Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения суда
Документ от 10.06.2020, опубликован на сайте 29.06.2020 под номером 88108, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-197/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

10 июня 2020 года                                                                           г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Еничевой Анны Александровны к Министерству строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Еничева А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 сентября 2013г. на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области была возложена обязанность  предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Ульяновска. 

19 марта 2014г. было возбуждено исполнительное производство. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушены её жилищные права. 

В связи с  этим Еничева А.А. просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 000 руб. 

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика были привлечены Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Управление федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании представитель истца – Дычкова О.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Министерство финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство.

Указывает, что нарушение установленных законодательством РФ сроком исполнения  судебного акта само по себе не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Считает заявленный истцом размер компенсации завышенным, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Указывает на то, что Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 4 тысячи руб.

В Законе Ульяновской области от 22 ноября 2019г. № 124-ЗО  «Об областном бюджете Ульяновской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Со ссылкой на часть 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, указывает на то, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В письменном отзыве на иск Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области указывает на то, что Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. По итогам состоявшихся торгов заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве.   В 2018 году торги не объявлялись  из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете. Объявленные в марте 2019г. торги не состоялись по причине отсутствия заявок ввиду низкой средней рыночной стоимости одного квадратного места жилья на территории Ульяновской области, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. После исполнения заключенных государственных контрактов и оформления права собственности на данные квартиры истец будет обеспечена жилым помещением.

В остальном доводы возражений аналогичны с доводами Министерства финансов Ульяновской области. 

Исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-7507/2013, материалы исполнительного производства № 8689/14/17/73,суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 сентября 2013г. был удовлетворен иск Еничевой А.А. - на Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области возложена обязанность предоставить Еничевой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории МО «город Ульяновск» в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу.

13 марта 2014г. по данному решению выдан исполнительный лист, на основании которого  19 марта 2014г. в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2014г. произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области № 25/557-П от 16 ноября 2018г. полномочия в рамках обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 1 января 2019г. осуществляет Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 июля 2019г. произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на Министерство  строительства и архитектуры Ульяновской области.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

До настоящего времени решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 сентября 2013г. не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Еничева А.А.  обратилась в суд 25 марта 2020г., т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ и частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения с даты возбуждения исполнительного производства по день рассмотрения дела составляет 6 лет 2 мес. 21 день.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством финансов Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Еничева А.А. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Еничевой А.А.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Также истец просила взыскать в свою пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб., расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя в размере 1700 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (пункты 4, 7 статьи 106 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как указано в статье 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом в связи с рассмотрение дела понесены расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., которые подлежат возмещению.

Учитывая сложившиеся в Ульяновской области на рынке юридических услуг расценки, юридическую сложность административного дела, объем подготовленного и собранного материала, участие представителя в судебных заседаниях первой инстанции, их количество и продолжительность, суд считает расходы истца на представителя в сумме 5000 руб. разумными и подлежащими возмещению истцу.

Расходы истца на оформление нотариально удостоверенной доверенности возмещению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Из доверенности серии 73 АА 1765219 от 15 января 2020 года, выданной Еничевой А.А. на имя Дычковой О.В. не следует, что она выдана представителю только для участия в настоящем деле.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Еничевой Анны Александровны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Еничевой Анны Александровны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере *** судебные расходы в сумме 5300 руб. с перечислением денежных средств на расчетный счет Еничевой Анны Александровны № ***, открытый в Ульяновском отделении ПАО Сбербанк № 8588,  ИНН банка получателя 7707083893, БИК банка получателя 047308602, кор. счет 30101810000000000602, код подразделения 548588024.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Еничевой Анне Александровне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части взыскания компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                         Трифонова Т.П.