У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Касымова Э.Р. Дело № 33а-1800/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
9 июня 2020 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Логинова Д.А.,
Буделеева В.Г.,
при секретаре
Голышевой К.И.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального
территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 20 июня 2019 года по делу №2а-225/2019, по которому
постановлено:
административный иск
прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального
управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Татарстан и Ульяновской области, выразившееся в невключении защитного сооружения гражданской обороны
(убежища), расположенного по адресу: *** в реестр объектов федеральной
собственности.
Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и
Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище),
расположенное по адресу: *** в реестр объектов федеральной собственности.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с административным
иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к
Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской
области, в котором просил признать
незаконным бездействие
административного ответчика по невключению защитного
сооружения гражданской обороны (ЗС ГО, убежища), расположенного по
адресу: *** инв. № 177-73, в реестр объектов федеральной собственности, обязав
включить указанное защитное сооружение в реестр объектов федеральной
собственности.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки выявлено, что на территории
бывшего Текстильного комбината АОЗТ «Иштекс» в р.п.Ишеевка Ульяновского района
Ульяновской области ***), расположено защитное сооружение, инв. № 177-73, не
имеющее собственника и содержащееся с нарушением Правил эксплуатации защитных
сооружений гражданской обороны.
Поскольку
с силу приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от
27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе
Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны,
предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к
федеральной собственности, то административным ответчиком нарушен единый
порядок создания на территории
Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также учета
федерального имущества и ведения реестра федерального имущества.
К
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация
муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области,
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ МЧС России по
Ульяновской области, Агентство государственного имущества Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе административный ответчик - Межрегиональное территориальное
управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Татарстан и Ульяновской области не соглашается с решением суда,
считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм
материального и процессуального права.
Полагает,
что спорный объект гражданской обороны не относится к собственности Российской
Федерации. Полномочия собственника в отношении указанного объекта выполняет
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. Ссылаясь на
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1,
указывает, что исключительно к федеральной собственности относятся защищенные
рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной
власти и управления, а также объекты связи инженерной инфраструктуры,
предназначенные для использования в особый период. Убежища не относятся к запасным
пунктам управления и, соответственно, названное Постановление Верховного Совета
Российской Федерации не устанавливает, что защитные сооружения относятся
исключительно к федеральной собственности. В силу закона объекты гражданской
обороны могут находиться как в собственности Российской Федерации, так и в
собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.09.1992 №737 все имущество арендного
предприятия «Текстильный комбинат им.Гимова», на балансе которого находилось
указанное защитное сооружение, было передано в государственную собственность
Ульяновской области. Просит отменить решение суда и принять по делу новое
решение, отказав в удовлетворении административного иска.
В
заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились
представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела
извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит
к следующему.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой Ульяновского
района проверкой выявлено, что на территории бывшего Текстильного комбината
АОЗТ «Иштекс» в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области ***,
расположено защитное сооружение (далее по тексту - Убежище), инв. № 177-73, не имеющее
собственника и содержащееся с нарушением Правил.
Убежище находится в
ненадлежащем состоянии и не соответствует требованиям инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны; у него более 5 лет отсутствует
балансодержатель ЗС ГО и организации, которым возможна передача их в
оперативное управление, хозяйственное ведение. Ранее балансодержателем данного
убежища являлся Текстильный комбинат имени М.А. Гимова, впоследствии
реорганизованный в АОЗТ «Иштекс», которое решением Арбитражного суда
Ульяновской области от 16.05.2005 признано несостоятельным (банкротом).
Спорное Убежище
включено в реестр защитных сооружений гражданской
обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным № 177-73).
Разрешая
настоящий спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой
инстанции исходил из того, что бомбоубежище, расположенное по адресу: ***, входит в число защитных сооружений гражданской обороны, которые не указаны в
Приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации
от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности
в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и
муниципальную собственность», и в силу п.2.1.37 Государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993
№2284, относится к объектам, находящимся в федеральной собственности,
приватизация которых запрещена.
В
связи с этим суд пришел к выводу о том, что названное убежище в силу закона
является федеральной собственностью, полномочия по управлению и распоряжению
которой осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным
имуществом и его территориальные управления.
С
данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии с пунктом 3
Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №
3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на
федеральную собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной
собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению,
независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной
подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик
в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их
верховных советов, Советов народных депутатов.
Как верно указано
судом, спорное Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не
указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, и, следовательно, со
дня вступления в силу этого Постановления
стало относиться к федеральной собственности.
Поскольку бомбоубежище, расположенное по адресу***, относится к
защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной
собственностью, но в течении длительного периода времени в реестр федерального
имущества не включено, находится в состоянии непригодном для его использования
по прямому назначению, то районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии
со стороны Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом
в Республике Татарстан и Ульяновской области бездействия, в связи с чем
удовлетворил административный иск прокурора.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как
основанные на неверном толковании закона.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.1992 №737 «О передаче
негосударственных предприятий и организаций, а также иного государственного
имущества в государственную собственность Ульяновской области», в Перечне
арендных и государственно-кооперативных предприятий, в пользовании которых
находится государственное имущество, передаваемое в государственную
собственность Ульяновской области (приложение №2) указано арендное предприятие
«Текстильный комбинат им.Гимова, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, при этом
перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в составе указанного
имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации, в
названном Постановлении отсутствует. Спорное убежище в качестве
самостоятельного объекта, передаваемого в государственную собственность
Ульяновской области, в Постановлении также не поименовано.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения
апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона,
предусмотренных ст. 310
КАС РФ, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 20 июня 2019 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по
управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской
области
– без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи: