УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачева Т.Л.
Дело № 33-2343/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 июня 2020
года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Воронковой И.А.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-596/2020
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 февраля 2020 года, по
которому постановлено:
исковые требования прокурора Барышского района в интересах
несовершеннолетней Г*** К*** Ю*** - удовлетворить.
Возложить на Государственное учреждение Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования РФ обязанность обеспечить ребёнка-*** Г***
К*** Ю***.2012 г.р., в соответствии с ее индивидуальной программой реабилитации
от 24.06.2016 № ***, разработанной Бюро №14 - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области», техническим средством реабилитации ***, в том числе для
детей-*** в количестве 1 шт.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя
ГУ-УРО ФСС РФ Савичевой Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение
прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в
суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетней Г*** К.Ю. к Государственному
учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования
РФ о признании незаконными бездействий, о возложении обязанности обеспечить
техническими средствами реабилитации.
В обоснование иска указал, что Г*** К.Ю. является ******
Согласно индивидуальной программы реабилитации ребенка-*** от 24.06.2016 № ***
к протоколу проведения МСЭ № 991.14.73/2016, разработанной Бюро №14 - филиалом
ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», Г*** К.Ю в качестве технических средств
реабилитации рекомендованы, в том числе *** 1 шт.
Однако Г*** К.Ю. и ее законному представителю при получении
ими уведомления о постановке на учёт по обеспечению вышеуказанным техническим
средством данное техническое средство реабилитации, соответствующее параметрам,
указанным в индивидуальной программе реабилитации, не выдавалось, как и
направления на получение либо изготовление таких технических средств.
Частью 6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
предусмотрена компенсация за самостоятельно приобретённое инвалидом ТСР.
Однако Г*** К.Ю. необходимое техническое средство
реабилитации самостоятельно не приобреталось вследствие материального положения
и недостаточности денежных средств на его приобретение.
Просил суд возложить на Государственное учреждение Ульяновское
региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность обеспечить
ребёнка-*** Г*** К*** Ю***.2012 г.р., в соответствии с ее индивидуальной
программой реабилитации от 24.06.2016 ***, разработанной Бюро №14 -
филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», техническим средством
реабилитации - *** в количестве 1 шт.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Областное
государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной
адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.
Ульяновске», Министерство здравоохранения Ульяновской области, в качестве
законного представителя несовершеннолетнего Г*** К.Ю.- Гордеева О.А., ФКУ «ГБ
МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России.
В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда,
считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение. В
обоснование жалобы ссылается на Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181 «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из
числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими
изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240. Отмечает, что выдача направления на получение (изготовление)
ТСР может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе
организации в соответствии с Законом № 44-ФЗ и заключения территориальным
отделением ФСС РФ контракта на изготовление либо получение технических средств
реабилитации. Поясняет, что для обеспечения ТСР инвалида Гордееву К.Ю.
Региональному отделению необходимо заключить контракт с поставщиком, который
будет определен после проведения всех процедур по закупкам в соответствии с
Законом № 44-ФЗ, в том числе аукциона, конкурса, запроса котировок, предложений
и т.д. Просит учесть, что после определения поставщика в соответствии с
требованиями Закона № 44-ФЗ и подписания контракта на поставку ТСР,
региональным отделением планируется выдача направления Г*** К.Ю. на необходимое
ТСР. Кроме того добавляет, что в случае острой необходимости истица имеет право
воспользоваться равнозначным способом обеспечения, рекомендованным в ИПРА
средством реабилитации посредством самостоятельного приобретения, с последующей
компенсаций понесенных расходов согласно Приказу Министерства труда и
социальной защиты РФ от 31.01.2011 № 57н «Об утверждении Порядка выплаты
компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство
реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и
порядок информирования граждан о размере указанной компенсации».
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что
государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий,
получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии с федеральным Перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005
№ 2347-р, *** относится к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с
освобождением от платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.04.2008
№ 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами
реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении
технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом,
представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства
инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии
с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и
высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением
полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее -
уполномоченный орган).
В силу п. 5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган
рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок
с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства
(изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку
товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд,
организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Из материалов дела следует, что Г*** К.Ю., ***.2012 года
рождения, является ***нвалидом!%.
С целью проведения реабилитационных и абилитационных
мероприятий Г*** К.Ю. была разработана индивидуальная программа реабилитации ***
от 24.06.2016 № ***. Гордеевой К.Ю. необходимы технические средства
реабилитации, в том числе: *** 1 шт.
Законный представитель ***инвалида!% Гордеева О.А.
обращалась с заявлением в Государственное учреждение Ульяновское региональное
отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обеспечении
Гордеевой К.Ю. вышеуказанным техническим средством реабилитации.
При получении истицей уведомления о постановке на учёт по
обеспечению вышеуказанным техническим средством данное техническое средство
реабилитации, соответствующее параметрам, указанным в индивидуальной программе
реабилитации, не выдавалось, как и направление на получение либо изготовление
таких технических средств.
После обращения прокурора в суд в интересах Г*** К.Ю., на
момент принятия решения указанное средство реабилитации несовершеннолетней не
выдано.
Удовлетворяя требования прокурора об обязании ГУ УРО ФСС РФ
обеспечить Г*** К.Ю. спорным техническим средством реабилитации, суд первой
инстанции исходил из того, что Г*** К.Ю. данным техническим средством
реабилитации, соответствующим параметрам, указанным в индивидуальной программе
реабилитации, не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда как
основанным на материалах дела и вышеуказанных нормах законодательства,
регулирующих данные правоотношения.
Ссылка представителя ответчика в суде апелляционной
инстанции на заключение контракта от 23.03.2020 на поставку *** для обеспечения
*** и ***!% в 2020 году и формирование ответчиком направления на получение
технического средства реабилитации, на правильность выводов суда не влияет,
поскольку как было указано выше, ***!% не был обеспечен техническим средством
реабилитации соответствующим параметрам, указанным в его индивидуальной
программе реабилитации. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Указание представителя ответчика на подачу Гордеевой О.А.
заявления от 11.06.2020 компенсации расходов за самостоятельно приобретенное
ТСР, не опровергает выводы суда, изложенные в оспариваемом решении.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11
февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех
месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи