Судебный акт
О повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии
Документ от 23.06.2020, опубликован на сайте 26.06.2020 под номером 88365, 2-я гражданская, об оспаривании решение об отказе в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев Н.Н.                                                                         Дело № 33-2182/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        23 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2026/2020 по апелляционной жалобе Петрова Василия Николаевича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2020 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Петрова Василия Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонному) об отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонного) от 24 января 2019 года,  возложении обязанностей по назначению повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Петров В.Н. обратился в суд с иском  к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе, пенсионный орган) об оспаривании  решения об отказе в назначении  повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением ответчика от 24 января 2019 года ему отказано в повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, ввиду отсутствия у него требуемого стажа работы 30 лет в отраслях сельского хозяйства. С данным решением пенсионного органа он не согласен. С  1963 года по 1982 годы он являлся членом колхоза «П*** к к***»; с 1976 года по 1982 год  - работал в названном колхозе комбайнером; с 1982 по 1992 годы - трактористом 1 класса в Ч*** р*** о*** «С***»; с 1992 года по 2003 год - трактористом 1 класса на п*** «С***». Основным видом деятельности Ч*** р*** о*** «С***» являлось обеспечение сельскохозяйственных организаций в масштабе района новой техникой для сельскохозяйственного производства и капитальный ремонт сельскохозяйственных машин. Основным видом деятельности *** «С***» являлось обеспечение колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей минеральными удобрениями. Также *** «Ч***» оказывала услуги в области растениеводства. То есть, его трудовая деятельность протекала в организациях, которые относятся к отраслям сельского хозяйства. В соответствии с положениями Закона Ульяновской области от 3 октября 2006 года № 126-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области», постановления Правительства Ульяновской области от 27 мая 2014 года № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области» р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, являясь рабочим посёлком, может быть отнесён к сельской местности. Таким образом, имеются все необходимые условия для установления ему повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии на весь период проживания в сельской местности. Просил решение ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе от 24 января 2019 года отменить, обязать ответчика назначить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Петров В.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что он работал в ряде колхозов Чердаклинского района Ульяновской области как член этих хозяйств, получал там заработную плату. В период трудовой деятельности на предприятиях «С***» и «С***» он работал трактористом на колхозных полях, а во время уборочной страды – на комбайне. Полагает, что с учетом стажа работы 41 год, имеющихся наград за добросовестный труд, имеет право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 27 декабря 2007 года Петрову В.Н. была назначена пенсия по инвалидности на основании ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 27 июня 2011 года Петрову В.Н. назначена трудовая пенсия по старости на основании п. 4.1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ.

В январе 2019 года Петров В.Н. обратился в ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области с заявлением об установлении ему повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии как лицу, проживающему в сельской местности и проработавшему не менее 30 лет в сельском хозяйстве.

Письмом от 24 января 2019 года ГУ-УПФ РФ в Чердаклинском районе уведомило истца об отсутствии у него права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, поскольку продолжительность его стажа в сельском хозяйстве составляет 15 лет 6 месяцев 12 дней, вместо требуемых не менее 30 лет.

В сельский стаж трудовой деятельности Петрова В.Н. ответчиком включены периоды его работы с 1 января 1967 года по 27 мая 1982 года и с 28 июля 2002 года по 12 сентября 2002 года в колхозе «П*** *** к***».

Периоды работы истца в Ч*** Р***, на п*** «Ч***», кооперативном объединении «А***» не засчитаны ответчиком в сельский стаж работы, поскольку данные организации осуществляли деятельность, которая напрямую не относится к какому-либо виду сельскохозяйственного производства.

Полагая незаконным отказ в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, Петров В.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 данной статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи  17).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утверждены список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список от 29 ноября 2018 года); Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила от 29 ноября 2018 года).

Список от 29 ноября 2018 года содержит наименование работ, производств сельского хозяйства по отраслям – растениеводство, животноводство и рыбоводство, а также по каждой из отраслей - наименование профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми  устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В абзаце 29 раздела 1 «Растениеводство»  Списка от 29 ноября 2018 года предусмотрена должность тракториста всех наименований (тракторист-комбайнер, тракторист-механизатор, тракторист-машинист и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).

Согласно разделу 4 Списка от 29 ноября 2018 года право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» дает работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.

Пунктом 3 Правил от 29 ноября 2018 года установлено, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт «а»); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт «б»).

В соответствии с п. 5 Правил от  29 ноября 2018 года исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 данных Правил.

Пунктом 6 Правил от 29 ноября 2018 года предусмотрено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт «а»); периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 данных Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт «б»).

В пункте 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, закреплено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из трудовой книжки колхозника на имя Петрова В.Н. следует, что он вступил в члены колхоза «П*** *** к***» в 1963 году, 27 мая 1982 года уволен из названного колхоза в связи с переменой места жительства.

Согласно записям в трудовой книжке Петрова В.Н., 4 июня 1982 года истец принят трактористом 1 класса в организацию «Ч*** Р***», откуда 1 февраля 1986 года в связи с упразднением «Р***» переведен в «Ч***».

1 февраля 1986 года Петров В.Н. принят в порядке перевода и записан трактористом 1 класса в «Ч***», откуда уволен 4 января 1992 года на основании ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию.

9 января 1992 года Петров В.Н. принят в м*** к*** объединения «А***» трактористом 1 класса; 5 ноября 1992 года к*** о*** «А***» переименовано в г*** п*** «С***»; 24 июня 1993 года г*** п*** «С***» переименовано в акционерное общество «Ч***». 13 августа 2002 года Петров В.Н. уволен по собственному желанию на основании ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации.

28 июля 2002 года Петров В.Н. принят в *** (к***) «П*** *** к***» комбайнером на период уборочных работ; 16 сентября 2002 года уволен по собственному желанию в связи с окончанием срока.

Согласно Уставу   *** « Ч***», которое располагалось по адресу: Ульяновская область, р.п. Чердаклы, ул. Железнодорожная, основными видами деятельности общества являлись, обеспечение колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей минеральными удобрениями, известковыми материалами и другими химическими и биологическими средствами; выполнение на договорных началах в колхозах и совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и других землепользователей работ по применению средств химизации, органических удобрений.

Из устава Чердаклинского ремонтно-технического акционерного общества открытого типа следует, что указанное общество находилось в р.п. Чердаклы, ул.Станционая, 2; основными видами деятельности являлись: ремонт и техническое обслуживание МТП, узлов и агрегатов, оборудования нефтескладского хозяйства; изготовление нестандартного оборудования, металлоконструкций, запасных частей, восстановление изношенных деталей; осуществление фирменной торговли; производство товаров народного потребления и промышленной продукции. 

Установив приведенные выше обстоятельства, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для включения в сельскохозяйственный стаж истца периодов его работы в Ч*** «Р***», «Ч***», к*** о*** «А***», переименованном в последующем в государственное предприятие «С***», а  затем в *** «Ч***», поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что указанные организации являлись колхозами, машинно-тракторными станциями,  межколхозными предприятиями (организациями), совхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, артелями (сельскохозяйственными), либо могут быть отнесены к числу таковых исходя из основных видов их деятельности, перечисленных выше.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из продолжительности стажа и характера работы, Петров В.Н. имеет право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела, пояснений представителя истца в суде первой инстанции следует, что работа Петрова В.Н. в колхозах Чердаклинского района Ульяновской области имела характер командировок, выполнялась в порядке оказания шефской помощи.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм законодательства, включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены Списком №1440, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года.

Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова Василия Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи