Судебный акт
Оспаривание законности выдачи жилищного сертификата
Документ от 27.02.2007, опубликован на сайте 24.04.2007 под номером 8816, 2-я гражданская, о признании недействительной выдачи жилищного сертификата, взыскании вплаченных по жилищному сертификату денежных средств, Оставлено без изменения

Дело № 33-***-2007

Судья: Нефедов О.Н.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

27 февраля 2007 года                         г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам  Ульяновского областного суда  в составе:

председательствующего: Шлотгауэр Л.Л.,

судей: Булгакова Г.М., Николаевой Р.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 января 2007 года, которым постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Правительства Ульяновской области к Л*** о признании недействительной  выдачи государственного жилищного сертификата серии  ВС № ***, взыскании  в федеральный бюджет выплаченных по указанному государственному жилищному сертификату денежных средств  - отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Правительство Ульяновской области обратилось в суд с иском к Л***о взыскании выплаченных ему по государственному жилищному сертификату  денежных средств в сумме 381 150 руб.

Требования мотивированы тем, что 15.10.2005 года Правительством Ульяновской области Л*** незаконно был выдан жилищный сертификат на одного человека на сумму 381 150  руб. Л*** был уволен с военной службы в запас 21.10.1993 года по сокращению штатов. В соответствии с действующим законодательством жилищные сертификаты выдаются при условии сдачи ранее занимаемой жилой площади. Однако ответчик по прежнему месту службы занимаемое им жилье не сдал.

Представитель Правительства области в судебном заседании уточнил и дополнил заявленные ранее требования и просил признать незаконной выдачу ответчику сертификата и взыскать в федеральный бюджет 381 150 руб.

Судом в качестве третьего лица по делу привлечена мэрия города Ульяновска.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что оно не является надлежащим истцом, а суд в нарушение действующего законодательства не привлек в дело надлежащего истца в лице государственного заказчика Программы. 

Изучив  материалы дела, обсудив  доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Правительства области - Ж***, ответчика,  судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что  Л*** проходил службу в Вооруженных силах Республики Беларусь и проживал г. Борисов Республики Беларусь в трехкомнатной квартире. Приказом Министра Обороны от 08.10.1993 года он был уволен со службы в связи с сокращением  численности Вооруженных сил. На момент увольнения он имел выслугу 20 лет и 1 месяц.

В занимаемой им по месту службы квартире осталась проживать бывшая супруга. После увольнения избрал постоянным местом жительства г. Ульяновск, куда переехал  в 1994 году. В настоящее время ответчик является гражданином РФ. Решением  жилищной комиссии  мэрии города Ульяновска от 07.06.1994 года Л*** был поставлен в очередь на получение жилья. Рабочей группой по реализации программы «Государственные жилищные сертификаты»  05.10.2005 года было принято решение о выдаче Л*** государственного жилищного сертификата на состав семьи из одного человека.  15.10.2005 года Правительством Ульяновской области ответчику был выдан сертификат  на предоставление из федерального бюджета субсидии в размере 381 150 руб. для приобретения жилья. 19.12.2005 года указанная сумма была перечислена в счет оплаты подобранной Л*** однокомнатной квартиры, расположенной в г. Ульяновске по ул. ***.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которых расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Из материалов дела следует, что Республика Беларусь не заявляет каких-либо притязаний к ответчику о сдаче им жилья в г. Борисов.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств, истец имел право на получение жилья в избранном им постоянном месте жительства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, что судом при разрешении спора нарушены нормы гражданско-процессуального закона, выразившиеся в непривлечении государственного заказчика Программы в качестве истца, являются надуманными и не основанными на законе. Нормы Гражданско-процессуального кодекса не обязывают суд производить замену ненадлежащего истца.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон применен правильно.

Оснований для отмены судебного решения нет.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 января 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: