Судебный акт
Об установлении административного надзора
Документ от 07.07.2020, опубликован на сайте 10.07.2020 под номером 88669, 2-я гражданская, об установлении административного надзора в отн.Николаева А.А,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Танаев П.М.                                                                        Дело № 33а-2561/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     7 июля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Николаева Алексея Алексеевича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 18 мая 2020 года по делу № 2а-1838/2020, по которому постановлено:

Заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония         № 9 УФСИН России по Ульяновской области» об установлении административного надзора в отношении Николаева Алексея Алексеевича удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Николаева А.А. на срок 3 года.

Срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Николаева А.А. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, назначенного приговором мирового судьи судебного участка № 1 Ульяновского района Ульяновского судебного района Ульяновской области от 30.12.2019, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

При административном надзоре в отношении Николаева А.А. установить следующие ограничения:

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23:00 до 06:00;

- запретить выезжать за пределы территории Ульяновской области;

- два раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В остальном в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-9 об установлении административного надзора в отношении Николаева А.А. – отказать.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения Николаева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора                                                            Федечко Ф.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области» (ФКУ «ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области») обратилось в суд с административным иском к Николаеву А.А. об установлении административного надзора.

В обоснование иска было указано, что приговором мирового судьи судебного участка №1 Ульяновского судебного района Ульяновской области от 30 декабря 2019 года Николаев А.А. осужден по части 3 статьи 30, части 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Вышеназванное преступление совершено Николаевым А.А. в период установленного в отношении него решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2019 года административного надзора.

За время отбывания наказания Николаев А.А. допускал нарушение установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет, вину по приговору суда в совершенном преступлении признал, страдает синдромом зависимости к опиатам, состоит на учете у врача-нарколога.

В иске содержалась просьба об установлении в отношении Николаева А.А. административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации с установлением следующих административных ограничений: запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми понимаются спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки. Смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования проводимых администрацией города по месту жительства или пребывания поднадзорного лица и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до 06.00 часов; запрещение выезда за пределы Ульяновской области; явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Николаев А.А. просит об отмене решения и снижении срока административного надзора, исключении запрета на выезд за пределы территории Ульяновской области и снижении количества явок на регистрацию в орган внутренних дело до 1 раза в месяц.

Жалобу мотивирует необоснованным определением судом срока административного надзора в 3 года, который является максимально возможным.

Полагает, что при определении срока административного надзора и  административных ограничений судом не учтены его положительные характеристики, данные самими сотрудниками исправительного учреждения.

Обращает внимание, что он не имеет постоянной прописки, места жительства и родственников, о чем заявлял в судебном заседании, в связи с чем суд неправильно установил его намерение после освобождения проживать по адресу: ***, что послужило основанием для запрета не выезжать за пределы территории Ульяновской области.

Представитель ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что приговором мирового судьи судебного участка №1 Ульяновского судебного района Ульяновской области от 30 декабря 2019 года Николаев А.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 158  (2 эпиз.) Уголовного кодекса Российской Федерации с применением части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2019 года Николаеву А.А. был назначен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов и в виде явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В связи с тем, что Николаев А.А. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания¸ исправительное учреждение обратилось в суд с настоящим административным иском.

Разрешая данные требования, районный суд правильно применил нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проверил доводы сторон и пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении Николаева А.А. административного надзора.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает. 

Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 названного Закона  административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Поскольку по делу установлено, что в период нахождения под административным надзором Николаев А.А. совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания¸ суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.

Судом правильно в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы» установлен срок административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В связи с тем, что Николаев А.А. был осужден к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести, с учетом положений пункта «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации районный суд правомерно установил ему административный надзор на срок 3 года.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая заявленные требования, суд исследовал все представленные доказательства, на основании которых правильно определил срок административного надзора, объем административных ограничений, с учетом имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения в период отбывания наказания, когда на него накладывалось 5 дисциплинарных взысканий,  в том числе с водворением в ШИЗО, отсутствия у него поощрений.

Оснований для уменьшения срока административного надзора, объема административных ограничений, установленных в отношении Николаева А.А.,  судебная коллегия не  усматривает.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Судебная коллегия также учитывает, что объем административных ограничений, установленных ранее Николаеву А.А. при административном надзоре, оказался недостаточным для предупреждения совершения им нового преступления, в связи с чем установление ему количества явок на регистрацию в орган внутренних дел 2 раза в месяц, как и запрет выезда за пределы территории Ульяновской области является обоснованным.

Судебная коллегия обращает внимание, что административное ограничение в виде запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы» является обязательным.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 22 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017           № 15, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

Доводы Николаева А.А. об отсутствии оснований для запрета выезда за пределы именно Ульяновской области являются несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат никаких доказательств того, в какой регион после освобождения он проследует после освобождения.

Так, согласно акту  ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Николаев А.А. в ходе проведенной 26 марта 2020 года индивидуальной беседы по трудовому, бытовому устройству после освобождения по отбытии срока наказания отказался от написания заявления о месте жительства после освобождения.

В ходе рассмотрения настоящего дела Николаев А.А. также не смог сообщить ни суду первой, ни апелляционной инстанции, в каком регионе намерен проживать после освобождения. В суде апелляционной инстанции указал, что в Ульяновской области проживает с 2000 года, в настоящее время прописки не имеет, последним местом регистрации являлась квартира по адресу: ***.

Соглашаясь с выводом суда в части определения субъекта Российской Федерации, границы которого не разрешается покидать Николаеву А.А. в период действия административного надзора, судебная коллегия принимает во внимание его проживание на территории Ульяновской области с 2000 года, имеющуюся ранее регистрацию в этом регионе, фактическое проживание на территории Ульяновской области до осуждение, что следует из приговора мирового судьи судебного участка №6 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от 27 августа 2019 года, приговора мирового судьи судебного участка №1 Ульяновского судебного района Ульяновской области от 30 декабря 2019 года, анкеты арестованного, где в качестве фактического места жительства указан г.Ульяновск.

С учетом того, что административный ответчик длительное время проживает на территории Ульяновской области, не указал другой регион, выбранный им для проживания, оснований для изменения субъекта Российской Федерации, границы которого ему запрещено покидать по рассматриваемому административному ограничению, судебная коллегия не усматривает.

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.

Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9  Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми  из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017           № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.

Таким образом, Николаев А.А. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 18 мая 2020 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Николаева Алексея Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи