УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33- *** 2007 г.
Судья: Камалова Е.Я.
определение
10 апреля 2007 г.
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Маслюкова П.А.,
судей Колобковой О.Б.,
Хреновой Г.И.,
с участием прокурора Балашовой Н.Н.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Государственного учреждения Ульяновского
регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Ленинского
районного суда от 28 февраля 2007 года, по которому постановлено:
Исковые требования Ш***
удовлетворить частично.
Взыскать с
Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ в пользу Ш*** за счет средств федерального бюджета в
порядке очередности денежную компенсацию на приобретение памперсов за период с
03.05.2006 г. по 28.11.2006 г. в сумме 10 917 руб. 12 коп., денежную
компенсацию на приобретение абсорбирующего белья за период с 03.05.2006 г. по
01.08.2006 г. в сумме 616 руб. 63 коп.
Взыскать с
Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ в доход государства пошлину в сумме 446 руб. 01 коп.
В остальной части
иска Ш*** - отказать.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Ш***. обратился в
суд с иском к Государственному учреждению Ульяновскому региональному отделению
Фонда социального страхования РФ о взыскании компенсации на приобретение
технических средств реабилитации, а также компенсации морального вреда. В
обоснование своих требований истец указал на то, что является инвалидом
Отечественной войны, прикован к постели. Им были за собственные средства
приобретены памперсы и абсорбирующее белье. На основании ФЗ РФ «Об основах
социального обслуживания населения в РФ», ФЗ РФ «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов» просил суд взыскать с ответчика
задолженность по обеспечению средствами реабилитации в размере 12936 руб. 14
коп., а также компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.
Разрешив по существу заявленные истцом требования, Ленинский
районный суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда
социального страхования РФ просит изменить постановленное по делу
решение в связи с неверным определением фактических обстоятельств дела, а также
неправильным применением норм материального права. Полагает, что суд первой
инстанции в нарушение требований Правил обеспечения за счет средств
федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов, утвержденных постановлением Правительства
РФ от 31.12.2005, а также в нарушение разъяснений Фонда социального страхования
РФ произвел расчет компенсации по памперсам и абсорбирующему белью по
завышенным расценкам. По мнению автора кассационной жалобы, суд при расчете
данной задолженности безосновательно вышел за пределы расценок, указанных в
государственных контрактах с унитарным предприятием «Ульяновское
протезно-ортопедическое предприятие».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
заслушав обьяснения представителя истца М***., просившей оставить решение суда
без изменения, а также заключение
прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении жалобы, судебная
коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Согласно ст. ст. 12, 55, 56, ГПК РФ суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал
представленные доказательства, проверил доводы сторон.
В соответствии с собранными по делу
доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к
объективному выводу об обоснованности заявленного
по делу иска.
Исследованными по делу доказательствами установлено,
что истец Ш***. является инвалидом 1-й группы в связи с военной травмой,
с 3-й степенью ограничения способности к труду.
В соответствии с Индивидуальной программой
реабилитации от 25 апреля 2006 года №680 Государственным учреждением
Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ он
поставлен на учет в качестве
нуждающегося в получении памперсов в количестве 730 шт. в год и абсорбирующего
белья в количестве 365 шт. в год.
Истец в рамках названной программы 3 мая 2006 года
впервые обратился в ГУ УРО ФСС РПФ с заявлением об обеспечении его техническими
средствами реабилитации, в том числе памперсами в количестве 730 шт. в год и абсорбирующим
бельем. Фонд не обеспечил истца указанными средствами реабилитации в связи с
отсутствием федеральных средств на оплату данных принадлежностей, а также не выдал
истцу и его представителю направление в ФГУП «Ульяновское
протезно-ортопедическое предприятие», отобранное по конкурсу для реализации
целей указанной программы.
Также материалами дела установлено, что с 5 мая по 1
декабря 2006 года истец через своего представителя 7 раз предоставлял ответчику
заявления о выплате ему компенсации как за приобретенные памперсы, так и за
абсорбирующее белье (простыни) с приложением товарных и кассовых чеков.
16 февраля 2007 года ответчиком почтовым переводом было
перечислено истцу 1 402 руб.40 коп. (1100 руб. 40 коп. за
памперсы, 302 руб. за абсорбирующее белье). Таким образом, истцу была
компенсирована лишь
часть его затрат на приобретение необходимых средств реабилитации.
Согласно ст.9 ФЗ РФ от 24.11.95 г. «О социальной
защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов - это система и процесс полного
или частичного восстановления способностей инвалидов в бытовой, общественной и
профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов включает в себя протезирование
и использование инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно ст. 10 названного закона федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 г. № 1343-р
утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. В указанный перечень
входят и памперсы, а также абсорбирующее
белье.
Порядок обеспечения за счет средств федерального
бюджета инвалидов (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний) техническими средствами
реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду, определяется Правилами, обеспечения за счет средств федерального
бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий
граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.
Заявление о предоставлении (замене) инвалиду
технического средства реабилитации и ветерану - протеза,
протезно-ортопедического изделия подается инвалидом, ветераном либо лицом,
представляющим их интересы, в исполнительный орган Фонда социального
страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный
орган). Уполномоченный
орган в 15-дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его и в
письменной форме уведомляет инвалида, ветерана о постановке на учет по
обеспечению соответственно техническим средством реабилитации, протезом,
протезно-ортопедическим изделием. Одновременно с уведомлением о постановке на
учет инвалиду, ветерану высылается направление на получение (изготовление)
указанного средства (изделия) в организацию, отобранную уполномоченным органом
в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, ФГУП «Ульяновское
протезно-ортопедическое предприятие» в рамках реализации указанной программы было
отобрано по конкурсу. С данной организацией были заключены государственные
контракты на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том
числе абсорбирующим бельем и памперсами.
В соответствии с п.6 названных Правил если
предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство
реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез,
протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно
обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за
собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных
расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза,
протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено
инвалиду, ветерану по индивидуальной программе реабилитации. Решение о выплате
компенсации принимается уполномоченным органом на основании заявления инвалида,
ветерана или лица, представляющего их интересы, о возмещении расходов по
приобретению технического средства реабилитации, протеза,
протезно-ортопедического изделия, а также на основании документов,
подтверждающих эти расходы.
Выплата компенсации инвалиду, ветерану осуществляется
уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими
средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями путем
почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет этих лиц
(по их желанию).
Удовлетворяя требования иска в части, суд первой
инстанции обоснованно указал, что количество приобретенных для истца памперсов
и абсорбирующего белья не превышает их количество и стоимость, предусмотренные
индивидуальной программой реабилитации от 25 апреля 2006 года №680.
Обратное по делу не было подтверждено ответчиком. В
суд не были представлены объективные данные, подтверждающие доводы Фонда социального
страхования о превышении
истцом расходов на приобретении жизненно важных для него технических средств
реабилитации, отраженных в его индивидуальной программе реабилитации, в период
спорных правоотношений - с момента его первичного обращения в ГУ УРО ФСС РПФ 03
мая 2006 года.
Доводы, приведенные ответчиком в кассационной
жалобе, в том числе и в части неправильного толкования названных норм права,
судебная коллегия находит несостоятельными.
Заключенные Фондом социального страхования контракты с ФГУП
«Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие», в которых отражена стоимость
памперсов в размере 22, 87 руб. и абсорбирующего белья в размере 302 руб., не
указывают на незаконность состоявшегося по делу решения, поскольку, как было
указано выше, истец не превысил лимит потребления необходимых для него
технических средств реабилитации, в том числе и в части объема таковых средств
на период с 03 мая 2006 года. Представители ГУ УРО ФСС РПФ не предоставили соответствующего расчета затрат
истца, который мог бы свидетельствовать об обратном. При этом не было сделано
ссылок на ограничения (рамки) индивидуальной программы реабилитации истца, допускающие иной порядок
обеспечения его как ветерана (инвалида) средствами реабилитации, в том числе и путем
приобретения таких средств за собственный счет.
Кроме того, данные договоры (контракты) сами по себе
не влияют на правильность постановленного по делу решения, не влияют на размер
взыскиваемой в пользу истца суммы, поскольку вышеназванные нормы права, в том
числе и Правила, предусматривают компенсацию в размере фактически понесенных ветераном
расходов. Ответчик при первоначальном обращении истца не обеспечил его
необходимыми техническими средствами реабилитации.
Как следствие, данные доводы жалобы не могут повлечь
отмену решения суда.
Таким образом, следует признать решение суда
законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда от 28 февраля 2007 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу Государственного
учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
- без удовлетворения.
председательствующий
судьи