Судебный акт
О признании права собственности
Документ от 16.06.2020, опубликован на сайте 23.06.2020 под номером 88220, 2-я гражданская, об установленни факта приинятия наследства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Довженко Т.В.                                                                      Дело № 33-1267/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 16 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Рыбалко В.И., Казаковой М.В., 

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Афанасьевой Галины Максимовны – Шапошникова Дениса Владимировича на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 октября 2019 года по делу № 2-2-126/2019, которым постановлено:  

исковые требования Афанасьевой Галины Максимовны к администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Пичеурское сельское поселение» Павловского района Ульяновской области, Шарипкову Константину Михайловичу об установлении факта принятия наследства, включении объектов недвижимости в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, оставшиеся после смерти С*** Н*** Н***, умершего ***, оставить без удовлетворения. 

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., судебная коллегия

 

установила:

Афанасьева Г.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (МО) «Павловский район» Ульяновской области об установлении факта принятия наследства, включении объектов недвижимости в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.

В обоснование заявленных требований указала, что *** умер ее родной дядя  - С*** Н.Н., *** года рождения. После его смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, общей площадью                 48,9 кв.м, и земельного участка, площадью 1200 кв.м, расположенных по адресу: ***, а также личных вещей наследодателя. Она является наследником С***а!% Н.Н. по закону второй очереди. В установленный законом срок она не обратилась к нотариусу для оформления наследственных прав. В то же время она фактически приняла наследство после смерти  С*** Н.Н., так как вступила во владение наследственным имуществом, приняла меры к его сохранению, несла расходы по содержанию наследственного имущества, забрала личные вещи наследодателя – фотографии, предметы мебели, предметы одежды, набор инструментов.

Просила суд установить факт принятия ею наследства после смерти  С*** Н.Н., включить в наследственную массу и признать за ней право собственности в порядке наследования на жилой дом, общей площадью 48,9 кв.м, и земельный участок, площадью 1200 кв.м, расположенные по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация МО «Пичеурское сельское поселение» Павловского района Ульяновской области, Шарипков К.М.; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Водякова Н.С.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение. 

В апелляционной жалобе представитель Афанасьевой Г.М. –            Шапошников Д.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Не соглашается с выводами суда о недоказанности факта принятия Афанасьевой Г.М. наследства после смерти С*** Н.Н., считает их не основанными на обстоятельствах дела. Указывает, что Афанасьева Г.М. постоянно пользуется наследственным имуществом, обеспечила сохранность жилого дома, установив запорное устройство, в августе 2019 года оплатила задолженность за услуги по электроснабжению жилого дома.

Полагает, что у суда имелись все основания для установления факта принятия Афанасьева Г.М. наследства и признания права собственности на наследственное имущество, как наследников первой очереди у наследодателя не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Шарипкова К.М. – Наумова В.И. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 218  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.

На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии  с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (п. 1                     ст. 1143 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В силу п.п. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.

В целях подтверждения фактического принятия наследства наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.

При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Получение лицом компенсации на оплату ритуальных услуг и социального пособия на погребение не свидетельствует о фактическом принятии наследства.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Установлено, что С*** Н*** Н***, *** года рождения, умер в *** ***.

С*** Н.Н. принадлежат на праве собственности жилой дом, общей площадью 48,9 кв.м, и земельный участок, площадью 1200 кв.м, расположенные по адресу: ***.

В вышеуказанном жилом доме С*** Н.Н. был зарегистрирован и проживал с 16 апреля 2013 года по день смерти. Ранее с ним проживала его жена – С*** А.З., *** года рождения, умершая ***.

Согласно материалам наследственного дела 19 марта 2018 года с заявлением о принятии наследства после смерти С*** Н.Н. обратился Шарипков  К.М. – сын С*** А.З. от первого брака.

30 марта 2018 года  к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти С*** Н.Н. обратилась Водякова Н.С., являющаяся наследником С*** Н.Н. на основании завещания от 7 ноября 2017 года удостоверенного нотариусом М*** Р.Х.

Шарипков К.М. обратился в суд с иском к Водяковой Н.С. о признании завещания недействительным.

Вступившим в законную силу решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 9 января 2019 года исковые требования Шарипкова К.М. были удовлетворены. Суд признал недействительным завещание, совершенное С*** Н.Н. в пользу Водяковой Н.С., удостоверенное 7 ноября 2017 года нотариусом М*** Р.Х.

Истец Афанасьева  Г.М., в лице ее представителя Ионова О.В., обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти С*** Н.Н. лишь 4 декабря 2018 года.

Афанасьева Г.М. приходится родной племянницей С*** Н.Н. и, соответственно, является его наследником по закону второй очереди.

В извещении от 6 декабря 2018 года, направленном Афанасьевой Г.М.,  нотариус указал о наличии завещания наследодателя и заявления наследника по завещанию о принятии наследства, а также о пропуске срока для принятия наследства.

Согласно извещению нотариуса от 27 февраля 2019 года Афанасьева Г.М. была уведомлена об отмене завещания решением суда.

Обратившись в суд с настоящим иском, Афанасьева Г.М. мотивировала заявленные требования тем, что она фактически вступила в наследство после смерти С*** Н.Н. – поскольку она вступила во владение и пользование наследственным имуществом - забрала личные вещи наследодателя (фотографии, предметы мебели, предметы одежды, набор инструментов), находившиеся в доме, расположенном по адресу: ***, осуществляла оплату коммунальных платежей (электроэнергии) за дом наследодателя.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал  Афанасьевой Г.М. в удовлетворении заявленных исковых требований.

При этом, суд первой инстанции правильно указал, что стороной истца не были представлены суду допустимые, достоверные и достаточные доказательства фактического принятия наследства после смерти С*** Н.Н. в течение установленного законом шестимесячного срока.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции тщательно исследовал все собранные по делу доказательства (пояснения сторон, письменные документы, фотоматериалы) и дал ним надлежащую правовую оценку. Так, суд учел обстоятельства проникновения истца в жилой дом С*** Н.Н. и завладения имуществом  наследодателя  при наличии наследника по завещанию, подавшего заявление о принятии наследства, в период до признания завещания недействительным.

Истцом не были представлены суду доказательства принятия мер по сохранению наследственного имущества. Внесение представителем истца  платежа за коммунальную услугу электроснабжения 23 августа  2019 года, то есть спустя полтора года после смерти наследодателя, не свидетельствует безусловно о принятии истцом наследства.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и  основаны на правильно примененных нормах материального права.

Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие стороны истца с принятым судом решением. Однако они не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от                         16 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Афанасьевой Галины Максимовны – Шапошникова Дениса Владимировича – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                            

 

Судьи: