Судебный акт
Об оспаривании решения Комиссии при администрации Засвияжского района
Документ от 23.06.2020, опубликован на сайте 08.07.2020 под номером 88560, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления о постановке семьи на профилактический учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Иванова С.Ю.                                                         Дело № 33а-2219/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                              23 июня  2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25 февраля 2020 года по делу № 2а-1073/2020, по которому постановлено:

 

административный иск Башкаева Алексея Анатольевича удовлетворить частично.

Постановление № 1/6-п Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 13.01.2020 о постановке семьи Башкаева Алексея Анатольевича на профилактический учёт, как находящуюся в социально опасном положении отменить, в остальной части отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  пояснения заинтересованного лица – Башкаевой Н.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

установила:

Башкаев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска (далее Комиссия) о признании постановления незаконным.

Требования мотивированы тем, что 13.01.2020 Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска вынесено постановление № 1/6-п о постановке семьи Башкаева А.А. на профилактический учет, как находящуюся в социально опасном положении. Основаниями для принятия данного решения явились факт постановки на профилактический учет в ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска Башкаева А.А., как родителя, отрицательно влияющего на детей, и сведения из прокуратуры Засвияжского района г.Ульяновска о не посещении Башкаевым А.А. врача-нарколога, отсутствия подтвержденной ремиссии. Считает данное решение необоснованным и незаконным, так как комиссией не выявлено никаких действий или бездействий родителей, а тем более его детей, в соответствии с действующим законодательством. Его дочь ***, *** года рождения, сын ***, *** года рождения проживают в благополучной семье. Никто из членов его семьи (кроме него) никогда не привлекался к ответственности. Его  дочь отлично учится, участвует в общественной деятельности, занимает призовые места в различных олимпиадах и конкурсах. Сын посещает муниципальный садик, информацию об его благополучии могут подтвердить работники дошкольного учреждения. Его супруга замечательный и порядочный человек, прекрасная мать и дочь. Постановка благополучной семьи на учет только из-за факта нахождения на учете отца нарушает конституционное право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Административный истец просил отменить постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и  защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 13.01.2020 № 1/6-п, возложить на ответчика   обязанность   исключить   семью Башкаева А.А. из Банка данных Ульяновской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, администрация Засвияжского района г. Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска не соглашается с вынесенным решением, считает его незаконным, необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств имеющих значение для дела.

В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Считает несостоятельной ссылку суда на нарушение порядка проведения заседания Комиссии по делам несовершеннолених и защите их прав администрации Засвияжского района г.Ульяновска. Указывает на неправильное применение судом пп. 1 п. 3 Методических рекомендаций, а также применение ст.31 Закона Ульяновской области от 04.10.2011 № 140-ЗО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области», в то время как действующая  редакция закона такой нормы не содержит.

Просит решение суда отменить, принять по делу новое судебное решение.  

В возражениях на апелляционную жалобу Башкаев А.А. просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны и заинтересованные лица (за исключением Башкаевой Н.С.) в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о  месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска поступила информация из ОМВД России по Засвияжскому району о том, что на профилактический учёт в ОПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Засвияжскому району г. Ульяновска был поставлен Башкаев А.А., *** года рождения,  проживающий по адресу: ***.

Из прокуратуры Засвияжского района в Комиссию поступили сведения о гражданах, состоящих на учёте в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница», являющихся потребителями наркотических веществ, имеющих на воспитании несовершеннолетних детей, для организации профилактической работы с указанными гражданами. В данном списке значился Башкаев А.А., который, согласно представленным сведениям, врача нарколога не посещает, подтвержденную ремиссию не имеет.

На основании поступившей информации проведено обследования жилищно-бытовых условий семьи Башкаева А.А.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий жилого помещения семьи от 13.12.2019 усматривается, что семья проживает в частном доме со всеми удобствами, в доме чисто, прибрано, у несовершеннолетних имеется все необходимое для полноценного развития и отдыха. Мать ***, не работает, отец Башкаев А.А., работает вахтовым методом по строительству не официально, дети: ***, *** года рождения, ученица 11 класса ***, ***, *** года рождения, воспитанник ***. На момент обследования дома была мать и дети. Со слов *** её муж поставлен на учёт в связи с тем, что ранее он в состоянии алкогольного опьянения устроил дома скандал, вызваны ППС. В настоящее время обстановка в семье благополучная, муж работает, спиртными напитками не злоупотребляет. Даны рекомендации: разъяснения по МСП, предложена консультация психолога в «Открытый дом».

16.12.2019 от Башкаева А.А. отобрано предупреждение специалистом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска о том, что обязан исполнять родительские обязанности в отношении ***,  ***, а именно обеспечивать материально, воспитывать в соответствии с законом и не ущемлять в правах.

Из пояснений представителя административного ответчика в суде первой инстанции следует, что они сделали запросы в школу, был осуществлен выход по месту жительства, запросы в детский сад и учреждение здравоохранения они не делали.

13.01.2020 комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска вынесено постановление № 1/6-п о постановке семьи Башкаева Алексея Анатольевича на профилактический учёт, как находящуюся в социально опасном положении.

При этом из пояснений Башкаева А.А. и выписке из протокола заседания Комиссии от 13.01.2020 следует, что на заседании не заслушивались пояснения Башкаева А.А., не предлагалось представить доказательства.

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.07.2019) под семьей, находящейся в социально опасном положении, понимает семью, имеющую детей, находящихся в социально опасном положении, а также семью, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В силу п.3 «Методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы», утвержденных Минобрнауки России от 01.12.2015 № ВК-2969/07 (далее Методических рекомендаций), при признании семей находящимися в социально опасном положении комиссии могут руководствоваться следующими основаниями: 1. Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении. 2. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию. 3. Совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение. 4. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.

Все вышеприведенные основания, как признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, так и признания семьи находящейся в социально опасном положении, подлежат выяснению и подтверждаться документально.

Удовлетворяя частично административный иск Башкаева А.А., районный суд исходил из того, что семья Башкаева А.А. не является семьей, находящейся в социально опасном положении, в понимании ст.1 Федерального закона №120-ФЗ.

Кроме того, суд пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемого постановления Комиссией не в полном объеме проведено исследование положения в семье Башкаева А.А., поскольку не были запрошены и не являлись предметом исследования Комиссии характеризующие данные о семье из образовательных учреждений, где обучаются и воспитываются несовершеннолетние дети, в также сведения из учреждений здравоохранения, органов социальной защиты населения, более того, не отбирались (заслушивались) пояснения Башкаева А.А.

Указанное нарушение порядка проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их права при администрации Засвияжского района г. Ульяновска, правомерно признано судом существенным, влекущим безусловную отмену состоявшегося постановления.

Для удовлетворения требований о возложении на Комиссию обязанность   исключить семью Башкаева А.А. из Банка данных Ульяновской области о семьях и о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении суд оснований не усмотрел, поскольку ответчик не является оператором указанного Банка данных.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Довод жалобы о том, что суд сослался на пп. 1 п. 3 Методических рекомендаций, отмены оспариваемого решения не влечет, поскольку наряду с указанной нормой, регулирующей признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении, суд правильно применил положения п. 4 Методических рекомендаций, а также ст. ст. 9, 18 Закона Ульяновской области № 140-ЗО и положения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Ссылка заявителя на то, что суд применил не существующую ст.31 Закона Ульяновской области № 140-ЗО, на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку по своей сути указание на ст.31 является технической ошибкой (опиской): фактически судом в решении приведены подлежащие применению положения ч.1 ст.21 названного закона в  его действующей редакции.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  судебная коллегия
 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25 февраля 2020 года по делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав при администрации Засвияжского района г. Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: