Судебный акт
О понуждении включить объект гражданской обороны в реестр федеральной собственности
Документ от 09.06.2020, опубликован на сайте 23.06.2020 под номером 88195, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие, выразившееся в не включении защитного сооружения гражданской обороны в реестр объектов федеральной собственности и обязании включить указанный объект в реестр объектов федеральной собственности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Касымова Э.Р.                                                         Дело № 33а-1800/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            9 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Логинова Д.А., Буделеева В.Г.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2019 года по делу №2а-225/2019, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, выразившееся в невключении  защитного сооружения гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: *** в реестр объектов федеральной собственности.

Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: *** в реестр объектов федеральной собственности.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по невключению защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО, убежища), расположенного по адресу: *** инв. № 177-73, в реестр объектов федеральной собственности, обязав включить указанное защитное сооружение в реестр объектов федеральной собственности.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки выявлено, что на территории бывшего Текстильного комбината АОЗТ «Иштекс» в р.п.Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области ***), расположено защитное сооружение,                         инв. № 177-73, не имеющее собственника и содержащееся с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

Поскольку с силу приложения №1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности, то административным ответчиком нарушен единый порядок  создания на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ МЧС России по Ульяновской области, Агентство государственного имущества Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.

Полагает, что спорный объект гражданской обороны не относится к собственности Российской Федерации. Полномочия собственника в отношении указанного объекта выполняет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области. Ссылаясь на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1, указывает, что исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Убежища не относятся к запасным пунктам управления и, соответственно, названное Постановление Верховного Совета Российской Федерации не устанавливает, что защитные сооружения относятся исключительно к федеральной собственности. В силу закона объекты гражданской обороны могут находиться как в собственности Российской Федерации, так и в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.1992 №737 все имущество арендного предприятия «Текстильный комбинат им.Гимова», на балансе которого находилось указанное защитное сооружение, было передано в государственную собственность Ульяновской области. Просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении административного иска.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, проведенной прокуратурой Ульяновского района проверкой выявлено, что на территории бывшего Текстильного комбината АОЗТ «Иштекс» в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области ***, расположено защитное сооружение (далее по тексту - Убежище),                       инв. № 177-73, не имеющее собственника и содержащееся с нарушением Правил.

Убежище находится в ненадлежащем состоянии и не соответствует требованиям инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;           у него более 5 лет отсутствует балансодержатель ЗС ГО и организации, которым возможна передача их в оперативное управление, хозяйственное ведение. Ранее балансодержателем данного убежища являлся Текстильный комбинат имени М.А. Гимова, впоследствии реорганизованный в АОЗТ «Иштекс», которое решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.05.2005 признано несостоятельным (банкротом).

Спорное Убежище включено в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным № 177-73).

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что бомбоубежище, расположенное по адресу: ***, входит в число защитных сооружений гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», и в силу п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, относится к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что названное убежище в силу закона является федеральной собственностью, полномочия по управлению и распоряжению которой осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные управления.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

Как верно указано судом, спорное Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, и, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления стало относиться к федеральной собственности.

Поскольку бомбоубежище, расположенное по адресу***, относится к защитному сооружению гражданской обороны, и в силу закона является федеральной собственностью, но в течении длительного периода времени в реестр федерального имущества не включено, находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению, то районный суд пришел к обоснованному выводу о наличии со стороны Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области бездействия, в связи с чем удовлетворил административный иск прокурора.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании закона.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.1992 №737 «О передаче негосударственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ульяновской области», в Перечне арендных и государственно-кооперативных предприятий, в пользовании которых находится государственное имущество, передаваемое в государственную собственность Ульяновской области (приложение №2) указано арендное предприятие «Текстильный комбинат им.Гимова, Ульяновский район, р.п. Ишеевка, при этом перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в составе указанного имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации, в названном Постановлении отсутствует. Спорное убежище в качестве самостоятельного объекта, передаваемого в государственную собственность Ульяновской области, в Постановлении также не поименовано.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2019 года оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: