Судебный акт
О взыскании убытков, компенсации морального вреда
Документ от 07.07.2020, опубликован на сайте 27.07.2020 под номером 88958, 2-я гражданская, о взыскании расходов на погрузку, распиловку и колку, укладку дров, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев Н.Н.                                                                    Дело № 33-2548/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     7 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2072/2020 по апелляционной жалобе Ковалева Николая Петровича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Ковалеву Николаю Петровичу к Муниципальному учреждению администрации МО «Прибрежненское сельское поселение», Муниципальному учреждению администрация МО «Старомайнский район» о взыскании в солидарном порядке убытков за погрузку, распиловку, колку и укладку дров в размере 66 500 руб., возложении обязанности поставить 85 куб. метров дров по утвержденным тарифам, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, штрафа - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Ковалева Н.П. – Пысенкова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ковалев Н.П. обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению администрация МО «Прибрежненское сельское поселение», Муниципальному учреждению администрация МО «Старомайнский район» о взыскании расходов на погрузку, распиловку, колку и укладку дров, возложении обязанности по поставке дров и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что будучи инвалидом первой группы и ветераном труда, проживает в доме с печным отоплением. В период с 2016 по 2020 г.г. являлся получателем льгот на твердое топливо. Однако при поставке дров, их распиловка и укладка не производилась. Кроме того дрова поставлялись по завышенной цене, сырыми и в меньшем объеме, чем предусмотрено. Ответчики на его претензию об устранении нарушений закона ответили отказом. Каждый год вынужден был своими силами выполнять работы по погрузке, распиловке и колке дров доплачивая по 4950 руб. за 5 куб.метр. Размер трафика в 2016, 2017, 2018 г.г. составлял -546 руб. за куб.метр, ему дрова проданы за 600 руб. за куб.метр. Общая переплата составляет 162 руб. Также полагает, что с ответчиков подлежит взысканию неустойка в двойном размере от указанных сумм – в размере 33162 руб. Считает, что поскольку его права были нарушены, ему положена компенсация морального вреда.

Просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке расходы за погрузку, распиловку и колку дров в размере 34 650 руб., услуги по укладке дров в размере 16500 руб., переплату за цены свыше тарифов в размере 162 руб., а также обязать поставить ему 60 куб. метров дров по утвержденным тарифам и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., штраф в размере 50 % от удовлетворённых требований, 20 000 руб. за оплату услуг юриста.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих, самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент Министерства семейной демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, ул. Федерации, 60, ИП Князькина Александра Аркадьевна, 433460, Ульяновская область, р.п. Старая Майна, ул. Карла Маркса, 41.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение

В апелляционной жалобе Ковалев Н.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить, считает его незаконным, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что суд неверно истолковал закон и неверно определил юридически значимые обстоятельства. Отмечает, что иск был заявлен в связи с ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, поскольку поставка дров в домах с печным отоплением является коммунальной услугой. Считает, что суд не применил закон подлежащий применению, а именно Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 №2300-I «О защите прав потребителей». По мнению автора жалобы, суд должен был его привлечь в качестве соответчика, поскольку суд не связан с доводами сторон при рассмотрении жалобы аналогичных споров. Не согласен с указанием суда о том, что органы МСУ осуществляют полномочия в сфере организационного характера при оказании услуг населению, при этом суд не указал, в какой мере ответчики принимали решения по спорным услугам. Полагает, что выводы суда о том, что иск должен быть заявлен к органам соцзащиты, а не к данным ответчикам основан на неверном толковании закона, поскольку выбор поставщика услуг осуществляют ответчики. Вместе с тем суд не учел, что коммунальная услуга должна оказываться надлежащим образом в соответствии с ГОСТ3243-88 «Дрова. Технические условия», распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, который применяется судами при рассмотрении подобных споров. По мнению автора жалобы, если ответчики при определении поставщика услуг забыли заложить в стоимость услуги спорные моменты, то должны нести ответственность за это и компенсировать ему убытки, поскольку вина лежит на должностных лицах, которые не заложили стоимость необходимых работ в тариф. Утверждает, что имеет место наличие спора о том, что должны ли включаться или нет в тариф по поставке дров работы по погрузке, разгрузке, укладке, колке, распиловке, погрузке/разгрузке дров, в связи с этим предмет спора должен быть разрешен судом по существу. Таким образом, считает, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи, с чем подлежит отмене.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО Старомайнский район Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Ковалев Н.П., ***.1940 г.р., является ***, имеет звание «Ветеран труда», зарегистрирован и проживает в принадлежащем ему жилом доме с печным отоплением по адресу: ***

С 2014 года Ковалев Н.П. является получателем мер социальной поддержки – денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для доставки топлива, предоставляемой в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» и в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.11.2009 № 378-П «Об утверждении порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ульяновской области».

При этом истец самостоятельно занимается заготовкой дров для отопления жилого помещения, полагает, что ответственность за убытки, понесенные им за погрузку, распиловку, колку, укладку дров, а также недопоставку дров на отопление бани в результате бездействия местных органов самоуправления должна быть возложена на ответчиков, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ст. 28.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

В силу ст. 3 Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Ульяновской области», лицам, имеющим звание «Ветеран труда», при достижении ими возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины) либо в случае назначения им в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой пенсии ранее достижения этого возраста вне зависимости от прекращения осуществления ими трудовой или иной оплачиваемой деятельности предоставляются в том числе меры социальной поддержки в виде права на получение денежной компенсации расходов, связанных с оплатой приобретаемого твердого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и услуг по его доставке, в размере 50 процентов стоимости указанных топлива и услуг, если ветеран труда проживает в жилом помещении с печным отоплением.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.11.2009 № 378-П «Об утверждении порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан Ульяновской области», получателям, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате твердого топлива и приобретшим его за собственные средства, производится выплата денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива в установленных размерах исходя из стоимости твердого топлива, рассчитанной с учетом цены и в пределах норм, установленных для продажи населению, и стоимости транспортных расходов для доставки этого топлива, при обращении получателя в территориальный орган по месту жительства (пребывания). Предоставление получателю денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива осуществляется территориальным органом один раз в год на основании: а) заявления о назначении денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива (далее - заявление) с указанием состава семьи получателя и способа перечисления (доставки) денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива: на счет получателя, открытый в кредитной организации, либо через подразделения Управления Федеральной почтовой связи Ульяновской области - филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по форме в соответствии с приложением № 5 к Порядку; б) документа, удостоверяющего личность получателя и членов его семьи, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (паспорт, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, удостоверяющие личность);в) документов, подтверждающих фактические расходы получателя на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, выданных организациями и (или) индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, оказывающими коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда, осуществляющими поставку твердого топлива. При расчете суммы денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива учитываются расходы на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг для его доставки, понесенные получателем за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением (но не ранее приобретения получателем права на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива), подтвержденные документами, указанными в пункте 3.2 настоящего раздела.

Отказывая в удовлетворении требований Ковалева Н.П., суд первой инстанции указал, что источником предоставления мер социальной поддержки по оплате инвалидам топлива в денежной форме определены средства областного бюджета, государственные полномочия Ульяновской области по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо печное бытовое (дрова), реализуемое населению для нужд отопления, не были переданы органу местного самоуправления.

Полномочия по назначению гражданам социальных выплат и пособий, в том числе указанных мер социальной поддержки, предоставляемых Ковалеву Н.П., осуществляет Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.

Расчет денежной компенсации расходов на приобретение твердого топлива и оплату транспортных услуг, выплаченной Ковалеву Н.П., производился указанным учреждением, исходя из представленных истцом сведений о произведенных затратах и нормативов потребления твердого топлива.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о непредставлении истцом достаточных, достоверных и бесспорных доказательств причинения материального ущерба в результате неправомерных действий (бездействий) ответчиков, которые бы нарушали личные имущественные права Ковалева Н.П. либо посягали на другие принадлежащие ему нематериальные блага.

Вопреки доводам жалобы произведенные истцом расчеты убытков, понесенных им при недопоставке дров для отопления дома, не имеют правового значения при рассмотрении данного спора, поскольку не относятся к механизму предоставления мер социальной поддержки, а возможность правового регулирования определения размера компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, находится вне компетенции ответчиков.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 апреля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ковалева Николая Петровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи