Судебный акт
О возмещении расходов на проведение повторных выборов
Документ от 14.07.2020, опубликован на сайте 27.07.2020 под номером 88966, 2-я гражданская, о возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Возмещение расходов, связанных с повторными выборами

Документ от 02.02.2021, опубликован на сайте 05.02.2021 под номером 92136, 2-я гражданская, о возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов , решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Чернова Н.В.                                                                     Дело № 33-2348/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      14 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Иванова Андрея Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 16 марта 2020 года по делу №2-443/2020, по которому постановлено:

исковые требования территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район» удовлетворить.

Взыскать с Иванова Андрея Владимировича в пользу территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район» расходы, связанные с проведением повторных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу в размере 84 564 руб. 67 коп.

Взыскать с Иванова Андрея Владимировича в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 2736 руб. 94 коп.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Цильнинский район», Избирательной комиссии Ульяновской области Гусева И.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя Ульяновского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»   Давиденко О.В., согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила :

 

территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Цильнинский район» (далее – ТИК МО « Цильнинский район») обратилась в суд с исковым заявлением к Иванову А.В. о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов депутатов, указав, что 20.07.2018 в ТИК МО «Цильнинский район» поступило заявление Иванова А.В. о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Постановлениями ТИК МО «Цильнинский район» от 24.07.2018 ответчик зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу.

В заявлении о согласии баллотироваться ответчиком указано на наличие у него статуса депутата Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области.

Данный статус утрачен ответчиком лишь 04.10.2018 на основании решения Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» от 04 10.2018 №83 «О прекращении полномочий депутата Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области».

По результатам выборов Иванов А.В. избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу.

10.09.2018 ТИК МО «Цильнинский район» Иванову А.В. было направлено извещение об избрании депутатом представительного органа муниципального образования с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.

13.09.2018 в ТИК МО «Цильнинский район» поступило заявление ответчика об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу, в котором не содержится сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Документы об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей, к заявлению не приложены.

В связи с неисполнением Ивановым А.В. требований действующего законодательства решение о признании его избранным депутатом муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу было отменено.

19.06.2019 ТИК МО «Цильнинский район» принято решение о назначении повторных и дополнительных выборов депутатов представительных органов муниципальных образований на территории муниципального образования «Цильнинский район» на 08.09.2019.

Причиной проведения данных выборов и возникновения бюджетных расходов муниципального образования явилось заявление ответчика об отказе от получения депутатского мандата и непредставление им в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Цильнинский район» документа об освобождении его от обязанностей депутата Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области пятого созыва, несовместимых со статусом депутата Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва.

Расходы, связанные с проведением указанных выборов, составили 253 694 руб.

При проведении выборов распределению подлежали 3 депутатских мандата: 1 мандат – при проведении дополнительных выборов, назначение которых обусловлено наличием решения представительного органа муниципального образования о проведении этих выборов; 1 мандат – при проведении повторных выборов, назначение которых обусловлено действиями ответчика и 1 мандат – при проведении повторных выборов, назначение которых обусловлено действиями Фадеева Ю.А.

Истец просил взыскать с Иванова А.В. в пользу ТИК МО «Цильнинский район» расходы, связанные с проведением 08.09.2019 повторных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу, в размере 84 564 раб. 67 коп.

К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Избирательная комиссия Ульяновской области, администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Ульяновское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Иванов А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.

Указывает, что он реализовал своё конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, не нарушив со своей стороны процедуру выдвижения кандидатуры в выборах. Оснований для проведения повторных выборов не имелось.

Поскольку законодательством не предусмотрена финансовая ответственность избранного кандидата в случае отказа последнего от получения депутатского мандата за проведение повторных выборов, то предъявленные к нему исковые требования необоснованны.

Вывод суда о том, что отсутствие запретов на одновременное выдвижение гражданина в выборные органы различных муниципальных образований, а также отказ от получения депутатского мандата не является основанием для его освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов, считает необоснованным.

Полагает, что у него имелось право на досрочное сложение полномочий депутата.

В возражениях на апелляционную жалобу территориальная избирательная комиссия муниципального образования «Цильнинский район» и Избирательная комиссия Ульяновской области просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Иванов А.В. и представитель администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие наявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для удовлетворения требований ТИК МО «Цильнинский район» о взыскании с ответчика расходов в связи с проведением повторных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу, а также о наличии у территориальной избирательной комиссии права на обращение в суд с иском о взыскании расходов, понесенных на подготовку и проведение повторных выборов.

Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным, основанным на надлежащем применении и толковании норм материального и процессуального права.

На основании положений п.«н» ч.1 ст.72, ч.ч. 2, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации, п.«в» ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.10.1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч.3 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 01.08.2007 №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», частью 3 статьи 94 которого предусмотрено, что если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить избирательной комиссии муниципального образования произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.

Аналогичное условие содержится в п.7 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч.3 ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» к указанным вынуждающим обстоятельствам относятся: 1) признание судом лица недееспособным или ограниченно дееспособным; 2) признание судом лица безвестно отсутствующим или объявление умершим; 3) установление в законном порядке стойкой неспособности лица по состоянию здоровья осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования; 4) вступление в отношении лица в законную силу обвинительного приговора суда; 5) установление в законном порядке стойкого расстройства здоровья близких родственников, влекущее необходимость постоянного ухода за ними; 6) смена места жительства лица, влекущая постоянное проживание на территории другого муниципального образования;            7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;             8) прекращение у лица гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования; 9) назначение лица на должность, исполнение обязанностей по которой в соответствии с законодательством несовместимо со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Пунктом 3 ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подп. 27 ч.1 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») подразумевает наличие волеизъявления гражданина на избрание его в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 33 названного Федерального закона установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень сведений, содержащихся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, которое включает обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований.

Как установлено судом, 20.07.2018 года в ТИК МО «Цильнинский район» поступило заявление Иванова А.В. о согласии баллотироваться по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Постановлением ТИК МО «Цильнинский район» от 24.07.2018 Иванов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Мокробугурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробугурнинскому десятимандатному избирательному округу.

В заявлении о согласии баллотироваться Ивановым А.В. указано на наличие у него статуса депутата Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области.

Данный статус прекращен на основании личного заявления ответчика решением Городской Думы муниципального образования «город Новоульяновск» от 04.10.2018 №83 в связи с избранием Иванова А.В. депутатом Законодательного собрания Ульяновской области шестого созыва.

По итогам голосования 09.09.2018, став избранным депутатом Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу, Иванов А.В. 13.09.2018 заявил отказ от замещения мандата депутата данного Совета депутатов в связи с чем результаты выборов по названному избирательному округу были отменены, и назначены повторные выборы на 08.09.2019, которые признаны действительными.

Расходы на проведение повторных и дополнительных выборов (3 мандата) депутатов Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу составили 253 694 руб., на каждый мандат - по 84 564 руб. 67 коп.

При обращении Иванова А.В. в ТИК МО «Цильнинский район» с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу от Ульяновского областного отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации», заявитель взял на себя обязательство в случае избрания его депутатом указанного Совета депутатов в пятидневный срок со дня получения извещения об избрании представить в ТИК МО «Цильнинский район» копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копию документа, удостоверяющего подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

После определения результатов выборов Иванов А.В. был извещен избирательной комиссией ТИК МО «Цильнинский район» об избрании его депутатом Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу, что подтверждено его заявлением об отказе от получения мандата депутата названного Совета депутатов.

Суд пришел к выводу о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов территориальной избирательной комиссии на проведение повторных выборов явились письменный отказ Иванова А.В. от получения депутатского мандата и непредставление в ТИК МО «Цильнинский район» сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, документы об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу заявления об освобождении от таких обязанностей.

Считать, что отказ Иванова А.В. от получения депутатского мандата Совета депутатов МО «Мокробогурнинское сельское поселение» четвертого созыва по Мокробогурнинскому десятимандатному избирательному округу является сложением полномочий депутата данного Совета депутатов у суда оснований не имелось, поскольку в силу ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право на отставку возникает у депутата после регистрации его избирательной комиссией и вручения ему соответствующего удостоверения.

Иванов А.В. являлся избранным кандидатом в депутаты. Депутатом он мог стать только после представления документа об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата. Указанные документы ответчиком не были представлены, поэтому право на освобождение от возмещения расходов на проведение повторных выборов у него не возникло.

Под вынуждающими обстоятельствами в силу п.36 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.

Одновременное избрание кандидата в депутаты нескольких законодательных и представительных органов власти к вынуждающим обстоятельствам для сложения полномочий, несовместимых со статусом депутата, вышеуказанным Федеральным законом не отнесено.

Представленный в ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» перечень обстоятельств, при которых не производится возмещение расходов на проведение повторных выборов, является исчерпывающим и также не предусматривает освобождение от возмещения расходов на проведение повторных выборов в рассматриваемом случае.

Отсутствие законодательного запрета на одновременное выдвижение кандидата в выборные органы разных уровней власти не является основанием для освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов, поскольку гражданин, пожелавший реализовать свое избирательное права, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительного и законодательного органа власти, и обязан выполнить соответствующие требования о возмещении причиненных расходов.

Довод Иванова А.В. в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для проведения повторных выборов является несостоятельным, поскольку законом в спорной ситуации предусмотрено проведение именно повторных выборов.

Довод в жалобе об отсутствии у избирательной комиссии права на обращение в суд от имени муниципального образования с требованиями о взыскании расходов, понесенных в связи с организацией и проведением повторных выборов также несостоятелен, поскольку основан на ошибочном толковании закона.

В силу п.7 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возмещение расходов по проведению повторных выборов производится соответствующей избирательной комиссии, которой произведены расходы, связанные с проведением повторных выборов.

Таким образом, ТИК МО «Цильнинский район» в силу закона наделена правом на обращение в суд с настоящим иском.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение основано на надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 16 марта 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Иванова Андрея Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: