м, служебная – 264,71 кв.м. Таким образом, помещений, используемых для цели размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания в здании нет. Фактически здание не используется длительное время.

Включение принадлежащих обществу зданий в перечни нарушает права и законные интересы общества, поскольку приводит к возложению на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 2 июля 2020 года АО «УльяновскФармация» признано несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на 6 месяцев. Конкурсным управляющим утвержден Кривцов П.И.

В судебном заседании представитель административного истца       - Ермаков А.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий Агентства. Опубликованы в газете «Ульяновская правда» и на официальном сайте Агентства госимущества.  Основанием для включения объекта недвижимости в перечни послужила информация о наименовании и назначении объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 12 апреля 2019 года № 26 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов губернатора Ульяновской области» Агентство госимущества с 1 июля 2019 года упразднено с передачей функций иным исполнительным органам государственной власти Ульяновской области. На настоящий момент Агентство госимущества находится в стадии ликвидации. С 1 января 2019 года вопросы формирования и утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 1 января каждого года, определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 378.2 НК РФ, относятся к компетенции Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Головлева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что приказы изданы в рамках компетенции Агентства и Министерства, оспариваемые нормативные акты не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Основанием для включения в перечень принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о назначении зданий – нежилые здания, а также сведений о наименовании зданий – здания аптеки.

В феврале 2019 года истец обращался в Министерство с заявлением об определении вида фактического использования зданий.  Комиссия установила, что здания с кадастровыми номерами ***, ***, ***, *** расположены на земельных участках с видом разрешенного использования – под зданием аптеки. В связи с  этим Комиссия посчитала, что данные здания являются торговыми центрами.

Здание с кадастровым номером *** расположено на земельном участке с видом разрешенного использования – под административным зданием. В связи с этим Комиссия пришла к выводу о том, что здание является административно-деловым центром.  Таким образом, объекты недвижимости соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, в связи с чем истцу было отказано в исключении объектов недвижимости из перечней.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев инвентарные дела на объекты недвижимости, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от          27 ноября 2017 года, № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от          30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от          29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019г.)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 192-пр от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год.

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 от 30 ноября 2019г. и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Пунктами  7382, 2664, 522, 5806, 5940 Перечня, утвержденного приказом № 157-ПОД, пунктами 4244, 1403, 277, 3204, 3293 Перечня, утвержденного приказом № 167-ПОД, пунктами 3619, 1235, 263, 2730, 2810 Перечня, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр, в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы, включены принадлежащие  истцу здания:

- с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт  7382 приказа № 157-ПОД, пункт 4244 приказа № 167-ПОД, пункт 3619 приказа № 192-пр);

-с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 2664 приказа № 157-ПОД, пункт 1403 приказа № 167-ПОД, пункт 235 приказа № 192-пр);

- с кадастровым номером ***, расположенное  по адресу: *** (пункт 522 приказа № 157-ПОД, пункт 277 приказа № 167-ПОД, пункт 263 прикза № 192-пр);

- с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: *** (пункт 5806 приказа № 157-ПОД, пункт 3204 приказа № 167-ПОД, пункт  2730 приказа № 192-пр);

- с кадастровым номером ***, расположенное по адресу*** (пункт 5940 приказа № 157-ПОД, пункт 3293 приказа № 167-ПОД, пункт 2810 приказа № 192-пр).

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Вместе с тем суд не может согласиться с правомерностью включения вышеперечисленных объектов недвижимости в перечни, поскольку они не соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 374 НК РФ недвижимое имущество, находящееся в собственности организации, является объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 375 налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пунктам  3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного,  коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что АО «УльяновскФармация» является собственником зданий:

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***; 

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***;

- с кадастровым номером ***, расположенного  по адресу: ***;

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

С учетом позиции ответчика данные здания были включены в перечни исходя из их назначения – «нежилые здания», наименования – «здания аптеки», и вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания – четыре здания  расположены на земельных участках с видом разрешенного использования – «под зданием аптеки» и одно здание – на земельном участке с видом разрешенного использования – «под административным зданием».

Суд не может согласиться с правомерностью включения зданий в перечни недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость.

Назначение зданий – «нежилое» однозначно не свидетельствует о том, что здание предназначено для использования в целях делового, административного,  коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Наименование здания «аптека» также не позволяет безусловно отнести его к объектам торговли без исследования назначения помещений в указанном здании.

В соответствии с положениями пункта 35 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» аптечные  организации осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27 июля 2010 года № 553н утверждены виды  аптечных организаций. К ним относятся аптека (готовых лекарственных форм, производственная, производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов), аптечный пункт; аптечный киоск.

Таким образом, в аптечных организациях осуществляется не только розничная торговля лекарственными средствами. В связи с этим  для того, чтобы признать, что здание аптеки предназначено для использования в целях размещения торгового объекта, необходимо установить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что  здание с кадастровым номером ***, площадью 544,4 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования  - «под зданием аптеки». 

Вид разрешенного использования земельного участка – «под зданием аптеки» не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков». 

До указанного Приказа виды разрешенного земельных участков были поименованы в Приказе Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Вместе с тем данный приказ также не содержит такого вида разрешенного использования земельного участка как «под зданием аптеки».

Данный вид разрешенного использования земельного участка, учитывая, что в здании аптеки может осуществляться не только торговая деятельность, но и деятельность по производству лекарств, также безусловно не предполагает размещение на нем торгового объекта.

Из документов технического учета следует, что помещения в здании классифицируются следующим образом: складские - 104,46 кв.м, учрежденческие – 49,22 кв.м, аптека – 81,25 кв.м, служебные – 309,42 кв.м.

Согласно экспликации к плану строения торговый зал занимает площадь 45,14 кв.м, что составляет 8,29% от общей площади здания. Остальные помещения в здании имеют назначение: «складочная», «препаратная», «кварц.комната», «подсобная», «автоклавная», «материальная», «кабинет».

Таким образом, с учетом назначения помещений в данном здании его также нельзя отнести к торговому центру.

Обследование здания с целью установления вида его фактического использования на момент утверждения перечней ответчиками не производились. 

Вместе  с тем из материалов дела следует, что на основании договора аренды № 1080 от 20 ноября 2017 года здание передано государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 4» для осуществления медицинской деятельности.

Таким образом, здание не соответствует критериям, перечисленным в статье 378.2 НК РФ.

Здание с кадастровым номером ******, площадью 258,62 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание аптеки № 39, расположено по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером ***,  вид разрешенного использования – для размещения здания аптеки.

Данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение на нем торговых объектов.

Из документов технического учета следует, что помещения в указанном здании классифицируются следующим образом: аптека- 91,71 кв.м, складская – 47,94 кв.м, гаражи – 27,06 кв.м, служебная – 68,24 кв.м.

Согласно экспликации к плану строения для размещения объекта торговли предназначено помещение площадь 35,52 кв.м, - торговый зал, что составляет 13,73% от общей площади здания.

Другие помещения в здании имеют следующее назначение: «материальная», «бункер», «асептическая», «асептический блок», «моечная», «оптическая», «гардероб», «кабинет», «бытовая», «материальная», «архив», «туалет», «гараж».

Таким образом, по назначению входящих в состав здания помещений его также нельзя отнести к объекту торговли.

Обследование здания с целью установления вида его фактического использования на момент утверждения перечней ответчиками не производились. 

Здание с кадастровым номером ***, площадью 382,9 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – здание аптеки № 40, расположено  по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – под зданием аптеки.

Данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение на нем торговых объектов.

Наименование здания «аптека» без установления назначения входящих в его состав помещений также не является основанием для признания указанного здания объектом торговли.

Из документов технического учета следует, что помещения в указанном здании классифицируются следующим образом: аптека- 174,47 кв.м, складская -100,39 кв.м, учрежденческая – 32,10 кв.м, служебная – 75,89 кв.м.

Согласно экспликации к плану строения для размещения объекта торговли предназначено помещение площадью 44,77 кв.м – торговый зал, что составляет 11,69%.

Остальные помещения имеют следующее назначение: «кабинет оптики», «кабинет», «ассистентская», «стерилизационная», «дистиляторная», «коридор», «материальная», «моечная», «туалет», «умывальник», «комната персонала», «бухгалтерия», «экспедиция», «гардероб». Указанные помещения не предназначены для размещения объектов торговли, в связи с чем признать данное здание торговым центром нельзя.

Обследование здания с целью установления вида его фактического использования на момент утверждения перечней ответчиками не производились. 

Здание с кадастровым номером ***, площадью 226,7 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание аптеки с принадлежностями, расположено по адресу: ******, на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – под зданием аптеки.

Данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение на нем торговых объектов.

Наименование здания «аптека» без установления назначения входящих в его состав помещений также не является основанием для признания указанного здания объектом торговли.

Из документов технического учета следует, что помещения в указанном здании классифицируются следующим образом: торговая-37,86 кв.м, складская – 41,83 кв.м, учрежденческая – 19,95 кв.м, служебная – 127,07 кв.м.

Из экспликации к плану строения следует, что для размещения объекта торговли предназначено помещение площадью 37,86 кв.м – торговый зал, что составляет 16,7% от общей площади здания.

Остальные помещения имеют следующее назначение: «кабинет», «коридор», «склад», «подсобная». Указанные помещения не предназначены для размещения объектов торговли, в связи с чем признать данное здание торговым центром нельзя.

Обследование здания с целью установления вида его фактического использования на момент утверждения перечней ответчиками не производились. 

Здание с кадастровым номером ***, площадью 831,3 кв.м, назначение  нежилое, наименование – здание, расположенное по адресу: ***, на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования – «под административным зданием».

С учетом вида разрешенного использования земельного участка Комиссия признала его административно-деловым центром.

Вместе с тем вид земельного участка – под административным зданием – безусловно не предполагает размещение на нем офисного здания делового, административного и коммерческого назначения.

Назначение здания – нежилое – также безусловно не предполагает размещение в нем офисного здания делового, административного и коммерческого назначения.

Обследование здания с целью установления вида его фактического использования на момент утверждения перечней ответчиками не производились. 

Из документов технического учета следует, что помещения в данном здании классифицируются следующим образом: производственная – 323,94 кв.м, складская – 164,15 кв.м, учрежденческая -78,47 кв.м (куда включена площадь кабинетов), служебная – 264,71 кв.м,

Согласно экспликации к плану строения назначение помещений следующее: «теплоузел», «коридор», «производственный цех», «склад», «тамбур», «умывальная», «подсобное», «кабинет», «склад». Таким образом, помещений, предназначенных для размещения офисного здания делового, административного и коммерческого назначения в здании не имеется. Понятие «кабинет» не тождественно понятию «офис». Других помещений, предусматривающих размещение сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), которые позволяли бы отнести данное здание к административно-деловому центру, в здании не имеется.

Таким образом, данное здание не соответствует критериям, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, оснований для включения указанных зданий в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 год не имелось.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление акционерного общества «Ульяновск-Фармация» о признании не действующими в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 7382, 2664, 522, 5806, 5940 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года, пункты 4244, 1403, 277, 3204, 3293 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункты 3619, 1235, 263, 2730, 2810 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.