Судебный акт
Разбой переквалифицирован на грабеж
Документ от 02.05.2007, опубликован на сайте 04.06.2007 под номером 8850, 2-я уголовная, 162ч1, 30ч3, 158ч1, 69ч3, Приговор изм. Изменена квалификация со снижением наказания

Судья М*** Г.А.                                                   Дело № 22-***/2007 года

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 мая 2007 года                                                   город Ульяновск

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего                    Ямщикова В.В.

судей                                                 Маркиной Л.А., Романюк М.П.

рассмотрела в судебном заседании от 2 мая 2007 года кассационные жалобы осужденного Ф*** А.Н., адвоката Г*** Е.В. и кассационное представление государственного обвинителя, старшего помощника прокурора Ленинского района города Ульяновска Б*** М.В. на приговор Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 марта 2007 года, которым

Ф*** А*** Н***, 30 мая 1983 года рождения, уроженец и житель города Ульяновска, гражданин РФ, русский, со средним специальным образованием, холостой, неработавший, несудимый,

осужден по статье 162 части 1 УК РФ к лишению свободы на 3 года 6 месяцев; по статьям 30 части 3, 158 части 1 УК РФ к лишению свободы на 1 год.

На основании статьи 69 части 3 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 4 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Содержится под стражей с 15 января 2007 года.

Постановлено взыскать с Ф*** А.Н. в пользу ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» в возмещение средств, затраченных на лечение потерпевшего Т***, 9885 рублей 36 копеек.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Заслушав доклад судьи Маркиной Л.А., объяснения осужденного Ф*** А.Н., адвоката Г*** Е.В., мнение прокурора Мачинской А.В., полагавшей судебное решение отменить, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ф*** А.Н. осужден за разбой в отношении потерпевшего Т***, а также за покушение на кражу имущества, принадлежащего З***, совершенные 15 января 2007 года в городе Ульяновске при обстоятельствах, изложенных в приговоре суда.

В кассационных жалобах осужденный Ф*** А.Н. и в его интересах адвокат Г*** Е.В., не соглашаясь с приговором, указывают, что выводы суда в части определения умысла являются противоречивыми. Так, оценивая действия Ф***, суд указал в приговоре, что он начал избивать потерпевшего Т*** молча и беспричинно, что, по мнению защиты, свидетельствует об отсутствии у осужденного умысла на завладение имуществом потерпевшего. Со слов потерпевших, в момент нанесения ударов Ф*** каких-либо угроз и требований о передаче имущества не высказывал. Из показаний Т*** следует, что удары Ф*** стал наносить последнему из-за предпринятых попыток разнять Ф*** и З***. При таких обстоятельствах доводы Ф*** о том, что умысел на завладение вещами Т*** возник у него после драки, являются убедительными. Действия его подлежат квалификации по статьям 115 части 1 и 161 части 1 УК РФ. Судом в нарушение закона не обсуждался вопрос о прекращении уголовного дела в связи с примирением по заявлениям потерпевших. Просят правильно квалифицировать действия Ф*** и прекратить дело по основаниям статьи 25 УПК РФ в связи с примирением сторон.

В кассационном представлении государственный обвинитель, старший помощник прокурора Ленинского района города Ульяновска Б*** М.В., ставит вопрос об отмене приговора в связи с нарушением требований статьи 307 УПК РФ, поскольку в приговоре не приведен подробный анализ доказательств, на которых основаны выводы суда о виновности Ф***, отсутствуют мотивы принятого решения о размере наказания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, выслушав осужденного Ф*** А.Н., адвоката Г*** Е.В., поддержавших жалобы, прокурора Мачинскую А.В., поддержавшую представление, судебная коллегия считает приговор районного суда подлежащим изменению.

Разбой представляет собой нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия

Квалифицируя действия Ф*** по части 1 статьи 162 УК РФ, суд указал в приговоре, что Ф*** применил насилие к потерпевшему Т*** с целью завладения его личным имуществом.

Вывод суда о том, что умысел Ф*** был направлен на завладение имуществом Т***, основан лишь на том, что после нанесения ударов он Ф*** забрал у Т*** куртку и кепку.

В то же время при оценке его действий не учтены другие обстоятельства дела, в частности, предшествующие события и поведение Ф***.

Так, из показаний потерпевших Т*** и З*** следует, что 15 января 2007 года после 3-х часов ночи они находились в игровом клубе «***» с осужденным Ф*** и его другом Х*** и вместе распивали спиртное. Когда З*** вышел из клуба, то Ф*** неожиданно и беспричинно ударил его. Он (З***), схватив Ф*** за руки, попытался выяснить причины такого поведения осужденного, но последний продолжал наносить удары по лицу, от чего он упал на землю, при этом у него с головы слетела шапка. Ему, лежащему на земле, Ф*** стал наносить удары ногами, отчего он потерял сознание. Когда Т*** вышел из клуба на улицу, увидел, что З*** и Ф*** дерутся, он направился к последним, желая разнять. В это время Х*** стал наносить ему (Т***) удары руками по лицу, от чего у него с головы слетела кепка. Затем к ним подбежал осужденный Ф*** и стал совместно с Х*** наносить ему (Т***) удары руками по голове. От ударов он упал, после чего Ф*** нанес не менее 3-х ударов ногами по голове, причиняя физическую боль. Затем Ф***, когда он (Т***) стоял на коленях, снял с него куртку и с похищенным ушел. З*** лежал рядом на земле. Впоследствии Ф*** и Х*** были задержаны, рядом с ними на земле лежали куртка и кепка Т*** и кепка З***.

Согласно показаниям потерпевшего Т***, Ф*** никаких действий, направленных на завладение его имуществом, во время избиения не совершал, требований имущественного характера не высказывал.

Как показал Ф***, он вступил в конфликт, а затем в драку, сначала с потерпевшим З***, а затем с потерпевшим Т***.

По факту нанесения побоев потерпевшему З*** следственным органом отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Ф*** по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с отсутствием заявления З*** по делу частного обвинения.

В отношении Х***, который первым стал избивать потерпевшего Т***, в возбуждении уголовного дела также отказано в связи с отсутствием заявления потерпевшего по делу частного обвинения.

Эти данные в их совокупности свидетельствуют о том, что, нанося потерпевшему Т*** удары, Ф*** действовал из личных неприязненных отношений.

Вместе с тем из дела видно, что после избиения потерпевшего Т*** у Ф*** возникло намерение завладеть его имуществом, что и было им сделано, и с похищенным он с места происшествия скрылся.

При таких обстоятельствах следует признать, что Ф*** умышленно причинил легкий вред здоровью потерпевшего Т***, вызвавшее кратковременное расстройство его здоровья, и открыто похитил принадлежащее ему имущество, в связи с чем действия осужденного Ф*** должны квалифицироваться по части 1 статьи 115 и части 1 статьи 161 УК РФ.

Поскольку в деле имеется заявление от потерпевшего Т*** о примирении, на котором он и Ф*** настаивали в судебном заседании, то производство по уголовному делу по части 1 статьи 115 УК РФ подлежит прекращению в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК РФ, в связи с примирением с потерпевшим.

Анализ приведенных выше и других имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о том, что юридическая оценка действий осужденного Ф*** по факту покушения на кражу имущества, принадлежащего потерпевшему З*** является правильной.

Нарушений норм уголовно-процессуального законодательства при постановлении приговора, влекущих его отмену, не усматривается.

В связи с этим доводы кассационного представления не могут быть приняты во внимание.

Согласно принципу справедливости, являющемуся одним из основополагающих принципов уголовного закона, наказание, определяемое виновному лицу, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

При назначении наказания судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о личности, все обстоятельства, влияющие на наказание, в том числе и смягчающие, указанные в приговоре, а именно, впервые привлечение к уголовной ответственности, срочную военную службу в районе Крайнего Севера, добровольное возмещение потерпевшим морального вреда.

Судебная коллегия считает необходимым назначить Ф*** наказание в виде лишения свободы в пределах санкции части 1 статьи 161 УК РФ с учетом положений статьи 62 УК РФ, вместе с тем, учитывая указанные выше смягчающие обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, принимая во внимание мнение потерпевших по вопросу о назначении наказания, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии необходимости в реальном исполнении приговора и о возможном достижении целей наказания и его влияния на исправление осужденного и на условия жизни его семьи путем условного осуждения с возложением определенных обязанностей, то есть применении статьи 73 УК РФ.

Вопреки доводам в кассационной жалобе адвоката, судебная коллегия не находит оснований для освобождения Ф*** от уголовной ответственности в соответствии с положениями статьи 75 УК РФ, то есть в связи с деятельным раскаянием. Условия, перечисленные в части 1 статьи 75 УК РФ, дают право к освобождению от уголовной ответственности, но не являются обязанностью суда.

Руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 марта 2007 года в отношении Ф*** А*** Н*** изменить:

переквалифицировать его действия с части 1 статьи 162 УК РФ на часть 1 статьи 161 и часть 1 статьи 115 УК РФ.

По части 1 статьи 115 УК РФ уголовное дело производством прекратить на основании части 2 статьи 20 УПК РФ в связи с примирением с потерпевшим.

По части 1 статьи 161 УК РФ назначить 2 года лишения свободы.

На основании статьи 69 части 2 УК РФ, по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 161 частью 1 и 30 частью 3, 158 частью 1 УК РФ, путем поглощения менее строгого наказания более строгим окончательно назначить 2 года лишения свободы.

В соответствии со статьей 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком в 2 года, с возложением на условно осужденного исполнения обязанностей: не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, периодически являться для регистрации в этот орган в дни, им определяемым.

Из-под стражи Ф*** А*** Н*** освободить немедленно.

В остальном этот же приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы и представление – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

Судьи: