Судебный акт
О возложении обязанности устранить несанкционированную свалку
Документ от 23.06.2020, опубликован на сайте 08.07.2020 под номером 88557, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке на территории МО ПОдкуровское сельское поселение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

Судья Кузнецова М.С.                                                           Дело № 33а-2118/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   23 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобой Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2020 года по делу 2а-2-40/2020, по которому постановлено:  

 

Административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц,  к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Подкуровка, примерной площадью 50 квадратных метров.

Возложить на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность исполнить решение суда и сообщить о его исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и в Ульяновскую межрайонную природоохранную прокуратуру в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской  области», МУ администрации МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», обществу с ограниченной ответственностью «Листок» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области –          Трубкиной А.С., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Рыбочкина А.В. и представителя Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области – Анисимовой Л.И., полагавших решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, МУ администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование административных исковых требований указал, что в рамках совместного выезда 17.10.2019, 23.10.2019 с представителями Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области природоохранной прокуратурой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в с.Подкуровка Тереньгульского района Ульяновской области, несанкционированно размещена свалка (шифер, картон, пластик, стекло), общий размер площади которой составляет около 50 квадратных метров. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности Ульяновской области.

Прокурор просил суд обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области Ульяновской области и муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером *** на территории муниципального образования «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области.

Судом привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков – МУ администрация МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, ООО «Контракт Плюс»,                 ООО «Листок», в качестве заинтересованных лиц – Федеральное дорожное агентство, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки должны быть возложены на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для соблюдения целевого использования денежных средств областного бюджета Ульяновской области согласно государственной программе Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 – 2021 годы». Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители МУ администрация МО «Подкуровское сельское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области, ООО «Контракт Плюс», ООО «Листок», Федерального дорожного агентства в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о слушании дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003            № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в результате проведения рейдовых мероприятий с представителями Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области природоохранной прокуратурой 17.10.2019, 23.10.2019 была выявлена несанкционированная свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Подкуровка, примерной площадью 50 квадратных метров. Состав отходов: шифер, картон, пластик, стекло.

По сведениям ЕГРН собственником вышеназванного земельного участка является Ульяновская область.

Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, суд первой инстанции верно определил надлежащего ответчика по требованиям прокурора о ликвидации свалки, расположенной на земельном участке, принадлежащем Ульяновской области, в связи с чем обоснованно возложил на него обязанность ликвидировать свалку.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, МУ администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области не является собственником спорного земельного участка, какого-либо соглашения о ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированной свалки на земельном участке между данным органом местного самоуправления и собственником земельного участка не имеется, законных оснований для возложения на МУ администрацию МО «Тереньгульский район» Ульяновской области обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отсутствуют.

Вопреки доводам апелляционной жалобы именно Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Положением о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/557-П «О Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области», с 01.01.2019 данное Министерство осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «город Ульяновск».

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 4, 8 ст. 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пп. 2 п. 2 ст. 13           ЗК РФ).

Ссылка заявителя на п.2.9 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, является несостоятельной, поскольку в силу указанного пункта к полномочиям данного Министерства  относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, в то время как ликвидация несанкционированных свалок к указанной деятельности не относится.

В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Принятое по делу решение является правильным, материальный и процессуальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                    18 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: