Судебный акт
О досрочном прекращении полномочий депутата
Документ от 07.07.2020, опубликован на сайте 22.07.2020 под номером 88904, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным и обязании принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата МО Совета депутатов МО Анненковское сельское поселение Цильнинского района Ульяновской области Задиханова Рамиля Рафиковича, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Шапарева И.А.                                                        Дело № 33а-2036/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                          7 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Задиханова Рамиля Рафиковича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 23 декабря 2019 года, с учетом определения  того же суда об исправлении описки от 17 февраля 2020 года,  по делу              №2а-2500/2019, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Цильнинского  района Ульяновской   области удовлетворить.

Признать  протокольное  решение  по  вопросу № 2 протокола   заседания   Совета  депутатов  муниципального  образования «Анненковское  сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской   области №13 от 15.10.2019   года  о  вынесении   предупреждения   в  отношении   депутата    Совета  депутатов  МО « Анненковское  сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской   области  Задиханова  Рамиля   Рафиковича,  незаконным.

Обязать Совет  депутатов  Муниципального Образования  «Аннненковское сельское поселение» Цильнинского  района Ульяновской  области принять решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Анненковское  сельское  поселение» Цильнинского района Ульяновской  области   Задиханова Рамиля Рафиковича не позднее чем через 30 дней   со  дня    вступления  в  законную  силу   решения  суда.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., выслушав доводы            Задиханова Р.Р. и его представителя – адвоката Буранова Г.К., поддержавших доводы жалобы, возражения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия,

 

установила:

 

Прокурор   Цильнинского  района    Ульяновской   области, действуя  в  защиту   интересов  Российской   Федерации,  муниципального  образования «Анненковское   сельское  поселение» Цильнинского  района    Ульяновской  области,  в  защиту   прав   и  законных  интересов   неопределенного   круга  лиц,  обратился  в  суд  с  иском  к  Совету  депутатов   Муниципального  образования «Анненковское сельское  поселение»   Цильнинского  района   Ульяновской   области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, выразившемся в не принятии мер по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области Задиханова   Рамиля Рафиковича и   обязании   принятия  решения   о  прекращении   полномочий  депутата.

Требования  прокурора мотивированы тем, что  в  ходе осуществления прокуратурой Цильнинского района надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области  выявлены грубые нарушения, допущенные отдельными депутатами в части достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, ответственность за которые в настоящее время может быть применена исключительно в судебном порядке.

Так, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата Задиханова Рамиля Рафиковича не отражены сведения о доходе в результате совершения сделки по купли-продажи автомобиля «ТОЙОТА КАМРИ» в размере 491 500 рублей.

Тем самым, депутат Задиханов Р.Р. не исполнил требования антикоррупционного законодательства, являющиеся для него обязательными.

В этой связи прокурором района 25.06.2019 в Совет депутатов внесено представление, в котором, в том числе, потребовано проинформировать Губернатора Ульяновской области о выявленных нарушениях закона для организации проверок в соответствии со статьей 4 Закона Ульяновской области от 31.08.2017 № 85-ЗО «О правовом регулировании некоторых вопросов представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц», а также решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, допустивших нарушения требований антикоррупционного законодательства, с учетом результатов соответствующих проверок.

Согласно информации Губернатора Ульяновской области от 14.08.2019 нарушения, допущенные депутатом Задихановым Р.Р. при представлении справки о доходах, в ходе проведенной проверки нашли свое подтверждение и были признаны неполными, нарушение носит существенный характер.

Вместе с тем при рассмотрении представления на заседании Совета депутатов, проведенном 15.10.2019, 5 депутатов из 7 проголосовали за объявление Задиханову Р.Р. предупреждения о недопустимости впредь представления недостоверных сведений о доходах. Соответственно законные требования прокурора района об устранении нарушений требований антикоррупционного законодательства оставлены без удовлетворения – полномочия депутата Задиханова Р.Р.  досрочно не прекращены.

Прокурор считает, что такая позиция Совета депутатов является неправомерной и характеризуется как бездействие, т.к. вопреки изложенным требованиям антикоррупционного законодательства Совет депутатов не принял меры для досрочного прекращения полномочий депутата          Задиханова   Р.Р.   Соответственно нарушаются интересы муниципального образования «Анненковское сельское поселение», от имени которого принимаются решения Совета депутатов, в том числе, касающиеся неопределенного круга лиц.           

Прокурор  просил признать   бездействие Совета   депутатов  муниципального  образования  «Анненковское сельское  поселение» Цильнинского  района Ульяновской области  незаконным и обязать   принять  решение   о  прекращении   полномочий  депутата Задиханова Р.Р.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Задиханов Р.Р. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что протокольное решение в части отказа совета депутатов в досрочном прекращении полномочий депутата Задиханова Р.Р. административным истцом не оспаривалось и судом незаконным не признавалось. Считает решение суда в части обязания принять решение в  соответствии   с  требованиями  законодательства   Российской  Федерации  о  досрочном  прекращении   полномочий   депутата   Совета   депутатов   муниципального  образования «Анненковское  сельское  поселение» Цильнинского   района   Ульяновской  области   Задиханова  Р.Р. неисполнимым, поскольку результаты голосования по данному вопросу не отменены. Полагает, что судом необоснованно отклонены доводы о несущественности допущенного нарушения. Указывает, что прокурор не наделен правом обращения в суд с настоящим иском, поскольку данные полномочия предоставлены законом Губернатору. Действующее законодательство не предусматривает возможности  обязать депутатов голосовать за указанное решение. Просит решение суда отменить, принять по делу новое судебное решение, отказав в удовлетворение исковых требований.       

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание представитель МО «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Совета депутатов МО «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Управления по реализации единой государственной политики в области противодействия коррупции, профилактики коррупционных и иных правонарушений администрации Губернатора Ульяновской области, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона № 131-ФЗ) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ и ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, а также обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу вышеприведенных норм полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом №273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет безальтернативное досрочное прекращение полномочий такого депутата.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ).

Разрешая административный иск прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что такая мера ответственности как досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования предусмотрена действующим в настоящее время законодательством - положениями ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ, в частности за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ, в том числе за предоставление недостоверных или неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 2 ч. 1 ст. 13.1).

Такое нарушение было допущено Задихановым Р.Р., поскольку в представленной им справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год не были отражены сведения о доходе в результате совершения сделки по купли-продажи автомобиля «ТОЙОТА КАМРИ» в размере 491 500 руб. В  справке  о  доходах   и  расходах   он  указал  доход  от  продажи  автомобиля   марки  «Тойота Камри» в  размере 250 000  руб.  вместо  реального   дохода  741 500  руб.,  чем   занизил   свой  годовой доход  на  491 500  руб.

Данное обстоятельство являлось безусловным и безальтернативным основанием для прекращения полномочий  указанного депутата. Но, поскольку Совет депутатов  муниципального  образования  «Анненковское сельское поселение» Цильнинского  района Ульяновской области на проведенном 15.10.2019 заседании вынес Задиханову Р.Р. предупреждение, то суд первой инстанции правомерно признал данное решение незаконным, а также обязал административного ответчика принять решение  в  соответствии   с  требованиями  законодательства   Российской  Федерации  о  досрочном  прекращении   полномочий   депутата   Задиханова Р.Р.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Материалами дела бесспорно подтверждается, что проведенной   департаментом   по  профилактике  коррупционных    и  иных   правонарушений   по  реализации   единой   государственной   политики   в  области   противодействия    коррупции,  профилактики  коррупционных   и  иных    правонарушений   администрации   Губернатора    Ульяновской,  области  проверкой  достоверности    и  полноты  сведений  о  доходах,  расходах,  об  имуществе  и  обязательствах  имущественного   характера,  представленных   за  отчетный   2018  год   установлено,  что   сведения,    представленные   депутатом Задиханова Р.Р.,  являются  неполными и  недостоверными. Поскольку  нарушение  носит  существенный  характер, то  с  учетом   допущенных  правонарушений  рекомендовано   принять  решение  о  досрочном   прекращении   его полномочий.

25.06.2019  по  выявленным  нарушениям прокурором  Цильнинского  района  Ульяновской  области вынесено  представление  в  адрес   Совета  депутатов.

15.10.2019 состоялось заседание  Совета  депутатов  МО «Анненковское сельское  поселение»  Цильнинского   района   Ульяновской   области, на повестке которого вопрос   №2   был  посвящен  рассмотрению    протокола  заседания комиссии   по  соблюдению  требований  к  должностному    поведению  лиц, замещающих  муниципальные   должности    МО «Анненковское   сельское  поселение»  и  урегулированию  конфликта  интересов.

По результатам голосования большинством голосов принято решение об объявлении Задиханову Р.Р. предупреждения о недопустимости впредь представления недостоверных сведений о доходах.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что принятие решения об объявлении депутату предупреждения за нарушения антикоррупционного законодательства, противоречит закону, в связи с чем удовлетворил исковые требования прокурора.

Довод Задиханова Р.Р. о том, что он направлял уточняющую справку, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, его оценка нашла отражение в судебном решении. Оснований не соглашаться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется. Материалами дела указанные доводы Задиханова Р.Р. не подтверждаются.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что депутатом Задихановым Р.Р. поданы заведомо недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год, в установленном законом порядке уточненная справка в целях устранения недостатков, ошибок в этих сведениях им не представлена, является верным, основанным на установленных по делу обстоятельствах.

Что касается доводов жалобы относительно полномочий прокурора на обращение в суд с соответствующим административным исковым заявлением, то они вытекают из взаимосвязанных положений ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, ч. 7.1, ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.ч. 1, 2 ст. 39 КАС РФ.

Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При осуществлении этого надзора прокурор, наряду с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, вправе ставить перед представительным органом местного самоуправления и перед судом вопрос о прекращении полномочий депутата в связи с несоблюдением антикоррупционных ограничений.

Исходя из критериев привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, изложенных в письме Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10/П-1526, и Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов или неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденных письмом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015 года № 18-2/10/П-7073, допущенные депутатом                  Задихановым Р.Р. нарушения не могут расцениваться в качестве малозначительных и несущественных.

Выводы суда первой инстанции о том, что неисполнение депутатом Задихановым Р.Р. требований законодательства о противодействии коррупции влечет безусловное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, соответствуют положениям ч.ч. 7.1, 7.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Апелляционная жалоба в целом повторяет доводы и правовую позицию Задиханова Р.Р. и его представителя, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Что касается допущенной в решении суда описки, то определением от 17 февраля 2020 года она исправлена. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 09.06.2020 указанное определение оставлено без изменения, частная жалоба Задиханова Р.Р. – без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 23 декабря 2019  года, с учетом определения  того же суда об исправлении описки от 17 февраля 2020 года,   оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Задиханова Рамиля Рафиковича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий            

 

Судьи: