Судебный акт
Об оспаривании нормативного правового акта
Документ от 03.06.2020, опубликован на сайте 23.06.2020 под номером 88259, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-155/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 июня 2020 года                                                                               город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Скала П.А.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества  с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гарант-Сервис» о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74 «О размере платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области»,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО Управляющая компания «Гарант-Сервис» (далее – административный истец, ООО УК «Гарант-Сервис») обратилось в суд с иском  о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74 «О размере платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области».

В обоснование заявленного требования указало, что оно осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области. В управлении общества  находятся 26 многоквартирных жилых домов.

Оспариваемым приказом установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в размере 12 руб. 59 коп. за 1 кв.м общей площади  жилого помещения в домах, имеющих центральное отопление. Указанный размер платы является экономически  необоснованным и его применение может привести к возникновению убытков для общества.

Решение Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74 нарушает права и законные интересы общества, поскольку оно легло в основу постановления Главы администрации  МО Силикатненское городское поселение № 143 от 26 декабря 2019 года, которым установлен размер платы за содержание жилого помещения  для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений не приняты решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, расположенных в р.п.Силикатный по ул. Энгельса, д. 11, по ул. Ленина, д. 5, по ул.Ленина, д. 20, по ул. Садовая, д. 12.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица  привлечена администрация муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области.  

Представитель административного истца ООО УК «Гарант-Сервис» Мусоев Т.Д. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал на то, что права общества нарушаются оспариваемым решением Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74, поскольку в управлении общества находятся многоквартирные дома, в которых имеются квартиры, относящиеся к муниципальному жилищному фонду.

Представитель Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области Анисимова А.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска ООО УК «Гарант-Сервис» отказать, указывая в обоснование следующее.

Оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение об установлении размера указанной платы, соответственно, он не применяется в случаях, установленных частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Законодательством не определено право органа местного самоуправления устанавливать размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в многоквартирном доме, если ими самостоятельно выбран и реализуется способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.

Наличие договора управления многоквартирным домом, срок которого не истек, означает, что собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, оснований для установления размера платы органом местного самоуправления согласно п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется. Законодательством не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления определять (устанавливать, изменять) условия договора управления многоквартирным домом, заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей компанией.

Доводы о необходимости индексации размера платы за содержание и ремонт общедомового имущества не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, в том числе и на уровень индексации или индекс роста потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.

Установленный оспариваемым нормативным правовым актом размер платы  за содержание и ремонт жилого помещения является экономически обоснованным.  В законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие органам местного самоуправления осуществлять перерасчет тарифов на жилищные и коммунальные услуги в сторону уменьшения.       

Представитель администрации        муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО Управляющая компания «Гарант-Сервис» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области.

В управлении данной управляющей  организации находится 26 домов, расположенных в р.п.Силикатный Сенгилеевского района Ульяновской области.

В четырех домах, расположенных в р.п. Силикатный Сенгилеевского района Ульяновской области по ул. Энгельса, д. 11, по ул. Ленина, д. 5, по ул.Ленина, д. 20, по ул. Садовая, д. 12, находящихся в управлении административного истца, собственники жилых помещений не приняли в 2018 году решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, что подтверждается представленными суду копиями протоколов общих собраний собственников помещений указанных домов от 2018 года.

В связи с указанными обстоятельствами ООО УК «Гарант-Сервис» неоднократно обращалась в органы местного самоуправления муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области по вопросу установления размера платы за содержание жилого помещения.

Администрацией МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области было принято постановление №143 от 26 декабря 2019 года, согласно которому на основании пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен с 26 декабря 2019 года для ООО УК «Гарант-Сервис» размер платы за содержание жилого помещения для многоквартирных домов, в отношении которых собственниками помещений в таких домах не приняты решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, расположенных в р.п.Силикатный по ул.Энгельса, д. 11, по ул. Ленина, д. 5, по ул.Ленина, д. 20, по ул. Садовая, д. 12, - 12,59 за 1 кв.м.

Ссылаясь на то обстоятельство, что данное постановление администрации  МО Силикатненское городское поселение Ульяновской области было принято на основании решения Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74 «О размере платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области», административным истцом было заявлено требований о признании указанного решения  представительного органа местного самоуправления недействующим.

Разрешая указанное требование административного иска ООО УК «Гарант-Сервис», суд руководствуется следующим.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно подпункту  13 пункта 1 статьи 25 Устава МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области (далее – Устав) полномочия по установлению платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размера платы  за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, отнесены к полномочиям Совета депутатов МО Силикатненское  городское поселение  Сенгилеевского района Ульяновской области.

Согласно пункту 2 статьи 26 Устава Совет депутатов поселения принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, на заседаниях. Заседание Совета депутатов поселения не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В силу пункта 3 статьи 37 Устава  Совет депутатов поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов поселения, если иное не установлено Федеральным законом.

Статьей 38 Устава предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальное опубликование нормативных правовых актов поселения должно быть не позднее десяти дней после принятия нормативного правового акта. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Волжские зори» и/или «Новый взгляд».

Во исполнение части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании приведенных положений Устава муниципального образования Советом депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области  было принято 29 ноября 2019 года решение № 74 «О размере платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области», которым в редакции решения  Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 19 февраля 2020 года № 88  установлена на период с 1 января по 31 декабря 2020 года плата  за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в размере 12,59 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения в домах, имеющих центральное отопление.

Решение Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74 опубликовано в газете «Волжские зори» от 27 декабря 2019 года № 52 (6838).

Решение Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 19 февраля 2020 года № 88 опубликовано  в газете «Волжские зори» от 28 февраля 2020 года № 9 (6847).

Также указанные решения размещены на сайте МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области.

Учитывая указанные обстоятельства, проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный  правовой акт принят в рамках полномочий органа местного самоуправления с соблюдением порядка и процедуры его принятия, включая наличие кворума.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как было указано выше, причиной обращения ООО УК «Гарант-Сервис» с вышеуказанным административным исковым заявлением явилось непринятие собственниками жилых помещений четырех многоквартирных домов, находящихся в управлении данного общества, решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, несогласие  административного истца с принятым в связи с этим постановлением главы администрации об установлении размера данной платы и утверждением о принятии данного постановления на основании оспариваемого решения Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74.

Однако, как следует из содержания Решения Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74, оно  устанавливает плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, проживающих в домах муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Данный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не содержит правовое регулирование отношений между собственниками жилых помещений многоквартирного дома, не принявших решение об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений, и управляющей компанией относительно размера указанной платы.

Как было установлено выше, плата за содержание и ремонт жилых помещений находящихся в управлении административного истца четырех многоквартирных домов, собственники жилых помещений которых не приняли решение об установлении размера указанной платы, установлена  постановлением администрации МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области №143 от 26 декабря 2019 года, принятым во исполнение п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Утверждение административного истца относительно того, что данное постановление было принято на основании оспариваемого решения Совета депутатов МО Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области несостоятельно, поскольку оно не основано на исследованных в суде доказательствах и нормах действующего жилищного законодательства.

Таким образом, решение Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74  не регулирует отношения, сложившиеся между ООО УК «Гарант-Сервис» и собственниками помещений  многоквартирных домов, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в таких домах, и не подлежит применению в случаях, установленных частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемым решением его прав и законных интересов, поскольку в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, имеются квартиры, относящиеся к муниципальному жилому фонду, не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации  наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также пату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер, установленный договором управления, оставшаяся часть платы носится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

Таким образом, законодателем в указанной норме в целях исключения нарушения прав и законных интересов управляющей организации предусмотрен механизм возмещения  управляющей организации не внесенной нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда части платы за содержание жилого помещения при наличии разницы платы, установленной органом местного  самоуправления для нанимателей, и размером платы, вносимой собственниками жилых помещений по договору управления, а именно: за счет наймодателя.

С учетом этого, оснований для вывода о том, что решением Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74, установившего размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей  жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду,  нарушаются права административного истца, не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение Совета депутатов муниципального образования права и законные интересы административного истца не нарушает. Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления общества  с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гарант-Сервис» о признании недействующим решения Совета депутатов муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области от 29 ноября 2019 года № 74 «О размере платы за содержание и ремонт жилых помещений на территории муниципального образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в  Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                          О.Е. Кинчарова