Судебный акт
О присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта
Документ от 19.06.2020, опубликован на сайте 10.07.2020 под номером 88489, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

 

Дело № 3а-154/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

19 июня 2020 года                                                                                   г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчарова О.Е.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Курушина Виктора Николаевича к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Курушин В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что он является *** группы, вынужден постоянно находиться и передвигаться с помощью кресла-коляски. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 августа 2018 года удовлетворены его исковые требования, на ОГКУСС «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» возложена обязанность обеспечить его креслом-коляской с электроприводом комнатной с регулировкой от пульта управления. Решение вступило в законную силу.  5 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска в отношении ответчика возбуждено исполнительное производство. Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 марта 2019 года произведена замена должника на его правопреемника – Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ – УРО ФСС РФ). По заявлению ГУ УРО ФСС РФ   определением Ленинского районного суда города Ульяновска была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок 3 месяца. Решение не исполнено до настоящего времени, он не обеспечен креслом-коляской с электроприводом.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (до  переименования распоряжением Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 21 января 2019 года № 14-р - ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»). 

Курушин В.Н. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления по изложенным в нем доводам. Дополнительно указал на то, что длительным неисполнением решения суда нарушаются его права, поскольку кресло-коляска с электроприводом необходима ему для компенсации его утраченных способностей.

Представитель ГУ – УРО ФСС РФ Тюрина В.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска Курушина В.Н., указывая следующее. В силу Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240, Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами  реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов  протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами) протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание  собак-проводников, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 сентября 2014 года №657н, действовавшего до 19 октября 2019 года, аналогичного Административного регламента, утвержденного приказом Фонда социального страхования РФ от 16 мая 2019 года № 256, действовавшего с 19 октября 2019 года,  выдача ГУ – УРО ФСС РФ  инвалидам направления на получение технического средства реабилитации (далее – ТСР) может быть осуществлена только после:

1.                отбора ГУ – УРО ФСС РФ  организации – поставщика ТСР в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ);

2.                заключения соответствующего государственного контракта с отобранной организацией по Федеральному закону № 44-ФЗ.

Таким образом, для обеспечения Курушина В.Н. креслом-коляской с электроприводом с определенными параметрами необходимо исполнить требования действующего законодательства и  провести конкурентные способы отбора поставщика кресла-коляски по Федеральному закону № 44-ФЗ.

8 августа 2019 года ГУ – УРО ФСС РФ разместило извещение и конкурсную документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки и поставки кресла-коляски с электроприводом. На участие в данном конкурсе не было подано ни одной заявки, и открытый конкурс был признан несостоявшимся.

На основании части 19 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2017 года № 1995-р  ГУ – УРО ФСС РФ для определения начальной (максимальной) цены контракта и проведения закупки на поставку ТСР размещало запросы цен на данную коляску в единой информационной системе в сфере закупок в октябре, ноябре, декабре 2019 года, в феврале, марте 2020 года, о чем сообщалось Курушину В.Н. Однако на данные запросы информация о ценах на кресло-коляску для проведения его закупки не поступало. Отсутствие информации от потенциальных поставщиков о стоимости кресла-коляски не позволяет определить начальную (максимальную) цену для Курушина В.Н. согласно Федеральному закону № 44-ФЗ.  6 марта и 10 марта 2020 года ГУ – УРО ФСС РФ направлены письмо поставщикам и изготовителям с просьбой предоставить информацию о коляске.

Таким образом, ГУ-УРО ФСС РФ  предпринимаются все предусмотренные законом меры по исполнению судебного решения от 2 августа 2018 года.

Представитель Фонда  социального страхования РФ  в судебное заседание не явился, в отзыве на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении требований Курушина В.Н. отказать, указывая на то, что в силу действующего законодательства закупка технических средств реабилитации региональными отделениями Фонда осуществляется исключительно в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. В период с августа 2019 года по настоящее время ГУ – УРО ФСС РФ проводило и проводит процедуры закупки ТСР Курушину В.Н., предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ, информация о которых размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, указывает на право Курушина В.Н. на получение  компенсации в случае самостоятельного  приобретения кресла-коляски с электроприводом.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, в возражениях на административный иск просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении требований Курушина В.Н. отказать, указывая на то, что ГУ – УРО ФСС РФ в рамках действующего законодательства предпринимаются все меры для обеспечения Курушина В.Н. техническим средством реабилитации в целях исполнения судебного решения.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, в возражениях на административный иск просил отказать в удовлетворении требований Курушина В.Н. В обоснование позиции указал, что Фонд социального страхования Российской Федерации не является организацией, финансируемой за счет средств федерального бюджета в части технических средств реабилитации, в связи с чем  Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим административным ответчиком по данному делу.

Поскольку определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа 2019 года должнику предоставлена отсрочка по исполнению решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 августа 2018 года на срок до 15 октября 2019 года,  Курушин В.Н. обратился с административным иском в феврале 2020 года, то   есть  ранее  срока,  предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, частью 4 статьи 250  КАС РФ.

Поскольку определением Ленинского районного суда г. Ульяновска, вступившим  в законную силу 18 июня 2019 года, произведена  замена ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на правопреемника – ГУ – УО ФСС РФ, последний не несет ответственности за неисполнение судебного акта в период с 2 августа 2018 года по 18 июня 2019 года, данный срок не подлежит включению в общую продолжительность неисполнения судебного акта.

ГУ – УРО ФСС РФ, как заказчиком, в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, предприняты все действия с целью своевременного исполнения судебного акта (осуществления закупки технического средства реабилитации). То обстоятельство, что потенциальные поставщики не представляют информацию и, как следствие, отсутствует возможность осуществления закупки кресла-коляски, не свидетельствует о бездействии ГУ – УРО ФСС РФ. Действия ГУ – УРО ФСС РФ являются достаточными и эффективными.

Курушиным В.Н. не обоснован заявленный размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, не указаны негативные последствия нарушения его права и их значимость для него.

Представитель Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении требований к Министерству, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком.

С момента возбуждения исполнительного производства и до передачи полномочий  УГ – УРО ФСС РФ ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» предпринимались действия  с целью закупки технического средства реабилитации для Курушина В.Н., но закупка не состоялась ввиду отсутствия его у организаций, что не может свидетельствовать о бездействии  данного учреждения. Ответственность за неисполнение судебного акта и необеспечение Курушина В.Н. техническим средством реабилитации несет правопреемник - ГУ – УРО ФСС РФ.

Представители Министерства финансов Ульяновской области, ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», УФССП России по Ульяновской области, ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы настоящего административного  дела,  обозрев  гражданское  дело  Ленинского  районного  суда № 2-3187/18 и исполнительное производство № 127256/18/73040-ИП, находящееся в производстве ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, суд находит  заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1- статьи 1 Федерального закона от  30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные  международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить  иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое  нарушение в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства  (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа  и указанных  документов в орган организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6  статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях  своевременного исполнения такого акта.

Материалами дела установлено, что Курушин В.Н. является *** группы, в силу состояния здоровья он вынужден постоянно находиться и передвигаться с помощью технического средства реабилитации – кресла-коляски.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 августа 2018 года удовлетворено исковое заявление Курушина В.Н., на ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске»  возложена обязанность обеспечить Курушина В.Н. техническим средством реабилитации: креслом-коляской с электроприводом комнатной со следующими параметрами в совокупности: ширина сиденья 45 см, глубина сиденья 60 см, высота сиденья 50 см, высота спинки 55 см, высота подлокотника 30 см, объем бедер 137 см, спинка, регулируемая по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона, откидная сиденье съемное, регулируемое по высоте и горизонтали, с регулируемым углом наклона, складное, пружинное, подлокотники откидывающиеся, регулирующиеся  по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы, с откидной опорой стопы, с приспособлениями: предохранительный пояс, держатели для ног, задние держатели, валик для сохранения зазора между ногами, подушка на сиденье, подушка на спинку, удлинитель спинки, подголовник, регулируемая по высоте подставка под икры, приставной столик, с регулировкой от пульта управления.

Указанное решение не обжаловалось и 10 сентября 2018 года вступило в законную силу.

Во исполнение указанного решения Ленинским районным судом г. Ульяновска 11 сентября 2018 года в адрес МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области был направлен исполнительный лист серии ФС №*** с заявлением Курушина В.Н. о принятии к исполнению  исполнительного листа.

МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области перенаправил для исполнения по территориальности указанный исполнительный лист  в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, который поступил туда 2 октября 2018 года.

На основании указанного исполнительного листа 5 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №127256/18/73040-ИП в отношении должника - ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске». Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении указанного должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались  новые сроки исполнения.

Из материалов исполнительного производства следует, что на основании проведенного должником мониторинга цен на закупку технического средства реабилитации определена начальная цена  контракта на приобретение кресла-коляски в размере 670 200 руб., проведен электронный аукцион по закупке кресла-коляски с  электроприводом 26  ноября 2018 года, который признан несостоявшимся  ввиду того, что по окончания  срока подачи заявок – 22 ноября 2018 года не  было подано ни одной заявки.

Курушин В.Н. обратился 16 января 2019 года в Ленинский районный суд г.Ульяновска с заявлением о процессуальном правопреемстве -  замене должника.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 1 марта 2019 года удовлетворено заявление  взыскателя Курушина В.Н., произведена замена должника ОГКУСО «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (до переименования – ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске») на правопреемника Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Основанием к вынесению данного определения явилось то, что с 1 января 2019 года полномочия Российской Федерации в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением переданы от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  Фонду социального страхования Российской Федерации, его региональным отделениям.

19 октября 2018 года   Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с ГУ – УРО ФСС РФ было заключено соглашение о передаче ГУ – УРО ФСС РФ сведений, необходимых для осуществления  с 1 января 2019 года  полномочий по предоставлению инвалидам  и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию  государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, по результатам исполнения которого Министерством с сопроводительным путем от 28 декабря 2018 года были переданы ГУ – УРО ФСС РФ соответствующие документы, в том числе реестры неисполненных  индивидуальных программ реабилитации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации на 31 декабря 2018 года. 

На указанное определение суда от 1 марта 2019 года ГУ – УРО ФСС РФ подало частную жалобу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 18 июня 2019 года указанное определение Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 марта 2019 года оставлено без изменения, а частная жалоба ГУ – УРО ФСС РФ – без удовлетворения.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска от 1 июля 2019 года  было вынесено постановление о замене должника исполнительного производства его правопреемником – ГУ – УРО ФСС РФ.

25 июля 2019 года ГУ - УРО ФСС РФ обратилось в Ленинский районный суд г.Ульяновска с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 2 августа 2018 года.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 августа 2019 года  заявление было удовлетворено, должнику предоставлена отсрочка исполнения указанного решения на срок до 15 октября 2019 года.

8 августа 2019 года ГУ – УРО ФСС РФ разместило извещение и конкурсную документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки и поставки кресла-коляски с электроприводом. Однако, поскольку на участие в данном конкурсе не было подано ни одной заявки, то данный открытый конкурс признан несостоявшимся.

ГУ – УРО ФСС РФ 7 октября 2019 года обратилось в Ленинский районный суд г. Ульяновска с повторным заявлением о предоставлении отсрочки исполнения  решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 августа 2018 года на три месяца.

Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 октября 2019 года ГУ – УРО ФСС было отказано в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда.

Апелляционным определением Ульяновского областного суда от 17 декабря 2019 года указанное определение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 октября 2019 года оставлено без изменения, а частная жалоба ГУ - УРО ФСС РФ – без удовлетворения.

В целях определения начальной (максимальной) цены контракта по приобретению рекомендованной Курушину В.Н. индивидуальной программой реабилитации кресла-коляски с электроприводом комнатной в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ ГУ – УРО ФСС РФ неоднократно размещало запросы цен на данную коляску в единой информационной системе в сфере закупок (11 и 31 октября, 22 ноября, 9 декабря 2019 года, 11 февраля, 6 марта 2020 года, 3 июня 2020 года, 18 июня 2020 года). Однако на данные запросы информация о ценах на кресло-коляску для проведения его закупки в ГУ – УРО ФСС  не поступила.

Отсутствие указанной информации от потенциальных поставщиков о стоимости кресла-коляски не позволило определить начальную (максимальную) цену контракта для проведения закупочной процедуры  кресла-коляски для Курушина В.Н. в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

ГУ – УРО ФСС РФ 6 и 10 марта 2020 года  направлены письма поставщикам и изготовителям с просьбой о предоставлении информации о кресле-коляске, необходимой Курушину В.Н.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 августа 2018 года не исполнено, Курушин В.Н. не обеспечен креслом-коляской с электроприводом с параметрами, оговоренными в данном судебном акте.

Учитывая, что исполнительный лист серии ФС №*** поступил на исполнение в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска  2 октября 2018 года, а Курушин В.Н. с настоящим административным исковым заявлением обратился в  суд 20 февраля 2020 года, руководствуясь приведенными положениями пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  суд приходит к выводу о том, что административный иск подан в срок, в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ.

С учетом изложенного доводы представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что указанный срок на момент подачи Курушиным В.Н. административного иска  не наступил,   суд считает несостоятельными.

Исходя из указанных обстоятельств следует, что общая продолжительность периода неисполнения решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 2 августа 2018 года на настоящий момент составляет 1 год 8 месяцев 17 дней.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что должником (сначала -  ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске», затем – ГУ – УРО ФСС РФ) принимались предусмотренные действующим законодательством меры по исполнению решения суда, однако  действия по исполнению судебного акта, предпринятые ГУ – УРО ФСС РФ нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Курушин В.Н. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Доводы о невозможности исполнения судебного решения ввиду отсутствия информации и предложений от поставщиков технических средств реабилитации не свидетельствуют об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку данное обстоятельство является основанием к обращению ГУ – УРО ФСС РФ с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Ленинского районного суда города Ульянвоска от 2 августа 2018 года.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями Российской Федерации, должностных лиц, государственных служащих федеральных органов государственной власти обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется Министерством финансов Российской Федерации.

Как разъяснено  в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно  части  1   статьи  10  Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технически средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалид за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств  по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования (часть 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

Поскольку нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок было допущено ГУ – УРО ФС РФ, к которому с 1 января 2019 года перешли полномочия по Российской Федерации по предоставлению инвалидам  технических средств реабилитации,  при этом источником финансового обеспечения переданных ему  полномочий являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, суд приходит к выводу, что компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с публично-правового образования – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения  части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства  дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, то, что техническое средство реабилитации – кресло-коляска с электроприводом с перечисленными в судебном решении параметрами является жизненно необходимой для Курушина В.Н.  в целях компенсации утраченных им вследствие заболеваний способностей, но до настоящего времени он  ею не обеспечен, значимость последствий неисполнения решения суда в разумный срок для взыскателя, суд считает необходимым присудить Курушину В.Н. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление  Курушина Виктора Николаевича удовлетворить частично.

Присудить   Курушину Виктору Николаевичу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000  рублей.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу  Курушина Виктора Николаевича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей с перечислением денежных средств на расчетный счет Курушина Виктора Николаевича, открытый в банке – в Ульяновском отделении № 8588 ПАО Сбербанк, кор. счет     30101810000000000602,   ИНН 7707083893,  БИК     047308602,  счет    получателя ***.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Курушину Виктору Николаевичу отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       О.Е.Кинчарова