Судебный акт
О взыскании социальной выплаты
Документ от 16.06.2020, опубликован на сайте 30.06.2020 под номером 88460, 2-я гражданская, о взыскании в солидарном порядке денежных средств социальной выплаты в размере 646800 рублей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                                     Дело № 33-2142/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   16 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой В.А.

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-20/2020 по апелляционной жалобе Абитовой Лилии Римовны на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2020 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Абитовой Лилии Римовны, Абитова Ильдуса Рустямовича в солидарном порядке денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, в размере 646800 рублей, из них:

- в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - в размере 340446 рублей;

- в доход Ульяновской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - в размере 303120 рублей,

- в доход муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» - в размере 3234 рубля.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области в интересах Российской Федерации, Ульяновской области, муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области обратился в суд с иском к Абитовой Л.Р., Абитову И.Р., уточненным в ходе рассмотрения дела о взыскании в солидарном порядке социальной выплаты. В обоснование иска указал, что прокуратурой Старокулаткинского района Ульяновской области по результатам проведенной проверки реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, выявлены факты незаконного получения гражданами бюджетных денежных средств. В ходе данной проверки установлено, что Абитова Л.Р. 17.08.2017 обратилась в администрацию МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», по категории молодая семья в соответствии с п. 32 Типового положения. Из содержания заявления следует, что улучшить жилищные условия молодая семья планирует путем строительства жилого дома в р.п. Старая Кулатка Ульяновской области. В заявлении указан состав семьи: супруг – Абитов И.Р., несовершеннолетние – А*** А*** И***, ***.2009 г.р., А*** А*** И***, ***.2011 г.р., А*** Ю*** И***, ***.2015 г.р. В данном заявлении отражено, что Абитова Л.Р. с условиями участия в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках действия ФЦП ознакомлена и обязуется их выполнять. По результатам рассмотрения комиссией по ФЦП, созданной в администрации МО «Старокулаткинский район», был составлен протокол № 3 от 25.09.2017, из которого следует, что никаких нарушений членами комиссии не выявлено и принято решение о включении заявителя и членов семьи в список участников федеральной целевой программы. 03.07.2018 в целях реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой, Абитовой Л.Р. с численным составом семьи 5 человек выдано свидетельство № 13 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 386000 рублей. Согласно платежному поручению от 27.07.2018 № *** на целевой блокированный счет Абитовой Л.Р. поступила социальная выплата в размере 1 386 000 рублей. Согласно распоряжению № 10 от 26.12.2018 главы администрации М*** И.Ш. с целевого блокированного счета Абитовой Л.Р. списана и переведена в пользу Х*** Р.Д. социальная выплата в размере 646 800 рублей, в рамках заключенного между Абитовой Л.Р. и Х*** Р.Д. договора подряда на строительство индивидуального жилого дома от 28.09.2018, при этом Х*** Р.Д. является родным отцом Абитовой Л.Р. Кроме того, в ходе прокурорской проверки установлено, что Абитова Л.Р. на основании трудового договора от 01.09.2017 № 2 осуществляет трудовую деятельность у главы КФХ Б*** Р.Р., ее супруг Абитов И.Р. с 13.08.2019 является начальником Управления по развитию сельских территорий администрации МО «Старокулаткинский район», ранее с 2013 года занимал должность специалиста финансово-экономической деятельности в указанном Управлении, кроме того, является членом комиссии по рассмотрению вопросов о включении в список граждан для предоставления социальной выплаты в рамках действия федеральной целевой программы.

Вместе с тем, молодая семья в составе Абитова И.Р., Абитовой Л.Р., А*** А.И. в 2010 году реализовали свое право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальной выплаты, предоставленной в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» путем приобретения недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 10.06.2010 № 6 в размере 424 200 рублей, и договором купли-продажи трехкомнатной квартиры от 05.07.2010. 08.11.2018 Абитова Л.Р. и Абитов Р.И. обратились с заявлением в администрацию МО «Старокулаткинский район» о перерасчете суммы социальной выплаты в сторону уменьшения указывая, что ранее ими было реализовано право на получение социальной выплаты в 2010 году, в связи с изменением численного состава семьи получателей выплаты (с 5 на 2), а именно на несовершеннолетних детей А*** А.И., ***.2011 года рождения, и А*** Ю.И., ***2015 года рождения. 15.11.2018 был сделан перерасчет, из которого следует, что молодой семье Абитовых, состоящих из двоих несовершеннолетних детей, предоставлена социальная выплата в размере 646 800 рублей.

Просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий, в размере 646 800 рублей, из них: в пользу Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - в размере 340 446 рублей; в доход Ульяновской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - в размере 303 120 рублей; в доход муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области в лице администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» - в размере 3234 рубля.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Абитова Л.Р. не соглашается с решением суда, считает его принятым при неполно выясненных обстоятельствах и при неправильном применении норм материального права, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом не был учтен пункт 46 параграфа 3 «Порядок представления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам» Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, являющегося приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Считает, что нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты. По мнению автора жалобы, не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством (приобретением) жилья, если он предпринял все зависящие от него меры для создания жилого помещения и регистрации права собственности на данное жилое помещение. Кроме того при вынесении решения судом не учтено, что Абитов И.Р. самостоятельно сообщил 12.11.2018 об исключении 3 членов семьи из списка участников мероприятий - получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по МО «Старокулаткинский район» на 2018 год, а именно об уменьшении социальной выплаты молодой семье Абитовой Л.Р. в связи с добровольным возвратом выплаты в размере 739 200 руб., в связи с участием в 2010 году в федеральной целевой программе «социальное развитие села до 2012 года». Ссылаясь на ст. 17, 28 ГК РФ утверждает, что новорожденные дети семьи Абитовых, которые ранние не воспользовались своим правом на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий, правомерно и на законных основаниях получили социальную выплату через своих официальных представителей в соответствии с п. 46 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.08.2017 Абитова Л.Р. обратилась в администрацию МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области с заявлением о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», по категории «молодая семья», жилищные условия она планировала улучшить путем строительства жилого дома в р.п. Старая Кулатка Ульяновской области.

Распоряжением и.о. главы администрации МО «Старокулаткинский район» от 08.08.2017 № 84-р, Абитов И.Р. и члены его семьи: супруга – Абитова Л.Р., дети – А*** А.И, ***.2009 года рождения, А*** А.И., ***.2011 года рождения, А*** Ю.И., ***.2015 года рождения, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с 17.08.2016.

Абитова Л.Р. с составом семьи: 5 человек, была включена в число участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории молодые семьи и молодые специалисты, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома.

03.07.2018 Абитовой Л.Р. на состав семьи из пяти человек, на строительство жилого дома по указанной федеральной целевой программе было выдано свидетельство № 13 о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 386 000 рублей, в том числе из средств федерального бюджета в размере 729 528 рублей, из средств бюджета Ульяновской области в размере 649 542 рубля и из средств бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» в размере 6930 рублей.

Согласно платежному поручению № 994 от 27.07.2018 на счет Абитовой Л.Р., открытый в АО «Россельхозбанк», поступила субсидия на строительство жилья в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в размере 1 386 000 рублей.

12.11.2018 Абитов И.Р. направил в адрес заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области сообщение о внесении изменений в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» на 2018 год, а именно об уменьшении социальной выплаты молодой семье Абитовой Л.Р., в связи с добровольным возвратом выплаты в размере 739 200 рублей, в связи с участием в 2010 году в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» путем приобретения жилого помещения.

Согласно выписке № 2 по муниципальному образованию «Старокулаткинский район» из Сводного списка № 5 участников мероприятий – получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по Ульяновской области на 2018 год, представленной заместителем Министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, на основании письма администрации МО «Старокулаткинский район» Ульяновской области от 12.11.2018 семье Абитовой Л.Р. уменьшен размер социальной выплаты, которая по состоянию на 15.11.2018 составляет 646 800 рублей, из них: средства федерального бюджета – 340 446 рублей, средства бюджета субъекта РФ – 303 120 рублей, средства местного бюджета – 3234 рубля.

На основании распоряжений главы администрации МО «Старокулаткинский район» №9 от 18.12.2018 и № 13 от января 2019 года на списание с целевого блокированного счета на имя Абитовой Л.Р., открытого в АО «Россельхозбанк» осуществен возврат денежных средств в размере 688421 рубль и в размере 50848 рублей соответственно в администрацию МО «Старокулаткинский район», в связи с внесением изменений в сводный список № 5 участников мероприятий-получателей социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий по Ульяновской области.

Платежным поручением № 4900 от 18.12.2018 с целевого блокированного счета Абитовой Л.Р. осуществлен возврат денежной суммы в размере 688 421 руб.

Распоряжением Администрации МО «Старокулаткинский район» от 26.12.2018 № 10 разрешено списать с целевого блокированного счета, открытого на имя Абитовой Л.Р., в пользу Х*** Р.Д. (подрядчика) денежные средства в сумме 646 800 руб. на основании договора подряда на строительство индивидуального жилого дома от 29.09.2018.

Полагая незаконным получение ответчиками бюджетных денежных средств, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 01 января 2018 года.

Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Пунктом 4 Типового положения установлено, что право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению № 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»);

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств в процентах от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно по гражданам и молодым семьям (молодым специалистам), устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В случае если указанная доля установлена в размере менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, разница компенсируется за счет средств регионального (местного) бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях названного Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (п.п. «б»).

Как указано в п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением № 5 к Программе. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Получатель социальной выплаты в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, представляет свидетельство в кредитную организацию для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления социальной выплаты (п. 24 Типового положения).

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 30 Типового положения).

Пунктом 3 Типового положения предусмотрено, что социальные выплаты не предоставляются гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, а также членам их семей, ранее реализовавшим право на улучшение жилищных условий в сельской местности с использованием средств социальных выплат.

Материалами дела подтверждено и ответчиками не оспаривалось, что семья Абитова И.Р. являясь участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», 10.06.2010 на состав семьи из трех человек (супруг – Абитов И.Р., супруга – Абитова Л.Р., несовершеннолетняя дочь – А*** А.И.), на приобретение квартиры была предоставлена социальная выплата на основании свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 6 в размере 424 200 рублей, в том числе из средств федерального бюджета в размере 309 666 рублей, из средств бюджета Ульяновской области в размере 111 504 рублей и из средств бюджета муниципального образования «Старокулаткинский район» в размере 3030 рублей.

По договору купли-продажи трехкомнатной квартиры от 05.07.2010, Абитов И.Р., Абитова Л.Р. и несовершеннолетняя А*** А*** И*** приобрели по 1/3 доли в праве общей долевой собственности трехкомнатную квартиру, находящуюся по адресу: ***, с использованием социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, выделенной по свидетельству №6 от 10.06.2010 в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года» в размере 424 000 рублей.

Доводы ответчиков о правомерности выдачи социальной выплаты на улучшение жилищных условий на двоих несовершеннолетних детей – А*** А*** и А*** Ю*** в 2018 году обоснованно отклонены судом первой инстанции как не основанные на законе.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Абитовой Л.Р., несовершеннолетние дети - А*** А.И. и А***а Ю.И. не подпадают под понятие молодая семья в значении, определенном Типовым положением, и не могут самостоятельно принимать участие в государственной программе и являться получателями социальной выплаты на улучшение жилищных условий.

Иные доводы апелляционной жалобы Абитовой Л.Р. аналогичны ее возражениям на исковые требования, которые рассмотрены судом в полном объеме, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Абитовой Лилии Римовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Радищевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: